Автор: Сафуанова Валентина Леонидовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Школа №104 им.М.Шаймуратова" Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Час занимательной математики Раздел: среднее образование
Цель: развите познавательного интереса к предмету, развитие креативности
мышления, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному
совершенсвованию,
формирование
чувства
солидарности
и
здорового
соперничества
.
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем час занимательной
математики. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с пользой для вас..
Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице наук, ушли с нашего
урока с убеждением: математика -интересный и очень нужный предмет.
В
игре
участвуют
две
команды
(придумывают
названия).
Ведущий
представляет гостей, членов жюри.
Ведущий:
(объясняет
правила
игры).
В
игре
будут
задания
устного
и
письменного
характера,
задания
на
скорость
и
не
требующие
быстрого
ответа. На каждом столе имеются сигнальные карточки, ручка и бумага.
Количество баллов в зависимости от задания - различны.
Ведущий: Сообщение «В мире чисел»
Человечество говорит более чем на 2000 языках. Каждая народность
имеет свой язык, свою культуру. Но есть язык, который понятен каждому
грамотному человеку – это язык математики. Математические знаки во всем
мире одинаковы. Любая формула, любое выражение, записанное при помощи
цифр и знаков, действительно имеет один и тот же смысл для всех народов.
К этому международному языку люди пришли не сразу. Путь был
сложным и длинным. Считать люди научились давно, еще тогда, когда не
было
никакого
понятия
о
письменности.
При
счете
они
ограничивались
числами 1 и 2.Число 3 появилось позднее. Много времени спустя появились и
другие числа.
Долгое время число 7 считалось самым большим числом. Безграмотные
люди боялись больших чисел, связывая с ними различные предрассудки.
Последствия такого представления о числе 7 сохранились до наших дней. В
башкирских
народных
сказках
число
7
принимает
загадочно
большое
значение: «батыр спал 7 дней ,7 ночей» «Батыры встретились на распутье 7
дорог». А пословица « 7 раз отмерь ,один раз отрежь» учит обдуманным
поступкам,
благоразумности.
Рисунок
семилепесткового
курая
в
государственной
символике
Башкортостана
означает
существование
семи
основных племен-родоначальников башкирского народа. На Руси число 7
применялось в колдовстве и заклинаниях, лечении. Большое значение числу 7
придает и христианская религия
ЧИСЛО 13.Суеверные люди связывают несчастья и неудачи с числом 13
и называют его чертовой дюжиной. Возможно это связано с тем ,что число
13-простое , не имеет делителей кроме себя и единицы. Религия окутала его
оболочкой
несчастья.
Суеверия,
связанные
с
числом
13,особенно
распространены в некоторых странах Запада. Там нет дома №13,13 квартиры.
В кинотеатрах нет 13 ряда, не ходят трамваи под № 13 , не отправляются 13
числа корабли в плавание.
ЧИСЛО
666.Сатанинский
символ,
символ
прислуживания
сатане.
В
Великобритании не встретишь машину ,у которой номер состоит из трех
шестерок.
1 конкурс «Проще простого»
За правильный ответ-1 балл.
Вопросы первой команде.
1.
Сколько яиц можно съесть натощак?(одно)
2.
Какие часы показывают верное время два раза в сутки?(которые стоят)
3.
Какое целое число число делится без остатка на любое, кроме себя? (0)
4.
Сколько секунд в одной минуте ? (60)
5.
1 кг мяса варится час. Сколько времени варится 0,5 кг мяса?
6.
Самое большое трехзначное число.
7.
Чему равно 7 в квадрате?
Вопросы второй команде.
1.Какой месяц короче всех? (май)
2. Разделите полсотни наполовину. (25)
3. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
4.Самое маленькое трехзначное число.
5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый?
6. Чему равно восемь в квадрате?
7. Что больше 2м или 201 см?
2 конкурс «Устный счет»
Каждое
верно
выполненное
задание
-
2
балла.
