Напоминание

Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС.


Автор: Мулдарова Мзия Васильевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т.Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад





Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС
Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно — деятельностного подхода. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи Стандарта. Сегодняшняя система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Основным результатом обучения в современной школе должно быть развитие личности обучаемых на основе учебной деятельности. Для достижения этих результатов образования недостаточно изменить содержание используемых УМКС и структуры учебных занятий, вместе с ними меняется и роль педагога. В условиях реализации ФГОС, основой повышения эффективности образовательного процесса явл яет ся профессиональная компетентность учителя. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности педагогов, участвующих в реализации нового Стандарта. В соответствии с ФГОС учитель является воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы. Согласно Требованиям к кадровым условиям реализации основной образовательной программы общего образования в компетентность нового учителя «входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно- коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно- методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении. Исходя из требований Стандарта, современный учитель должен обладать следующими компетенциями: «…В профессиональной подготовке: а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями; б) знать философию образования; -возрастную и педагогическую психологию, педагогику, основные направления региональной образовательной политики; — способы оценки показателей интеллектуального, нравственного развития ребенка; — показатели формирования гражданской зрелости человека; — сущность современных педагогических технологий и методик,
а) уметь
: оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося; — выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, — применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы; — организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию; — реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; вести документацию; — использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
б)

владеть:
конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений; — современными технологиями проектирования образовательной среды; — методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; Касательно предметной подготовки требования Стандарта обозначены следующим образом: учитель должен а) знать
:
содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; состав и особенности УМК и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
в) уметь:
использовать частные методики; анализировать программы, УМК и отдельные дидактические материалы; разрабатывать программы внеурочной деятельности; разрабатывать дидактические материалы…» Список компетенций, как мы видим, достаточно велик. Овладение ими не представляется возможным без самообразования педагога. Т.о. самообразование учителя по своей сути является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС. Ниже хотелось бы привести примеры практических рекомендаций д л я самообразования современного учителя иностранного языка, работающего (или готовящегося работать) по новым Стандартам. Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это предполагает взаимодействие учащихся в группах различного количественного состава. В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Для воспитания этих качеств, а также для организации такого взаимодействия на уроке иностранного языка учителю необходимы знания о психологии работы в группе. В запасе каждого учителя имеется, по меньшей мере пара-тройка интересных приемов деления обучаемых на рабочие группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей учебного занятия и времени, которым располагает учитель. Примерами наиболее интересного деления могут быть: — деление по цвету карточек, ленточек и т.п. Этот тип деления можно разнообразить, если связать ленточки разных цветов в одну, тогда, казалось бы, предсказуемый способ деления на пары (по совпадению цвета) окажется неожиданным, т.к. пара будет образована из, к примеру зеленой и желтой ленты; — по ранжиру: деление по цвету глаз, волос, месяцам рождения или другим признакам. — деление по словам, относящимся к одной теме (т.е объединение происходит по принципу тематических слов; с помощью такого упражнения можно также контролировать усвоение ЛЕ); Работа в группах, согласно Стандарту, организуется с целью обучения взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать другого, умение ребят вырабатывать совместные решения также зависит от компетентности и педагогической зоркости учителя. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что во время учебных и внеучебных занятий не только ученик научится планировать и проектировать свою деятельность, но и сам учитель для успешного построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Обязательным условием становится уверенное владение стандартными офисными программами Word, Excel, Power Point, а также овладение программами мультимедийных приложений (напр. мультимедийной
доски). важно также умение свободно ориентироваться в поисковых системах и в Internet, умение работать и создавать ЭОР, умение анализировать компьютерные обучающие программы и применять их сообразно целям учебного занятия, акцентируя внимание на развитие системы универсальных учебных действий. Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в реализации стандартов нового поколения ключевой фигурой является учитель. Личность педагога, его знания и достоинства являются залогом успеха учащихся. Организуя учебный процесс обучения иностранным языкам, современному учителю необходимо не только хорошо владеть предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых подчеркивает государственный Стандарт. Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, одним из главных показателей качества профессиональной подготовки педагога сегодня является такая личностная характеристика, как готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.


В раздел образования