Автор: Шальнева Ирина Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №178" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: конспект интегрированного занятия по слушанию Тема: "Симфонический оркестр" Раздел: дошкольное образование
Занятие по слушанию музыки в подготовительной
группе «Симфонический оркестр»
Конспект музыкально - тематического занятия по слушанию музыки в
подготовительной группе
Тема: «Симфонический оркестр»
Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с понятием «симфонический оркестр»,
«дирижёр», расположением инструментов в оркестре.
Развивающие: Развивать музыкальное мышление, умение анализировать,
сравнивать. Расширять кругозор и словарный запас детей «консерватория»,
«симфонический оркестр», «дирижёр».
Воспитательные: Воспитывать музыкально- художественный вкус.
Способствовать формированию потребности слушать классическую музыку.
Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального
восприятия симфонической музыки.
Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрации музыкальных инструментов.
Ход:
1.(Дети входят в зал. Исполняется музыкальное приветствие «Доброе утро»).
Музыкальный руководитель:
«Здравствуйте, мальчики! »-«Здравствуйте! »
«Здравствуйте, девочки! »- «Здравствуйте! »
«С хорошим настроением утро мы встречаем»-
«Всё, чему научат нас, мы запоминаем! »
Ребята, сегодня я приглашаю вас в консерваторию. Кто знает, что такое
«консерватория? » (ответы). Да, консерватория- это высшее музыкальное
учебное заведение, в котором ученикам даётся полное музыкальное
образование и откуда они выходят композиторами, учителями, певцами или
музыкальными исполнителями. Проходите и удобно располагайтесь в нашей
консерватории. (слайд 1)
(Дети удобно располагаются в зале)
Сегодня, ребята, я предлагаю вам послушать музыку Антонио Вивальди из
альбома «Времена года» - «Ноябрь». (слушают)
Какие инструменты вы услышали? Как они звучали (ответы). Это играл
оркестр- коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное
произведение. Оркестры стали появляться давным-давно. Сейчас существуют
симфонические, струнные, духовые, шумовые музыкальные оркестры.
Самый богатый по составу инструментов- симфонический оркестр. Он может
исполнять разную музыку, передавать тончайшее настроение человека.
Предлагаю вам послушать 2 произведения: «Серенада» композитора
Шуберта и «Тарантеллу» неаполитанский народный танец.
А теперь расскажите, какую музыку вы услышали. Что вы почувствовали,
когда слушали «Серенаду»? Какое, на ваш взгляд, настроение
вызывает «Тарантелла»? (ответы)
Ребята, а давайте своим хорошим настроением поделимся с нашими гостями?
Становитесь парами в круг, да поскорей, чтобы всем нам стало веселей!
Танец «ТАРАНТЕЛЛА»
Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать
красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать
раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре
собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой
достигает ста! (слайд 2)
Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы.
Здесь есть свой король – управляющий оркестром. Его называют - дирижёр.
(слайд 3).
Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при
этом и не произносит ни одного слова. Ребята, сейчас я вам покажу
фотографии разных дирижеров, а вы мне должны сказать – какую музыку
исполняет его оркестр (грустную, веселую, торжественную, героическую,
трагическую и т.д.). Спрошу только тех, кто правильно поднимает руку.
Игра «Угадай эмоцию» (презентация)
Молодцы ребята! Справились с таким сложным заданием! Мальчики и
девочки, а вы заметили, каким инструментом пользуется дирижер? (только
палочкой). Совершенно верно! Только поднимет её, стукнет легко о подставку
для нот и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все
инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Видео симфонического оркестра «Осенняя песня» Чайковский времена
года
Ритмическая игра «Моя скрипка»
Волшебница скрипка, люблю голос твой,
Он плачет, смеётся, ты пой скрипка, пой!
О солнце, о ветре, о доме вдали,
О том, как далёко плывут корабли,
О том, как голубка гнездо своё вьёт,
О том, что волна нам на берег прибьёт.
