Использование дыхательной гимнастики для развития певческих навыков у детей с ОВЗ
Автор: Богородицкая Светлана Андреевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №16"Детский сад" г. Кингисепп Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область Наименование материала: презентация Тема: Использование дыхательной гимнастики для развития певческих навыков у детей с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
Подготовила
:
музыкальный
руководитель
высшей
категории
Богородицкая
Светлана
Андреевна
МБДОУ
№16
«Детский
сад»г.
Кингисеппа
Использование дыхательной
гимнастики для развития
певческих навыков у детей с
ОВЗ.
Дошкольный возраст- самый благоприятный период для
формирования и развития певческого голоса. Занятия пением
являются очень важной составляющей гармоничного
развития дошкольника. В пении успешно формируется весь
комплекс музыкальных способностей: эмоциональная
отзывчивость на музыку, ладовое чуство, музыкально –
слуховые представления, чуство ритма. Пение - активизирует
умственные способности, развивает эстетическое и
нравственное представление детей, слух, память, внимание,
мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в
процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них
слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная,
ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.
Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною
применяются на занятиях здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика и
валеологические песенки распевки.
Данные упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат ребенка к пению, что
предотвращает перенапряжение голосовых связок. Таким образом активизируются все
вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных
упражнений укрепляется здоровье детей.
Дыхание – одно из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни
дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий.
Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса,
артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют
между собой под контролем центральной нервной
системы. В своей работе я использую упражнения
дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые
повышают показатель диагностики дыхательной
системы, развития певческих способностей детей.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в
системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка
ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью
проговаривать фразы, правильно строить предложения,
петь песни – приходится выдыхать воздух чаще.
Дыхательная гимнастика
укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
формировать правильное речевое дыхание (короткий
вдох – длинный выдох);
тренировать силу вдоха и выдоха;
развивать продолжительный вдох.
Дыхательная гимнастика оказывает на детей
психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
положительно влияет на обменные процессы,
способствует восстановлению центральной нервной
системы, улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает ненарушенное носовое дыхание .
Основные задачи дыхательных
упражнений на музыкальных занятиях
«Пузырь»
Дети, взявшись за руки, встают в круг, со словами
медленно отходят назад. На слово «лопнул» дети, не
расцепляя рук, сходятся в середину круга, произнося
звук «ш».
Надувайся пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся пузырь и не лопайся!
Дыхательная гимнастика:
«Насос»
На счет «раз» наклон вниз, выпрямляя – руки,
выпрямляясь тянутся к полу, голова опущена – вдох, на
счет «два» выпрямились, но не полностью, как бы
ссутулилась спина. Норма 4 раза.
По шоссе летят машины
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины
Дышим много раз подряд.
«Бабушкин пирожок »
(упражнение способствует спокойному
ненапряженному вдоху, помогает избавиться от
зажатости, от поднятия плеч). Представим, что
нюхаем бабушкины пирожки, надо (по знаку
дирижёра) с удовольствием сделать вдох носом,
затаить на миг дыхание и со звуком через рот
выдохнуть.
«Морозный узор»
быстрый вдох-удивление, задержка, сложить губы
трубочкой, дуем долго на стекло (можно подставить
ладошку). У кого будет дольше выдох. Упражнение
формирует продолжительный регулируемый выдох.
«Озвученный выдох»
некоторые дети во время бесшумного выдоха
незаметно «добирают» дыхание, сами того не замечая.
Чтобы этого не происходило – озвучиваем выдох,
например звуком «с-с-с»- за окошком ветер, или «ж-ж-
ж-ж»- пчёлка и т.д. нет предела вашей фантазии.
«Колыбельная»
(упражнение способствует выработке певческого
дыхания, штриха легато - плавного долгого выдоха).
Поём колыбельную песню, качая младенца, закрытым
ртом на звук «м-м». Вдох - произвольный, выдох -
максимально долгий - «м/м\м/м\» - голосом
вверх - вниз. Можно упражнение усложнить -
выполнять на звук «а-а-а».
«Капель»
( упражнение тренирует пресс, диафрагму, способствует
выработке штриха стаккато - отрывистого исполнения, твердой
атаки звука). И.п.: стоя. Закрытым ртом, звук «м-м-м» на одном
тоне, активно, отрывисто, как капли капают. Темп произвольный.
Упражнение можно усложнить, выполняя на звук «а-а-а».
«Радуга»
(упражнение на формирование представлений о фразировке).