Задание
на
скорость.
Используют сигнальную карту. Задание написано на слайде.
А) упростить 15х+72+6х+28
Б) 247+389-289
В) 42(47)5
31(….)8
3 конкурс «Как бы ты решил»
Задание в 5 баллов. Выполняется письменно на листочках, каждой команде
вручается
задание.
Учитывается
верное
решение
и
оформление
задачи
Задание не на скорость.
Решите задачу с помощью уравнения. В двух пачках 168 тетрадей. В одной из
них тетрадей в 3 раза больше, чем в другой. Сколько тетрадей в каждой
пачке?
В это время игра со зрителями «Крылатые слова»
Объяснить смысл следующих афоризмов, крылатых слов.
1.
Ноль без палочки - ничего не стоящий, не значащий человек.
2.
С
пятого
на
десятое
-
бессвязно,
непоследовательно,
пропуская
подробности рассказывать, сообщать.
3.
Дело десятое – не столь важно, совершенно не существенно.
4.
Бабушка надвое сказала – неопределенно.
5.
С три короба – очень много(наговорить)
6.
Жить в четырех стенах – не общаясь ни с кем, пребывать в одиночестве
7.
Седьмая вода на киселе -очень дальний родственник.
Разгадывание математических снов.
Входит ночная фея, разгадывает математические сны.
Сон
про
перемену
мест
слагаемых
говорит
о
том,
что
сумма,
выдаваемая
вам
родителями
на
карманные
расходы,
остается
неизменной.
Сны про сложение и вычитание- к счастью, а про деление и умножение
– ох, не к добру.
Если вам снится испуганное делимое, за которым гонится свирепый
делитель,
значит
на
следующем
уроке
математики
вас
непременно
вызовут к доске.
Сны, предсказывающие, что параллельные прямые – пересекаются, не
сбываются и не могут сбыться.
4 конкурс «Зри в корень»
Задание на скорость. Использовать сигнальную карту.
1.Найти сумму чисел. 5 баллов. Ответ-118
4
4
4
6
4
4
6
4
6
4
4
6
4
6
4
4
6
6
6
4
4
4
4
6
4
2. Какой цифрой оканчивается произведение чисел:
1*2*3*4*5*………*23*24*25? 5 баллов.
3. Реши уравнение а) 2х+5=9
Б) 28-3х=4
5 конкурс «Грамотей »
Записать под диктовку математические термины. За каждое верное слово 1
балл. По одному человеку от команды.
Миллиард Миллион
Координата Периметр
Уравнение Параллелепипед
Игра со зрителями
1.Одновременно написать одной рукой цифру 9, другой 6
2.Одновременно одной рукой начертить окружность, другой треугольник
6 конкурс «Письма издалека»
Пришла открытка поздравительная из МОСКВЫ. Прислал ученик 6 класса
(Сидоров Иван).Он поздравляет учеников 5 класса школы №104 г.Уфы с Нас
тупающим Новым годом и задает вопрос .ВНИМАНИЕ. Какое число при
делении на «5» дает остаток 7?
Пока жюри подводит итоги. Сценка «Треугольник и квадрат».
Жили — были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я — Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился — был Квадратом,
А проснешься — без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Заключение.
Как гордо звучит-Математика-царица наук. А знаете,ли вы, кто сказал это
знаменитое изречение? Это сказал великий немецкий ученый Карл Гаусс,
живший в 1777 году.
На самом деле, в цифрах можно считать все. А в остальных науках ,всегда,
требуется , вычисление не важно чего, важно, что именно математическое
исчисление лежит в основе всех наук . Мы все стараемся посчитать- сколько
ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх,
сколько облаков
плывут по небу, сколько соли положить в суп, чтобы не пересолить…..Этому
всему начало дает МАТЕМАТИКА. Чтобы постичь математику необходимо
научиться ее понимать, видеть формулы именно те, которые нужны.
ИТОГИ ИГРЫ. СПАСИБО..