Напоминание

Использование современных педагогических технологий в деятельности учителя русского языка и литературы во внеурочное время


Автор: Кашина Гульнара Абдрашитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ АО "Школа-интернат имени С.И.Здоровцева"
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в деятельности учителя русского языка и литературы во внеурочное время
Раздел: среднее образование





Назад





Использование современных педагогических технологий

в деятельности учителя русского языка и литературы

во внеурочное время
Кашина Гульнара Абдрашитовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева» город Астрахань Kashina–1978@bk Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Л.К. Скороходов Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития — сложная социальная и педагогическая проблема. Наша образовательная организация занимается подготовкой данной категории детей к самостоятельной жизни, дает им определенный объем знаний, умений и навыков по предметам школьного курса, формирует необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Коррекция недостатков развития и сам образовательный процесс помогают социальной адаптации. Приступив к работе учителя в классе с детьми с ОВЗ, я выявила типичные грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Также ребята испытывают трудности при написании письменных контрольных работ, а именно: изложений и сочинений. Дети не могут правильно высказать свою мысль, оформить ее в письменной форме. По мнению П.С. Пустовалова, изложения и сочинения являются наиболее распространённым видом работы по развитию речи, определённая последовательность в их проведении даёт возможность формировать у
учащихся умение правильно (логически и грамматически), без искажения передавать чужую речь. Чтобы исправить данные типичные ошибки, на занятиях я рассматриваю понятие нормы литературного языка. Нормой считается общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций. У детей с ОВЗ с задержкой психического развития очень низкий уровень имеет коммуникативная компетентность из-за бедного словарного запаса и ограниченного кругозора. Важность работы над пополнением словаря характеристики отмечала М.А. Рыбникова: «…учитель систематически учит свой класс говорить о психологии человека, о мотивах его поступков, учит чётко и определённо различать и называть» разные стороны характера и поведения». Современные педагогические технологии я применяю и в коррекционной работе во внеурочное время. Целями моей коррекционно-развивающей работы являются: - расширение словарного запаса школьников; - освоение правил построения словосочетаний и предложений; - развитие и коррекция речевой деятельности учащихся; - активное обучение владению устной и письменной речью. Коррекционная внеурочная работа педагога делает возможной социализацию личности школьника: включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения. Например, на занятиях в 5 классе при изучении формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов и т.д.) предлагаю поиграть в магазин. Эта игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. В этой игре учитывается не только количество использованных трудных слов, но и количество допущенных ошибок при организации диалога в соблюдении правил речевого этикета. В 6 классе при изучении темы «Профессионализмы» дети знакомятся со словами, связанными с особенностями работы людей той или иной профессии,
специальности. После теоретического знакомства я организовываю экскурсии на почту, хлебозавод, мясокомбинат, где дети знакомятся с работой пекаря, технолога и т.д. После изучения темы «Суффиксы -чик-, -щик-» мы знакомимся с рабочими профессиями, посещаем стройку, где дети знакомятся с профессией бетонщика, арматурщика, каменщика и т.д. Также в 6 классе при изучении темы «Официально-деловой стиль речи» дети учатся правильному составлению деловых бумаг: заявление, объяснительная. В последующих классах эта работа продолжается, только меняется вид делового письма. Мы составляем автобиографию, расписку, резюме и т.д. В 8-х – 9-х классах во время проведения словарной работы я включаю слова иностранного происхождения, которые активно заимствуются из американского варианта английского языка. Дети их активно слышат в СМИ, а понять не могут. Например, cтагнация - застой, конверсия - преобразование, консенсус - соглашение, саммит - встреча на высшем уровне, менеджер - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий, мерчендайзер - состоит в работе с потребителями (заказчиками) на определенной территории с целью достижения положительных результатов в рекламе продаваемого товара и решении проблем, связанных с качеством товара и т.д. В заключение отмечу, что научить детей с ОВЗ связной грамотной речи сможет только преподаватель, который сам является носителем высокой речевой культуры. Именно внеурочная деятельность по предмету позволяет в непринужденной, игровой форме осуществлять развитие устной и письменной речи у детей, коммуникативную компетентность и социально адаптировать детей с ОВЗ в общество.
Список литературы: 1. Словарная работа на уроках русского языка. Под редакцией Скорохода Л.К. М.: Просвещение, 1990. 2. Речевые ошибки и их предупреждение. Под ред. Сергеева Ф.П., Издательство «Учитель» 1994. 3. Сборник текстов для изложений в 4-8 классах. Под ред. П.С.Пустохайлова, Т.В.Напольниковой. Издательство «Просвещение», 1978. 4. Как писать сочинение. Под ред. Т.В.Торкуновой. Художественное оформление «Рольф», «Айрис», 1997 5. Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Капустиной Г.М. Москва, 1991 6. Путешествие в слово. Под ред. Э.А. Вартаньяна. Москва «Просвещение», 1982.


В раздел образования