Коррекционно-развивающая деятельность с использованием мнемотаблиц. Дифференциация звуков л-ль:"Лесное путешествие".
Автор: Радаева Ольга Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ МО "Центр развития ребенка - детский сад № 200 Населённый пункт: г.Краснодар Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекционно-развивающая деятельность с использованием мнемотаблиц. Дифференциация звуков л-ль:"Лесное путешествие". Раздел: дошкольное образование
«Лесное путешествие»
МАДОУ МО ««Центр развития ребенка - детский сад № 200»
учитель-логопед
Радаева Ольга Викторовна
г. Краснодар,2016
Аннотация
Непременное условие всестороннего развития ребенка-это правильная речь.
В образовательных учреждениях большое внимание уделяется взаимосвязи и
преемственности в работе всех специалистов, а также помощи родителей,
которые выполняя задания логопеда дополнительно занимаются с ребенком.
Коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием речи
базируется на лексических темах. За многолетний опыт наблюдений и
занятий с детьми с нарушениями речи, наибольшую эффективность в
коррекции речевых нарушений приносит включение в план работы заданий и
упражнений по изучаемой лексической теме.
Вашему вниманию я предлагаю конспект логопедического занятия, на
лексическую тему “Дикие животные и их детеныши”. Материал, который я
использую на занятие ,соответствует имеющимся у детей знаниям, умениям и
навыкам. С учетом интересов детей были подобраны задания. Дети могли
выполнить сами все упражнения , в случае неудачи прибегнуть к помощи
друга. Все задания вызывали положительный эмоциональный интерес.
Достигая нужного результата ,
ребята учились взаимодействовать и
сотрудничать. На занятии использовались новые инновационные технологии
(мнемотехника и здоровье-сберегающая технологии).
Проводилась работа над обогащением словаря по теме “Дикие животные и
их детёныши” . Проводилась работа по развитию связной речи, лексико-
грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры речи, формирование
фонематических функций, а также по профилактике различных форм
дисграфии (оптической, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза).
Были использованы различные методы подачи материала: словесный,
наглядный, практический, а также метод стимулирования и мотивации детей.
Эффективное использование перечисленных методов позволило достичь
поставленной цели и решить запланированные задачи.
Занятия связанные единой тематической нитью, позволили каждому из детей
проявить себя, показать свои знания. Каждый из ребят был активным
участником воспитательно-образовательного процесса.
Лексическая тема:
«
Дикие животные наших лесов»
«Лесное путешествие»
Особенности коррекционно-речевой работы с детьми с фонетико-
фонематическим и общим недоразвитием речи.
Тип мероприятия
Совместная коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда и
воспитанников по дифференциации звуков [Л] – [ЛЬ] – подгрупповое занятие
в рамках планирования по формированию фонетико-фонематической
стороны речи.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательно-речевое;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое.
Цели:
- совершенствовать коммуникативную функцию речи;
- воспитывать чувство коллективизма;
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать положительную учебную мотивацию и интерес к занятиям.
Задачи:
Коррекционные:
- закрепление навыков дифференциации звуков [Л] – [ЛЬ], дифференциация
их в словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
Образовательные:
- закреплять представления о диких животных,
- формировать связную речь, умение составлять рассказ по мнемотаблице.
Развивающие:
- развивать память, слуховое внимание, фонематический слух,
-развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;
- развивать умение составлять предложения по картинкам;
Воспитательные:
- учить работать в коллективе.
Оборудование : 1) ковер; 2) изображения деревьев; 3) силуэты диких
животных (лиса, волк, олень, белка, лось); 4) звуковые сигналы (твердый звук
– синий кружок, мягкий звук – зеленый кружок), цветные капли: - синие-
обозначающие твердые согласные, зеленые – мягкие согласные; 5) домики с
окошками – со схемой слоговой структуры слов; 6) схема предложения; 7)
схема-загадка ,,Расшифруй слово,,;
8) Лесовик (мягкая игрушка ); 9) буквы : Л , Е, Ж , И , К; 10)
Мнемотаблица ,,Ежик,,.
Ход занятия
Логопед: К нам в гости пришел Лесовик. Он приглашает нас в путешествие в
лес. А для этого мы должны расшифровать слово. Л С Е 1 3 2 (логопед
выставляет на доску буквы и цифры ) Дети: ЛЕС
Логопед – Молодцы! Правильно отгадали слово.
Логопед :Каких животных живущих в лесу вы знаете? Они спрятались.
Попробуйте угадать и назвать, что это за животные (по краю ковролина
выставлены перевернутые силуэты животных).
Дети: волк, белка, лось ( дети по очереди переворачивают картинки и
называют животных)
Логопед: Посмотрите какие хитрые названия у этих животных. В них
спрятался один одинаковый звук (логопед повторяет названия животных и
утрированно произносит звук [ Л ]
Дети: Это звук [ Л ]
Логопед: Подумайте, какой звук [ Л ] в этих словах. Твердый или мягкий ?
Дети: Твердый звук [ Л ] .
