Автор: Лаптева Гульнара Бакытжановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Панаевская школа-интернат Населённый пункт: с. Панаевск Наименование материала: Час общения Тема: День Народного единства Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Час
общения
«
День
народного
единства
»
Автор-составитель:
Лаптева Г.Б., воспитатель
Хороля М.Г., воспитатель
с. Панаевск
2016
Час общения
«День народного единства»
Цели:
познакомить с историей возникновения государственного праздника РФ;
формировать у воспитанников гражданственность, активную жизненную позицию;
воспитывать
патриотизм,
уважение
к
героическим
подвигам
людей
на
примерах
исторических личностей.
Целевая аудитория : 7-9 классы.
Оборудование:
мультимедийная
презентация,
шаблоны
для
изготовления
баннера,
скотч,
ножницы, воздушные шары.
Ход мероприятия
Звучит гимн России.
Ведущий 1:
Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.
Ведущий 1: В истории нашей Родины было немало дней, когда весь народ как один человек
поднимался на её защиту. Сегодня мы вспомним о событиях, которые свидетельствуют о том,
что,
объединившись,
народ
способен
противостоять
любому
врагу.
Мы
отправляемся
в
путешествие по времени, рассмотрим героические страницы истории России.
Ведущий 2:
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдаёт дань памяти
событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина
и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого
политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.
В 2004 г. Госдума утвердила новый праздник – 4 ноября День народногоединства.
Ведущий 1: Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков.
На территории России проживает около 180 народов. Великая история страны и ее культурное
богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов. Каждый большой и малый народ
хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской
культуре.
Народы крайнего Севера, не исключение.
Свой вклад в развитие культуры и
становление государства внесли: композитор и автор песен - Семен Няруй, поэт, северный
гений
-
Леонид
Лапцуй,
педагог-новатор
Анна
Неркаги.
Продолжают
курс
развития
и
укрепления государства – губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, глава нашего района – Андрей
Кугаевский. Все эти деятели способствуют укреплению страны и единению
людей.
День
народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны и ему посвящен наш
час общения.
Ведущий 2:
Что означает название этого праздника?
Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального
единства?
В чем и с кем мы должны объединяться?
Вот темы нашей дискуссии.
Ведущий 1: Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную
любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие
испытания и отстоять свою независимость.
Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало XVII века.
Историк 1: После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было.
Старший умер. Средний недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, – не изве -
стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно,
убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович!
Борис Годунов для страны много хорошего сделал, ещё больше задумал. Но народ так и не
простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё – неурожай, голод. Кто виноват? Конечно,
царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государст ве страшное время,
которое назвали Смутой.
Историк 2
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия
выдались
очень
страшными:
неурожаи,
голод,
восстания.
В
1601
году
в
стране
случился
неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с
половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных
людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли
войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына
Ивана Грозного Дмитрия, Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
Пришедшие
с
Лжедмитрием
I
поляки,
держали
себя
в
Москве
заносчиво
–
они
оскорбляли москвичей, грабили их.
Историк (Сэротэтто Анине – 6 с)
Вскоре, жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили
самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и
выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришёл.
Историк 3:
Новым царем был объявлен Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы. Но
его правление окончилось плачевно. Войска Шуйского были разбиты польскими отрядами во
главе с Лжедмитрием II.
В мае 1608 года Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве.
Самозванец
разбил
лагерь
в
подмосковном
селе
Тушине,
отчего
в
народе
его
прозвали
«Тушинский вор». Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе
эту власть прозвали «Семибоярщиной».
Историк 4:
Чтобы
избавиться
от
угрозы
стоявшего
под
Москвой
Тушинского
вора,
правители
Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III
– Владислава. В столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Лжедмитрий II был убит.
Это было в далеком 1611 году. Весь люд спозаранку стал собираться на городской
площади
перед
Земской
избой.
Один
из
гонцов,
прибывших
из
Москвы,
громко
зачитал
привезенную
из
Троицкого
монастыря
грамоту,
призывавшую
русский
народ
к
«великому
стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество.
На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин:
Историк 5 (одет в русскую рубаху, подпоясан кушаком):
«Сограждане
нижегородские,
слушал
я
гонцов
и
не
смог
сдержаться.
Сердце
мое
разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям
подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте
создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги.
Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом».
Историк 6 :
Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение.
Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года
освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли.
Увлечённые речью Минина, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие
меха, оружие и одежду.
Под знамёна ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети
боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы. Ополчение выступило из
Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды.
Историк 7 :
В январе 1612 г. В распоряжении Минина и Пожарского оказалась многочисленная и
сильная армия - целых 8-10 тысяч ополченцев. Руководители ополчения стали временной
верховной властью в стране. Основное сражение продолжалось около 15 часов, силы ополчения
были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского
несколько сотен всадников, он переправился с ними через Москву-реку у Крымского брода и
ударил во фланг неприятельского войска.
В лагере врага началась паника: от всего войска осталось не более 400 человек. Русские
захватили обоз, пушки, знам
ѐ
на. В конце октября Москва была освобождена. Народы России,
тесно сплотившиеся для борьбы с врагом, спасли свою землю от иноземного порабощения.
Ведущий 1: В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину
Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года»
В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и
продемонстрировавших
образец
героизма
и
сплоченности
независимо
от
происхождения,
вероисповедания и положения в обществе.
Ведущий 2: Скажите, были примеры самопожертвования ради своей Родины в истории
России?
Ответы
детей:
Так
было
и
во
время
войны
с
Наполеоном,
в
сражениях
с
немецко-
фашистскими захватчиками.
Ведущий 1: К чему призывает нас этот праздник?
Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным
социальным
группам,
национальностям
и
вероисповеданиям
–
единый
народ
с
общей
исторической судьбой и общим будущим.
Ведущий 2: В чем состоит суть дня народного единства?
День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества,
упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.
День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
Ведущий 1 : С кем же люди должны объединяться?
Все люди страны должны быть едины как народ, объединяясь друг с другом, народами,
республиками.
Ведущий
2:
Есть
ли
в
настоящий
момент
страны
и
народы,
которым
необходимо
объединение, понимание, мир, единство?
Да, это страны, где идут военные действия: Сирия, Украина.
Ведущий 1: Для чего нам нужно единство?
Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша
дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.
Рефлексия
Ведущий 2: Отдавая дань памяти Дню народного единства, внесем и мы свой вклад в его
празднование. Перед вами набор для изготовления баннера. Прошу желающих пройти к столу.
Ведущий
1:
А
участникам
и
гостям
предоставляется
возможность
блеснуть
познаниям
в
области истории. Мы узнаем, насколько вы были внимательны.
Викторина «День народного единства»
1.
В честь какого события отмечается День народного единства?
2.
Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
3.
В
каком
году
Государственной
Думой
РФ
был
утвержден
праздник
-
День
народного
единства?
4.
Назовите президента, при котором День народного единства стал Праздничным днём?
5.
Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяют ее территорию?
6.
Что означает слово «Единство»?
7.
Посмотрим, проявили ли спаянность и сплоченность участники при изготовлении баннера?
Ведущий 2: Приглашаю развернуть изготовленный вами баннер.
Ведущий 1:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна!
Ведущий 2: Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины.
Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.
Поздравляем Вас с праздником – Днем народного единства!
Всем спасибо за внимание!