Использование современных педагогических технологий в деятельности учителя русского языка и литературы во внеурочное время
Автор: Кашина Гульнара Абдрашитовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ АО "Школа-интернат имени С.И.Здоровцева" Населённый пункт: Астрахань Наименование материала: Статья Тема: Использование современных педагогических технологий в деятельности учителя русского языка и литературы во внеурочное время Раздел: среднее образование
Использование современных педагогических технологий
в деятельности учителя русского языка и литературы
во внеурочное время
Кашина Гульнара Абдрашитовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева»
город Астрахань
Kashina–1978@bk
Овладеть словом - значит
усвоить его значение и
нормы употребления
в речи.
Л.К. Скороходов
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой
психического
развития — сложная социальная и педагогическая проблема.
Наша
образовательная
организация
занимается
подготовкой
данной
категории
детей к самостоятельной жизни, дает им определенный объем
знаний,
умений
и
навыков
по
предметам
школьного
курса,
формирует
необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Коррекция
недостатков развития и сам образовательный
процесс помогают социальной
адаптации.
Приступив к работе учителя в классе с детьми с ОВЗ, я выявила типичные
грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Также ребята
испытывают
трудности при написании письменных контрольных работ, а
именно: изложений и сочинений.
Дети не могут правильно высказать свою
мысль, оформить ее в письменной форме.
По мнению П.С. Пустовалова, изложения и сочинения являются наиболее
распространённым
видом
работы
по
развитию
речи,
определённая
последовательность
в
их
проведении
даёт
возможность
формировать
у
учащихся
умение
правильно
(логически
и
грамматически),
без
искажения
передавать чужую речь.
Чтобы
исправить
данные
типичные
ошибки,
на
занятиях
я
рассматриваю
понятие
нормы
литературного
языка.
Нормой
считается
общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций.
У детей с ОВЗ с задержкой психического развития очень низкий
уровень имеет коммуникативная компетентность
из-за бедного словарного
запаса
и
ограниченного
кругозора. Важность работы над пополнением
словаря характеристики отмечала М.А. Рыбникова: «…учитель систематически
учит свой класс говорить о психологии человека, о мотивах его поступков, учит
чётко
и
определённо
различать
и
называть»
разные
стороны
характера
и
поведения».
Современные
педагогические
технологии
я
применяю
и
в
коррекционной работе во внеурочное время.
Целями моей коррекционно-развивающей работы являются:
- расширение словарного запаса школьников;
- освоение правил построения словосочетаний и предложений;
- развитие и коррекция речевой деятельности учащихся;
- активное обучение владению устной и письменной речью.
Коррекционная
внеурочная
работа
педагога
делает
возможной
социализацию
личности
школьника:
включение
его
в
социальную
среду,
успешное
развитие
и
функционирование
в
условиях
изменяющегося
социального окружения.
Например,
на
занятиях в 5 классе при изучении
формы родительного
падежа множественного числа (носков, сапог, чулок,
апельсинов и т.д.) предлагаю поиграть в магазин. Эта игра-диалог, где один –
продавец, другой – покупатель. В этой игре учитывается не только количество
использованных трудных слов, но и количество допущенных ошибок при
организации диалога в соблюдении правил речевого этикета.
В 6 классе при изучении темы «Профессионализмы» дети знакомятся со
словами, связанными с особенностями работы людей той или иной профессии,
специальности. После теоретического знакомства я организовываю экскурсии
на почту, хлебозавод, мясокомбинат, где дети знакомятся с работой пекаря,
технолога и т.д. После изучения темы «Суффиксы -чик-, -щик-» мы знакомимся
с рабочими профессиями, посещаем стройку, где дети знакомятся с профессией
бетонщика, арматурщика, каменщика и т.д. Также в 6 классе при изучении темы
«Официально-деловой
стиль
речи»
дети
учатся
правильному
составлению
деловых бумаг: заявление, объяснительная. В последующих классах эта работа
продолжается,
только
меняется
вид
делового
письма.
Мы
составляем
автобиографию, расписку, резюме и т.д.
В 8-х – 9-х классах во время проведения словарной работы я включаю
слова
иностранного
происхождения,
которые
активно
заимствуются
из
американского варианта английского языка. Дети их активно слышат в СМИ, а
понять не могут. Например, cтагнация - застой, конверсия - преобразование,
консенсус - соглашение, саммит - встреча на высшем уровне, менеджер -
специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный
управляющий, мерчендайзер - состоит в работе с потребителями (заказчиками)
на определенной территории с целью достижения положительных результатов в
рекламе продаваемого товара и решении проблем, связанных с качеством товара
и т.д.
В заключение отмечу, что научить детей с ОВЗ связной грамотной речи
сможет
только
преподаватель,
который
сам
является
носителем
высокой
речевой культуры. Именно внеурочная деятельность по предмету позволяет
в
непринужденной,
игровой
форме
осуществлять
развитие
устной
и
письменной речи у детей, коммуникативную компетентность и социально
адаптировать детей с ОВЗ в общество.
Список литературы:
1.
Словарная
работа
на
уроках
русского
языка.
Под
редакцией
Скорохода Л.К. М.: Просвещение, 1990.
2.
Речевые ошибки и их предупреждение. Под ред. Сергеева Ф.П.,
Издательство «Учитель» 1994.
3.
Сборник
текстов
для
изложений
в
4-8
классах.
Под
ред.
П.С.Пустохайлова, Т.В.Напольниковой. Издательство «Просвещение», 1978.
4.
Как писать сочинение. Под ред. Т.В.Торкуновой. Художественное
оформление «Рольф», «Айрис», 1997
5.
Обучение
детей
с
задержкой
психического
развития.
Под
ред.
Капустиной Г.М. Москва, 1991
6.
Путешествие в слово. Под ред. Э.А. Вартаньяна. Москва «Просвещение»,
1982.