Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС.
Автор: Мулдарова Мзия Васильевна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т.Уренгой Наименование материала: Статья Тема: Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС. Раздел: среднее образование
Требования к учителю иностранного языка в условиях перехода на ФГОС
Меняется время, меняются люди.
И вот уже сегодня
каждое образовательное
учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество,
которому
необходимы
высокообразованные,
целеустремленные,
конкурентоспособные,
инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное
место в обществе.
Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно —
деятельностного
подхода.
Иностранный
язык,
имея
по
своей
сути
деятельностный
характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи Стандарта.
Сегодняшняя
система
образования
отказывается
от
традиционного
представления
результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Основным
результатом
обучения
в
современной
школе
должно
быть
развитие
личности обучаемых на основе учебной деятельности. Для достижения этих результатов
образования
недостаточно
изменить
содержание
используемых
УМКС
и
структуры
учебных занятий, вместе с ними меняется и роль педагога. В условиях реализации ФГОС,
основой
повышения
эффективности
образовательного
процесса
явл яет ся
профессиональная компетентность учителя.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования,
делают
необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и
радикальные
перемены
в
профессиональной
деятельности
педагогов,
участвующих
в
реализации нового Стандарта. В соответствии с ФГОС учитель является воспитателем,
союзником
психолога,
социального
педагога,
в
совершенстве
владеет
командной,
совместной, коллективной и парной формой работы. Согласно Требованиям к кадровым
условиям реализации основной образовательной программы
общего образования
в
компетентность
нового
учителя
«входит
осуществление
обучения
и
воспитания
школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-
коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-
методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной
программы общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Исходя
из
требований
Стандарта,
современный
учитель
должен
обладать
следующими компетенциями: «…В профессиональной подготовке:
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями;
б) знать философию образования;
-возрастную
и
педагогическую
психологию,
педагогику,
основные
направления
региональной образовательной политики;
— способы оценки показателей интеллектуального, нравственного развития ребенка;
— показатели формирования гражданской зрелости человека;
— сущность современных педагогических технологий и методик,
а) уметь : оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося;
— выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки,
— применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы;
—
организовывать
взаимодействие
с
детьми
и
подростками,
совместную
и
индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию;
—
реализовывать
в
своей
деятельности
функции
управления,
такие,
как
разработка
модулей
образовательных
программ,
в
том
числе
реализуемых
во
внеурочной
деятельности,
а
также
формирование
индивидуальных
образовательных
траекторий
обучающихся; вести документацию;
— использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на
различных видах носителей информации;
б)
владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений;
— современными технологиями проектирования образовательной среды;
— методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально
важной информации, обработки данных и их интерпретации;
Касательно предметной подготовки требования Стандарта обозначены следующим
образом:
учитель
должен
а) знать :
содержание
отраслей
научного
знания,
которые
положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных
сферах
человеческой
деятельности;
частные
методики,
позволяющие
реализовать
содержание
начального
общего
образования; состав
и
особенности
УМК
и
дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
в) уметь: использовать частные методики; анализировать программы, УМК и отдельные
дидактические
материалы;
разрабатывать
программы
внеурочной
деятельности;
разрабатывать дидактические материалы…»
Список
компетенций,
как
мы
видим,
достаточно
велик.
Овладение
ими
не
представляется возможным без самообразования педагога. Т.о. самообразование учителя
по своей сути является естественным и логичным требованием в контексте требований
ФГОС.
Ниже
хотелось
бы
привести примеры
практических
рекомендаций
д л я
самообразования
современного
учителя
иностранного
языка,
работающего
(или
готовящегося работать) по новым Стандартам.
Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к
обучению
в
сотрудничестве.
Это
предполагает
взаимодействие
учащихся
в
группах
различного количественного состава. В современном мире способность действовать в
команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду
с
надежностью,
готовностью
помочь,
чуткостью,
широтой
взглядов,
терпением
и
самоуважением.
Для
воспитания
этих
качеств,
а
также
для
организации
такого
взаимодействия на уроке иностранного языка учителю необходимы знания о психологии
работы в группе.
В запасе каждого учителя имеется, по меньшей мере пара-тройка интересных приемов
деления обучаемых на рабочие группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей
учебного занятия и времени, которым располагает учитель.
Примерами наиболее интересного деления могут быть:
— деление по цвету карточек, ленточек и т.п. Этот тип деления можно разнообразить,
если связать ленточки разных цветов в одну, тогда, казалось бы, предсказуемый способ
деления на пары (по совпадению цвета) окажется неожиданным, т.к. пара будет образована
из, к примеру зеленой и желтой ленты;
— по ранжиру: деление по цвету глаз, волос, месяцам рождения или другим признакам.
— деление
по
словам,
относящимся
к
одной
теме
(т.е
объединение
происходит
по
принципу
тематических
слов;
с
помощью
такого
упражнения
можно
также
контролировать усвоение ЛЕ);
Работа
в
группах,
согласно
Стандарту,
организуется
с
целью
обучения
взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать
другого,
умение
ребят
вырабатывать
совместные
решения
также
зависит
от
компетентности и педагогической зоркости учителя.
Деятельностный
подход,
составляющий
основу
современного
образования
предполагает, что во время учебных и внеучебных занятий не только ученик научится
планировать
и
проектировать
свою
деятельность,
но
и
сам
учитель
для
успешного
построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование.
Учитель
должен
быть
активным
пользователем
информационных
технологий,
свободно общаться в информационном пространстве. Обязательным условием становится
уверенное владение стандартными офисными программами Word, Excel, Power Point, а
также
овладение
программами
мультимедийных
приложений
(напр.
мультимедийной
доски). важно также умение свободно ориентироваться в поисковых системах и в Internet,
умение
работать
и
создавать
ЭОР,
умение
анализировать
компьютерные
обучающие
программы и применять их сообразно целям учебного занятия, акцентируя внимание на
развитие системы универсальных учебных действий.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в реализации стандартов нового
поколения
ключевой
фигурой
является
учитель.
Личность
педагога,
его
знания
и
достоинства являются залогом успеха учащихся. Организуя учебный процесс обучения
иностранным
языкам,
современному
учителю
необходимо
не
только
хорошо
владеть
предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых
подчеркивает государственный Стандарт.
Известно,
что
компетентность
не
существует
в
готовом
виде.
Компетентность
необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому
ли,
одним
из
главных
показателей
качества
профессиональной
подготовки
педагога
сегодня
является
такая
личностная
характеристика,
как
готовность
и
способность
к
саморазвитию и самообразованию.