Напоминание

Обществознание - текущий контроль знаний


Автор: Григорьевых Валентина Алексеевна
Должность: преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: Волжский филиал ФГБОУ ВО "ПГТУ"
Населённый пункт: Республика Марий-Эл, г.Волжск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обществознание - текущий контроль знаний
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Материал для текущего контроля знаний по дисциплине

«Обществознание»
(раздел «Общество как социальная система»)
ТЕМА 1. Общество как социальная система. Социологический анализ общества.

1.
Выберите для каждого понятия правильное определение, основные элементы и науку, которая это понятие изучает. Заполните таблицу. Понятия Определение Основные элементы Наука изучающая Определения : а) политическая организация данной страны, включающая определённую форму правления и органы власти; б) часть света или территория, которая имеет определенные границы, пользуется государственным суверенитетом; в) социальная система, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общностей, организаций. Основные элементы: суд, армия, юридические законы, население, территория, безработица, международный договор, аэрофлот, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт. Науки: политология, социология, география, экономика, психология, история.
2.
Сформулируйте определение: Общество – это ________________________________________________ Цивилизация – это ______________________________________________ Общественно-экономическая формация – это ________________________ ________________________________________________________________
3
. Ответьте на вопросы: а) Можно ли примитивное племя, размером с небольшую деревушку, назвать малой группой? ( да, нет ) ___________ А обществом? (да, нет) _________ б) Китай – это имя страны, общества или государства? ____________________________ А США? ______________________ в) Евразия - это страна, континент или общество? ________________________________ А Латинская Америка? __________
4.
Общество – это самая большая социальная группа, для которой характерны по определению американского социолога Э.Шилза, 8 признаков. Назовите и запишите их: 1. ___________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ И т.д.
5.
Дайте толкование нижеприведенных понятий:  Традиционное общество ________________________________________________  Сложное общество ____________________________________________________  Индустриальное общество ______________________________________________  Постиндустриальное общество __________________________________________  Социальный прогресс __________________________________________________
6.
Различают два вида социального прогресса. Какие? Что они означают?
Виды Название Определение 1 вид 2 вид
7
. Прочитайте внимательно и назовите понятие, заключенное в данном определении
___________________________________________________________________________
«революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени».
8
. В обществознании принято выделять несколько типологий обществ по разным признакам. Современная социология использует все типологии, объединяя их в определенную модель или схему. Какие стадии включает в себя цивилизационная схема? _____________________________________________________________________________
9 .
Сравнивая различные стадии развития человеческого общества, обществоведы выявили ряд закономерностей или законов. 1 закон- закон ускорения истории. 2 закон – закон неравномерности развития народов. Сформулируйте содержание этих законов. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
10.
Период 1985-2000гг. в жизни нашей страны был насыщен многочисленными преобразованиями. То и дело принимались новые постановления, указы, проекты. Соберите из учебной литературы и периодической печати информацию о них и сгруппируйте их по содержанию. экономические социальные политические
11.
Различают два вида модернизации. Назовите их и выделите основные черты. Виды модернизации Основные черты Примеры проявления
12.
Подумайте и ответьте на вопрос. Если история ( общество) развиваются только либо прогрессивно, либо регрессивно, чем различаются эти направления? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
13.
Проверьте свои знания в отечественной истории !Имел ли место в России конца 20 века экономический прогресс? А технический? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

ТЕМА 2. Культура как социальный институт.

1
. Найдите правильные определения. Культура – это: а) предметная и символическая среда, созданная человеком; б) совокупность результатов деятельности человека; в) драматический театр, опера, картинная галерея; г) все то, что характеризует образ жизни, либо всего общества, либо какой-то его части.
2
. Назовите основные элементы культуры. 1) _____________; 2) _____________; 3) _____________; 4) ________________.
3
.Приведите как можно больше примеров проявления культуры Материальной Нематериальной
4
. Сформулируйте определение - культура личности ___________________________________________________________ - личная культура _____________________________________________________________ - культурное наследие _________________________________________________________ - артефакты ___________________________________________________________________ - ценности ____________________________________________________________________
5
. Узнайте определение каких понятий приведены ниже. А) ценности, традиции, взгляды, разделяемые частью общества, которая имеет возможность навязывать их обществу в целом, так как она составляет большинство__________________________________________________________________; Б) культура группы и социального слоя _________________________________________
6.
Поработайте со словарем и выпишите определения понятий:  Образ жизни ___________________________________________________________  Привычки _____________________________________________________________  Манеры _______________________________________________________________  Обычаи _______________________________________________________________  Традиции ______________________________________________________________  Этикет ________________________________________________________________
7.
Некоторые современные исследователи выделяют различные типы ценностей. Назовите их и выделите главные признаки, присущие каждому типу. Типы ценностей Главные признаки
8
.Систематизируйте перечисленные ниже ценности по известным вам типам ценностей. Представление о добре и зле, образование, жизнь, честность, должность свобода слова, доброжелательность, представление о смысле жизни, вера в Бога, привязанность к родному городу, правопорядок, здоровье, совесть, привязанность к семье.
9.
Выделите и запишите характерные признаки трех форм культуры.
Формы культуры Название формы Признаки 1 форма 2 форма 3 форма
10.
Определите к какой из 3-х форм культуры относятся следующие произведения: 1. Песни В.Высоцкого и Б.Окуджавы ________________________________________ 2. Оперы Верди ___________________________________________________________ 3. Рок-опера «Юнона и Авось» ______________________________________________ 4.Частушки _______________________________________________________________ 5. Мыльные оперы ________________________________________________________ 6.Порнографическая литература _____________________________________________
11
. Найдите определение понятия «этноцентризм», выпишите его, постарайтесь запомнить ________________________________________________________________
12
. Выскажите свою точку зрения по поводу: А) Что для современной России можно считать культурным наследием? Б) Что из культурного наследия России могло бы стать интегрирующей силой в обществе и сплотить различные социальные группы?
13.
Определите к материальной или духовной культуре относятся следующие явления: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, песня, погоны, танец, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, кукла, сумка, колесо, огонь. Материальная Нематериальная
14.
Попробуйте нарисовать словесный портрет современной молодежной культуры; сформулируйте, что она проповедует! ____________________________________________ _____________________________________________________________________________
15.
Потребление наркотиков большим числом молодых людей реже в одиночку, чаще компанией – это молодежная культура? Если да, то что несет такая культура самой молодежи? ____________________________ _____________________________________________________________________________ Если нет, тогда что они( наркотики) несут самим молодым? _______________________ _____________________________________________________________________________
16.
Перестройка в нашей стране коснулась и духовной сферы общества, прежде всего его культуры. В страну хлынул поток иностранной литературы разного качества, кинопродукции. Как, по-вашему, это повлияло на российскую культуру? Что в этом процессе положительного и отрицательного? Ответ продумайте, тезисы ответа запишите. _______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________


В раздел образования