В тебе ветра голос, в тебе солнца свет,
В тебе правды сказка и на вопросы ответ.
Как мир молода ты, как мир ты стара,
Тебя слушать буду с утра до утра.
Ведущая:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, танцы, шутки, смех.
Да, ребята! Музыка – это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко-
далеко, в мире звуков. Я и наши гости, ребята, уже убедились, что вы умеете
наслаждаться красотой и богатством музыки. А скажите, сможете ли вы
узнать произведение по небольшому фрагменту?
Предлагаю провести интересную игру «Угадай мелодию», которая определит
ваш музыкальный кругозор. И покажет нашим гостям, какие вы у меня умные
и внимательные! Согласны? Тогда приступим!
(Звучит музыка игры)
Презентация «Угадай мелодию»
Ведущая: Прежде всего, нам нужно разделиться на две команды.
Обратите внимание на то, что в зале вы сидите по разные стороны зала, уже
разделившись на две команды. Я буду давать задания по очереди обеим
командам,
а
наш
внимательный
воспитатель…..будет
смотреть,
кто
из
команды первым поднимет руку, сидит красиво и не выкрикивает - того и
спрошу.
Объявляю 1 тур игры!
Итак, первое задание. Нашим командам надо угадать, как называется эта
песня, или можно пропеть эту песню со словами.
1.
чунга – чанга,
2.
песенка художника,
3.
осень очень хороша,
4.
светит солнышко,
5.
мой дом россия,
6.
неприятность эту.
Молодцы ребята с первым заданием мы справились, и я объявляю
музыкальную паузу! Встанем возле стульчиков.
Песня «Неприятность эту»
2 тур - персонаж
Итак, продолжаем нашу игру. Ребята, а вы любите мультфильмы? Сейчас
посмотрим! Задание будет уже чуть сложнее, нашим участникам надо
внимательно послушать музыку и угадать, кто поет эту песенку! Какой
сказочный герой? И сейчас я разрешаю вам говорить хором, то есть всем
вместе.
1) «Маша»; 2); «Крокодил Гена»; 3) «Львенок и Черепаха»; 4) Чебурашка;
5)«Антошка» ;6) «Фиксики»…
3 тур – теоретический.
Вопросы: 1) Музыкант, руководитель симфонического оркестра? (дирижер)
2) Человек, сочиняющий музыку? (композитор)
3) Произведение, которое поют? (песня)
4) Произведение, которое танцуют? (танец)
5) Танец, который танцуют плавно кружащиеся пары? (вальс)
6) Цветок, имеющий музыкальное название? (колокольчик)
Молодцы! Ребята, вы со всеми заданиями справились! Я вами горжусь!
Умнички! Ну, момент настал узнать, какая же команда больше всех дала
правильные ответы! А помогут нам определить это наши гости…Взрослые
по моей команде будут хлопать в ладоши, и та команда, которой громче всех
аплодировали – выиграла! Первая команда… вторая команда… Ребята, ну я
думаю, что победила дружба!
Дети: Ольга Владимировна, а вы можете угадать песню по одному только её
описанию?
Муз.рук.: Не знаю, можно попробовать, я думаю, гости наши мне помогут!
Дети: Давайте их проверим!
Конкурс для гостей (загадывают дети и пользуются сами проектором)
1. Моя песня про южный остров. (Чунга-чанга.)
2. А моя песня о том, от чего становится теплее и веселее человеку. (Улыбка.)
3. Эта песня о больших лохматых животных. (Песенка о медведях).
4. Моя песня о том, что мило и дорого каждому человеку. (С чего начинается
Родина?)
5. Песня, которую я загадала, о времени года, когда рощи перестают
разговаривать. (Отговорила роща золотая).
Муз.рук.: Всем спасибо за вниманье, но пришла пора прощанья.
Музыкальное «До Свидания»