Обучение и воспитание детей в детском саду по системе Монтессори
Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок" Населённый пункт: г. Железногорск Наименование материала: Статья Тема: Обучение и воспитание детей в детском саду по системе Монтессори Раздел: дошкольное образование
Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ № 37
«Теремок», компенсирующей и оздоровительной направленности, г.
Железногорск, Красноярского края.
Обучение и воспитание детей в детском саду по системе
Монтессори.
Обучение и воспитание в детском саду Монтессори основывается на
следующих принципах.
Создание
специально
подготовленной
обучающей
среды,
которая
включает
в
себя
оборудованное
с
учётом
детских
потребностей
и
возможностей,
культурных
традиций,
эстетических
требований
помещение. Свой дидактический материал М. Монтессори называла
«материализованной абструкцией».
Наличие разновозрастной группы детей.
Наличие специально обученного Монтессори – педагога, помогающего
организовать ребёнку самостоятельную работу.
Предоставление детям свободы во время занятий:
свободы выбора материала;
свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом;
свободы выбора места для работы;
свободы выбора партнёра или партнёров;
свободы общения с учителем или другими детьми;
возможность
многократного
повторения
деятельности
с
целью
исследования и закрепления.
Принцип
обучения
от
простого
к
сложному
и
от
конкретного
к
абстрактному.
Индивидуализация процесса обучения.
Существование правил при наличии свободы.
Создание
педагогами
психологически
комфортной
атмосферы
доброжелательности, доверия и сотрудничества.
Программа
для
зоны
ближайшего
развития
ребёнка
определяется
путём наблюдения педагогом за детьми во время их самостоятельной
деятельности.
Вариативность
форм
обучения
(индивидуальные
и
групповые,
проектные формы, опыты, мастерские).
Меж. предметное обучение.
Социализация и интеграция в процессе обучения.
Детский сад Монтессори ориентирован на:
индивидуализацию каждой отдельной личности,
способность самостоятельно делать выбор,
способность принимать решения и нести за них ответственность,
умение учиться,
умение помогать,
умение работать в коллективе,
умение находить творческие решения,
возможность совершать ошибки,
мотивацию в обучении,
создание психологически комфортной атмосферы обучения,
интеграцию
детей
с
особенностями
в
развитии
в
среду
здоровых
сверстников,
преемственность
(непрерывность)
дошкольного
и
начального
школьного обучения,
дифференцированный подход в обучении,
обучение через развивающую дидактическую среду,
обучение в психологически комфортной атмосфере,
социализацию в процессе обучения,
проектные формы обучения,
творческий подход в обучении.
От 0 до 3 лет малыш впитывает своё окружение, через инстинктивное
развитие
чувств
– интеллектуальное
взаимодействие
через
сенсорику.
Ребёнок делает максимальные усилия в своём становлении как уникального
и
неповторимого
создания
природы.
Коммуникации
опосредованы
(в
основном через маму или лица её заменяющую).
От 3 до 6 лет ребёнка можно назвать активным строителем самого себя.
Малыш хочет трогать предметы, которые он видит и слышит, как называют их
взрослые. Он хочет много и разнообразно двигаться,
развивая крупную
моторику
и
работать
руками,
развивая
мелкую
моторику.
Он
неустанно
разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас. Малыш
хочет сам выбирать вещи и предмет своей деятельности – я сам, сам себя
обслуживать.
Научиться
навыкам
практической
жизни,
проявлять
максимальную независимость от взрослого.
От
6
до
9
лет
ребёнок
становится
на
позицию
исследователя
окружающего
мира.
Происходит
ориентация
на
мир
посредством
собственной деятельности, создание с помощью воображения его целостной
картины. Это период активного становления социальных отношений. Ребёнка
интересуют
явления
окружающего
мира.
Готов
к
решению
проблемных
задач.
Литература:
Каргапольцева
Н.
А.
Монтессори
–
образование:
проблема
социализации
и
воспитания
личности:
монография
–
М.
Педагогический вестник, 1999.
Хилтунен Е.А. Детский сад по системе Монтессори.