Логопед – А вот еще под елкой спрятались какие – то звери (дети
переворачивают картинки и называют их.)
Дети: Лиса, олень.
Логопед:Назовите животных в названии которых звук[ ЛЬ] мягкий ? Дети
называют.
Логопед : Лесовик хочет загадать вам задание. Проведи дорожки от картинок
к схемам слов. Отгадайте, где стоят звуки [ Л ] [ ЛЬ ] в словах ( дети по
очереди соединяют дорожку- тесемку со схемой с картинкой животного.)
Логопед: Где стоит звук [ Л ] в слове волк ?
Дети: Звук [ Л ] стоит в середине слова.
Логопед : Где стоит звук [ Ль ] в слове лиса?
Дети: Звук [ ЛЬ ] стоит в начале слова.
Логопед: Где стоит звук [ Л ] в слове белка ?
Дети: Звук[ Л ] стоит в середине слова.
Логопед :Где стоит звук[ Л] в слове лось ?
Дети: В слове лось звук [ Л ] стоит в начале слова.
Логопед: Где стоит звук[ ЛЬ ] в слове олень ?
Дети: В слове олень звук [ ЛЬ ] стоит в середине слова.
Дидактическая игра ,, Где чей домик ? Логопед : Но вот надвинулась
темная туча .Животным нужно спрятаться в домиках. Лесовик хочет знать где
чей домик. Очень просто! Сколько слогов в названии животного, столько и
слогов. Давайте поможем животным ( дети по выбору расселяют животных в
домики и называют количество слогов ).
Логопед : Где живет волк ?
Дети: В домике с одним окошком, потому что в слове волк один слог. И т.д.
Логопед: Пошел дождь . Что это появилось (логопед выкладывает на
ковролине капельки).
Дети: Это капли дождя.
Логопед: А что образовалось из капелек ?
Дети : Это лужи. (логопед выкладывает лужи )
Логопед: Есть ли звук [ Л] в этих словах , какой он и где находится ?
Дети: В слове лужи звук[ Л ] - твердый, он стоит в начале слова. В слове
капли звук[ ЛЬ] мягкий и находится в середине слова.
Логопед : Посмотрите наши лужи не простые.. Надо разместить лужи около
домиков животных, по схеме определить название какого животного
спряталось в лужице. (Дети выполняют задание и объясняют, почему так
выполнили ).
Дети: Эта лужа подходит к дому лисы. В слове лиса 4 звука Первый звук
мягкий, второй и четвертый - гласные, а третий согласный, твердый.
(Аналогично все дети объясняют свои действия. ) Логопед: Давайте немного
отдохнем и поиграем с нашими ручками.
Координация речи с движением Дождик .
Ручки поднимаем (Поднимаем руки)
Тучки разгоняем (Опускаем руки)
Солнце яркое свети (Дети машут руками)
Серый дождик прогони! (Прогоняя дождь.)
Здоровье сберегающая технология
Логопед: Ну вот и закончился дождик. Давайте посмотрим на солнышко и
выполним гимнастику для глаз ( по кругу 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3
раза против часовой стрелке. И лежащие восьмерки – в разные стороны).
Поиграли с глазками, сняли напряжение глаз. А теперь выглянуло солнышко.
Звери могут идти в лес. Как называются животные которые живут в лесу ?
Дети - Дикие животные.
Логопед - Лесовик хочет поиграть с вами в игру ,, Буквы рассыпались.,,
(Логопед показывает детям под елку, где находятся рассыпанные буквы)
Отгадайте - Кто спит под елкой? (дети собирают слово)
Дети: Ежик.
Логопед: Молодцы!! Давайте с вами составим схему предложения. Ежик спит
под елкой (анализ предложения . Дети выкладывают на ковролине схему
предложения ).
Логопед - Сколько слов в предложении ?
Дети : В этом предложении 4 слова.
Логопед: Назовите первое слово .
Дети: Ежик .
Логопед : Какое второе слово ?
Дети : спит
Логопед: Третье слово
Дети : --- под--
Логопед : Как называется это маленькое слово ?
Дети: Это предлог .
Логопед: Назовите четвертое слово.
Дети: -елкой .
Логопед: Вы у меня умнники!
Пересказ ,,Ежик (с использованием мнемотаблицы)
В лесу под елкой жил ежик .Однажды ежик побежал в сад за яблоками. А тут
волк. На ежика зубами – щелк . Ежик свернулся в клубок. Волк схватил
ежика, завыл от боли и убежал. А ежик побежал за яблоками (см.
мнемотаблицу)
«Мнемотаблица 'Ёжик'.»
Лесовик дарит вам новые пазлы с дикими животными.
При разработке был синтезирован опыт таких педагогов как Н.В. Нищева,
Н.Э. Теремкова, З.Е. Агранович; илюстрированный материал интернет-
ресурсов.
Рекомендация:
Как работать с текстом по мнемотехнике?
1. Сначала читаете произведение.
2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-
графический план текста.
3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные
картинки картинно-графического плана.
4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-
графическому плану.
5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его
сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить
попытку.