Руки сложить вместе, слева от лица. Слегка раскрыть перед
началом пения (\/)-«галочка». С началом пения ладони закрыть и
рисуем плавную лигу - «радугу», ведя руки влево. Закончив
фразу, ладони раскрываем. С началом новой фразы ладони опять
закрываем и - движение в другую сторону. Учитель показывает
всё в зеркальном положении.
«Посчитаем шарики»
(упражнение на развитие диапазона голоса, особенно
верхних нот). Представим себе, что у нас много
шариков, мы их держали за веревочку и отпустили. И
вот наши шарики летят к небу все выше и
выше. Давайте их посчитаем: 1,2, 3, 4,5….и т.д., но
голос поднимается вслед за шарами выше и выше (кто
как сможет, максимально тонко «попищать»).
«Маляр»
(упражнение на развитие диапазона голоса). Красим
забор кисточкой, при этом ведем рукой и говорим
«вве-е-px»- «вни-и-из», и голос ведем вслед за рукой,
поднимая его то вверх, то вниз.
«Скакалка» (по методике Л.Серебряной, упражнение
повышенной сложности, на выработку
контролируемого выдоха, твердость диафрагмы).
Исполняется стоя, на одном дыхании. Усложнённый
вариант - прыгая.
Со скакалкой я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханием, чтобы звук держать могло,
Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило.
Я скачу без передышки, и в помине нет одышки.
Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из
звуков мажорной гаммы, поднимают настроение,
задают позитивный тон к восприятию окружающего
мира, подготавливаю голос к пению. Короткие
песенки-упражнения дети осваивают на слух,
сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют,
какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают
детям понять движение звуков и т.д. Так же могут
использоваться упражнения направленные на
правильное певческое формирование гласных и
правильное произношение согласных звуков.
Валеологические песенки распевки
Овладевать навыкам певческого дыхания детям помогают
упражнения, которые подразделяются на дыхательные
упражнения без звука, звуковые дыхательные
упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения,
помимо привития навыков правильного певческого
дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной
системы, а так же осуществляют массаж внутренних
органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют
нервную систему.
«Вдох и выдох» ( по Н.И. Журавленко)
Дети кладут ладошки на животик. Педагог
поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» Дети
делают энергичный вдох носом и задерживают
дыхание. Руки должны почувствовать, как при
вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он
немедленно выпячивается. На слово «выдох»
дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые
губы.
Упражнения для развития без звука:
«Мороз» (для равномерного выдоха).
Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них
воздух из открытого рта, как это делают на морозе,
стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть
бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы
руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».
Упражнение с листком бумаги.
Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги
за верхнюю часть, держать его на уровне лица на
расстоянии 8-10 см от губ. Сделать вдох и медленно
дуть на бумагу. Если выдох плавный, равномерный,
лист бумаги слегка отклонится, а если прерывистый,
то он будет приподниматься, то опускаться.
«Свеча», губная вибрация, комплексы дыхательных
упражнений с движениями, «Чайник», «Кастрюля-
хитрюля» и т. д.
Звукообразование при правильной постановке голоса
должно быть естественным, звонким и лёгким, детям
нужно петь без напряжения. Для правильного
звукообразования большое значение имеет чёткая работа
голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба
с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно
связано такое качество звука, как напевность.
Упражнение под музыку:
«Воздушный шар»
(на равномерность выдоха, произнесение звуков и
выстраивание круга). Дети, держась за руки и встав в
круг, представляют свой кружок воздушным шариком
и «сдувают» его: произносят звук «с» и, медленно
скользя, переставляют ноги на 2-3 см внутрь круга.
Затем «надувают шарик – при помощи звука «ф»,
медленно передвигаясь спиной от центра наружу.
Руки не натягивать, чтоб «шарик не лопнул».
Звуковые дыхательные упражнения:
Для этого нужно с раннего возраста учить детей протягивать
отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в
русской народной песне «Петушок» петь протяжно последний
слог, в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера
последний слог в слове «по лужку».
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и
от преобладания гласных, что характерно для народных песен
(Во поле береза стояла). Развитию протяжности помогает
пение песен, написанных в умеренных темпах, а также
разучивание песен сначала в замедленном темпе. Упражнения
для работы правильного звукообразования: «Колокол»,
«Саксофон», «Игра с мячом», пение с закрытым ртом,
упражнения по методу Д. Огородникова на раскрепощение
подбородка, «Сидит филин», чистоговорки.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной
гимнастики повышаются показатели диагностики
дыхательной системы, развития певческих способностей
детей. Дыхательная гимнастика оказывает на детей
психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное
воздействие: положительно влияет на обменные процессы;
способствуют восстановлению центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает
нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в
процессе заболеваний различные деформации грудной клетки
и позвоночник.
Вывод: