Ключевые ситуации при решении задач по физике в 7 классе
Автор: Петренко Надежда Федоровна Должность: учитель физики Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: Московская обл., Г. о. Балашиха, мкр. Железнодорожный. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Ключевые ситуации при решении задач по физике в 7 классе Раздел: среднее образование
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Адрес: 143980, Московская обл., Г. о. Балашиха,
мкр. Железнодорожный, ул. Октябрьская, д. 7.
Дата 2014-2015 уч. год
МБОУ СОШ №7 с УИОП Г.о. Балашиха Московской обл.
1
Ключевые ситуации при решении задач по физике в 7 классе
Для меня в курсе физики 7 класса важными являются ключевые ситуации :
закон Архимеда (решение расчетных задач),
КПД простых механизмов.
Задачи
Ключевая ситуация «Закон Архимеда»
1)
Металлическая деталь весит в воздухе 44,5 Н, а при погружении в керосин 40,5 Н.
Определите:
1)
архимедову силу, действующую на эту деталь,
2)
объем детали,
3)
из какого металла она изготовлена.
2)
Цинковый шар весит 3,6 Н, а при погружении в воду 2,8 Н. Сплошной ли это шар
или имеет полость? Если не сплошной, то определите объем полости.
3)
Кусок металла весит в воздухе 7,8 Н, в воде – 6,8 Н, в жидкости А – 7 Н, в жидкости
В – 7,1 Н. Определите объем металла и плотности жидкостей А и В.
Ключевая ситуация «КПД простых механизмов»
1 ) Выполняя лабораторную работу по определению КПД рычага, ученик поднял груз
массой 400 г на высоту 5 см, приложив силу 1 Н. При этом конец рычага, на который
нажимал ученик, переместился на 21 см. Определите:
величину полезной работы,
совершенную (полную) работу,
КПД этого рычага.
2) При выполнении лабораторной работы по определению КПД установки, состоящей
из подвижного и неподвижного блоков, груз массой 400 г был поднят на высоту 50
см силой 2,5 Н. Определите:
величину полезной работы,
совершенную (полную) работу,
КПД установки.
3) С помощью одного подвижного и одного неподвижного блоков равномерно подняли
груз весом 80 Н на высоту 8 м.
Какая сила была приложена к другому концу веревки?
Какую работу выполнили при подъеме груза, если КПД установки 80%?
4) С помощью рычага подняли груз весом 120 Н на высоту 20 см. Плечи рычага
относятся между собой как 1:6.
Какая работа при этом совершается?
На сколько опустится конец длинного плеча вниз, если КПД рычага 80%?
Какую силу необходимо приложить к большему плечу рычага?
При решении подобных задач учащиеся сталкиваются с проблемой : с чего начинать само
решение, «как подобрать нужную формулу?»
Поэтому у меня сложилась определенная система работы по снятию такой проблемы:
o
решение задач по мере их усложнения (от простого – к сложному),
o
подробный анализ условия задачи,
o
исследовательский подход
Урок решения задач по разрешению ключевой ситуации «Архимедова сила. Закон
Архимеда» провожу
после
изучения
нового
материала
по
данной
теме
и
выполнения
лабораторной работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело». Одна из целей урока (развивающая): формировать умения анализировать
2
FА
ρж
g
V
свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат,
проверить
уровень
самостоятельности
мышления
учащихся
по
применению
знаний
в
различных
ситуациях,
пользоваться
справочными
материалами
и
таблицами,
грамотно
осуществлять
перевод
единиц
измерения
в
СИ. Задача
№1
подробно
анализируется
совместно
с
учащимися,
далее
с
учетом
уровня
класса
и
математической
подготовленности учащихся предлагаются для самостоятельного решения задачи №2
и№3.
Привожу фрагмент урока
Учитель. Чемвызвано уменьшение веса тела при его погружении в жидкость?
Учащиеся. На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила .
Учитель. Какова природа выталкивающей силы?
Учащиеся. Выталкивающая сила действует на тело со стороны жидкости. Жидкость давит на
дно и стенки сосуда, так же, как и на любое погруженное в нее твердое тело. Давление,
действующее на боковые поверхности (грани) погруженного тела, одно и то же на любом
выбранном уровне (глубине), значит, равны и силы, действующие на боковые поверхности.
Они направлены навстречу друг другу, уравновешивают друг друга, под их действием тело
только
сжимается.
По-другому
действует
жидкость
на
верхнюю
и
нижнюю
поверхность
(грани).
На
верхнюю
поверхность
действует
давление
столба
жидкости
высотой h
1
, а на
нижнюю – большее давление столба жидкости h
2
, т.к. давление жидкости зависит от высоты
столба жидкости, отсчитываемого от свободной поверхности жидкости ( p = ρgh ) , h
2
> h
1
.
Значит,
и
сила,
действующая
на
тело
сверху,
меньше
силы,
действующей
снизу.
Равнодействующая
этих
сил,
направленная
вверх,
в
сторону
действия
большей
силы,
и
называется выталкивающей силой (или силой Архимеда ).
Это полностью подтверждается
экспериментом по определению веса тела в воздухе и при погружении в жидкость.
Учитель. Как ее можно рассчитать?
Учащиеся. Надо из большей силы давления, с которой действует жидкость на нижнюю
поверхность тела, вычесть меньшую силу – на верхнюю поверхность тела. Или,определить
(измерить) вес тела в воздухе и при погружении в жидкость. Затем из веса тела в воздухе
вычесть вес тела в жидкости. F
А
= Р – Р’. Измеряется в ньютонах [1 Н].
Учитель. Как рассчитывается вес тела в воздухе в состоянии покоя?
Учащиеся. Р = mg, где m – масса тела, g – ускорение свободного падения (или g = 9,8 Н/кг).
Измеряется в ньютонах [1 Н].
Учитель. Выразите массу тела из данной формулы.
Учащиеся. m = P/g
Учитель. Каким образом можно определить еще величину выталкивающей силы?
Учащиеся. Выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме этого тела. F
А
= m
ж
g = P
ж
Учитель. Сформулируйте закон Архимеда. Запишите формулу закона.
Учащиеся. Тело, погруженное в жидкость или газ, выталкивается вертикально вверх с силой,
равной весу жидкости или газа в объеме тела (или его погруженной части).
F
А
= ρ
ж
gV’ или при
полном
погружении
тела
в
жидкость F
А
= ρ
ж
gV
т
,
V’ – объем части тела, погруженной в
жидкость,
а V
т
–
объем
тела
полностью
погруженного
в
жидкость.
Таким
образом,
выталкивающая
сила
зависит
от
плотности
жидкости,
объема
тела;
не
зависит
от
плотности тела, глубины погружения, положения тела, формы тела. Измеряется в ньютонах [1
Н].
Учитель. Представьте запись формулы закона Архимеда посредством метода треугольника.
Учащиеся.
Учитель. Выразите из формулы все величины, входящие в нее.
Учащиеся. ρ
ж
= F
А
/gV
т
, g = F
А
/ρ
ж
V
т
, V
т
= F
А
/ρ
ж
g .
Учитель. Каким
образом
можно
определить
название
металла,
из
которого изготовлена деталь?
3
F1
F2
l1
l2
l1
l2
F1
F2
Учащиеся. Определить массу детали и, зная ее объем, рассчитать плотность металла; затем,
пользуясь справочной таблицей плотностей – узнать название металла.
Учитель. Дайте определение плотности вещества, запишите расчетную формулу и укажите
единицы измерения.
Учащиеся. Плотностью вещества называется физическая величина, равная отношению массы
тела
к
его
объему.
Физический
смысл
плотности
вещества
-
какая
масса
вещества
сосредоточена в единице объема тела. ρ = m/V . Единицей измерения плотности является 1 кг/м
3
,
в ряде случаев используется 1 г/см
3
. 1 г/см
3
= 1000 кг/м
3
.
Учитель. Есть ли возможность по условию задачи или в ходе ее решения определить наличие
полостей в теле, погруженном в жидкость?
Учащиеся. Сравнить объем тела и объем вещества, из которого оно изготовлено, если объемы
равны, то пустот внутри тела нет; если объем тела больше объема вещества – значит, есть
полость.
Можно
еще
сравнить
плотность
тела
и
плотность
вещества,
из
которого
оно
изготовлено.
Учитель. Как рассчитать объем полости в теле?
Учащиеся. Найти объем тела V
т
, пользуясь формулой закона Архимеда. По весу тела в воздухе
определить объем вещества V
в
. Если V
т
= V
в
- нет полости, если V
т
> V
в
- есть полость. Объем
полости равен разности объема тела и объема вещества V = V
т
- V
в
.
Решаем задачу №1.
Решения задач №1, №2, №3 прилагаются.
Урок решения задач по разрешению ключевой ситуации «КПД простых механизмов»
провожу
после
изучения
нового
материала
по
теме
«КПД
механизмов»
и
выполнения
лабораторной работы «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» для
систематизации знаний учащихся по теме, применения формулы расчета КПД к различным
видам простых механизмов и машин (гидравлический пресс).
Задачи №1 и №2 (обучающие)
подробно
анализируется
совместно
с
учащимися,
далее
с
учетом
уровня
класса
и
математической
подготовленности
учащихся
предлагаются
для
самостоятельного
решения
задачи №3 и№4 (контролирующие).
Привожу фрагмент урока
Учитель. Что
такое
простой
механизм?
Какие
виды
механизмов
вы
знаете?
Каково
их
назначение?
Учащиеся. Приспособления, служащие для преобразования силы, называются механизмами .
К ним относятся: рычаг с его видами (блок, ворот), и наклонная плоскость с ее видами (клин,
винт). Механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, в скорости или
чтобы изменить направление силы (для практического удобства).
Учитель. Что такое рычаг?
Учащиеся. Рычаг – это твердое тело, которое может вращатьсявокруг неподвижной опоры.
Силы F , действующие на рычаг, могут поворачивать его либо по ходу часовой стрелки, либо –
против часовой стрелки. Примеры рычагов: рычажные весы, весла, кусачки, ножницы, качели,
локоть
человека,
шлагбаум,
тачка,
педаль,
дверь,
ствол
дерева
и
составляющий
его
продолжение главный корень и т.д.
Учитель. Что называется плечом силы?
Учащиеся. Плечом
силы
называется
кратчайшее
расстояние
от
точки
опоры
до
линии
действия силы ( l ). Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на
линию действия силы.
4
F1
F2
l1
l2
h1
h2
Учитель. Каким образом, пользуясь рычагом, можно получить выигрыш в силе?
Учащиеся. Экспериментально установлено, что рычаг находится в равновесии, если силы,
действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил: F
1
/F
2
= l
2
/l
1
. Это правило
было установлено Архимедом. Из него следует, что с помощью рычага можно получить
выигрыш в силе во столько раз, во сколько раз одно плечо больше другого.
Учитель. При использовании рычага для подъема или опускания груза на некоторую высоту,
каким образом связаны между собой плечи сил и высоты?
Учащиеся.
Учитель. Чем отличаются друг от друга подвижный и неподвижный блоки?
Учащиеся. Блок
представляет собой колесо с желобом, по которому пропускают веревку,
трос, цепь, нить и т.д. Если ось блока закреплена и при подъеме груза не опускается и не
поднимается,
то
такой
блок
называется неподвижным.
Его
можно
рассматривать
как
равноплечный рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса. Неподвижный блок не дает
выигрыша в силе, но позволяет менять направление действия силы.
Ось подвижного блока поднимается и опускается вместе с грузом. В этом блоке плечо к
которому прикладывается сила F , в 2 раза больше плеча, на которое действует вес Р груза,
поэтому подвижный блок дает выигрыш в силе 2 раза
P/F = l
2
/l
1
= 2 .
Учитель. Дайте определение механической работы, запишите формулу, укажите единицы
измерения.
Учащиеся. Механическая работа – это физическая величина, характеризующая результат
действия силы. Она совершается, когда тело двигается под действием приложенной к нему
силы (подъем камня, выстрел, движение автомобиля, движение поезда). Если сила приложена,
но движения нет, или, наоборот, тело движется по инерции, то работа не совершается.
Механическая работа ( А ) прямо пропорциональна силе ( F ) и перемещению ( s ). Она равна
произведению
силы
на
пройденный
путь: A
= F*s , если на всем пути сила постоянна, а
направление силы совпадает с перемещением. Единицей измерения работы является джоуль
( Дж ). Работу в 1 Дж совершает сила в 1 Н при перемещении на 1 м в направлении силы.
Учитель . Как рассчитать работу по подъему тела на некоторую высоту над поверхностью
земли?
Учащиеся.
А = mgh; при использовании блоков необходимо помнить о разновидности блока –
подвижный или неподвижный, чтобы учесть выигрыш в силе или проигрыш в расстоянии.
Учитель. В чем состоит принципиальное отличие работы полезной от работы, совершенной?
Учащиеся. Существуетдва вида работы: А
п
– полезно используемая, или просто полезная, и
А
с
– совершенная (затраченная, полная), которая включает в себя кроме полезной работы еще и
работу по преодолению сил трения, сопротивления воздуха и т.п., мешающих движению и
совершению полезной работы. Совершенная работа всегда больше полезной работы.
Учитель. В чем состоит «золотое правило» механики? Как понимать: выигрыш и проигрыш?
Учащиеся. Практика показала, что ни один из механизмов не дает выигрыша в работе, т.к.
произведение сил, действующих на разные части механизмов, на пути, проходимые этими
частями, одинаковы. Это происходит потому, что все механизмы подчиняются правилу: во
сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии, - это правило
называется «золотым
правилом»
механики .
Под
выигрышем
в
силе,
расстоянии
подразумевается приложение меньшей силы, преодоление меньшего расстояния; проигрыш –
Пользуясь правилом
подобия треугольников
(прямоугольных), из
построения видно, что
h1
h2
=
l 1
l 2
5
приложение большей силы, увеличение перемещения. Таким образом, простые механизмы
дают возможность получить выигрыш в силе или в расстоянии, но не в работе!
Учитель. Каков физический смысл КПД механизма?
Учащиеся. Каждое устройство характеризуется величиной, показывающей эффективность
совершаемой им работы, - это коэффициент полезного
действия ( КПД ), равный отношению
полезной работы к совершенной работе. КПД показывает – какую часть составляет полезная
работа
от
совершенной
работы.
Расчетная
формула
η
=
Ап
Ас
∗
100
.
КПД
для
удобства
выражают в процентах %. Если не использовать процентное выражение, тогда
η
=
Ап
Ас
(определяется значение КПД в долях 1 для отдельных учащихся со слабой математической
подготовкой).
Учитель. Пользуясь формулой КПД, выразите из нее полезную работу, совершенную работу.
Учащиеся.
Ап
=
η Ас
100
;
Ас
=
Ап
∗
100
η
.
Учитель. Почему КПД механизмов всегда меньше 100%, меньше 1?
Учащиеся. Полезная
работа
всегда
меньше
совершенной
работы,
т.к.
необходимо
преодолевать силу трения при движении тел, учитывать массу самого механизма.
При решении задач с КПД рекомендую учащимся обязательно:
выполнить чертеж с указанием приложенных сил, расстояний (перемещений, плеч рычага);
записать формулу КПД;
четко расписать формулы полезной и совершенной работы;
учесть «золотое правило» механики;
выразить в ходе математических преобразований искомую величину.
Решаем задачи №1, №2; самостоятельное решение учащимися задач №3, №4
Решения задач №1, №2, №3, №4 прилагаются.
Литература
1.
Перышкин
А.В.
Физика.7
класс:
учебник
для
общеобразовательных
учреждений.
М.:
Дрофа, 2009.
2.
Генденштейн
Л.Э.,
Кайдалов
А.Б.,
Кожевников
В.Б.
Физика.
7класс:
учебник
для
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.
3.
Генденштейн
Л.Э.,
Гельфгат
И.М.,
Кирик
Л.А.
Задачи
по
физике.
7
класс.
М.:
Дом
педагогики, Гимназия, Фолио, 2005.
4.
Кирик
Л.А.
Самостоятельные
и
контрольные
работы
по
физике.
Разноуровневые
дидактические материалы. 7 класс. Механика. Давление жидкостей и газов. М.: Илекса,
2004.
5.
Физика
–
Первое
сентября.
Научно-методическая
газета
для
преподавателей
физики,
астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
6.
Физика в школе. Научно-методический журнал. ООО Издательство «Школа-Пресс»
Решения задач по теме «Закон Архимеда»
1.
Металлическая деталь весит в воздухе 44,5 Н, а при погружении в керосин 40,5
Н. Определите:
1)
архимедову силу, действующую на эту деталь,
2)
объем детали,
3)
из какого металла она изготовлена.
6
2.
Цинковый шар весит 3,6 Н, а при погружении в воду 2,8 Н. Сплошной ли это шар или имеет
полость? Если не сплошной, то определите объем полости.
3.
Кусок металла весит в воздухе 7,8 Н, в воде – 6,8 Н, в жидкости А – 7 Н, в жидкости В –
7,1Н. Определите объем металла и плотности жидкостей А и В.
Решения задач по теме «КПД механизмов»
1. Выполняя лабораторную работу по определению КПД рычага, ученик поднял груз массой
400 г на высоту 5 см, приложив силу 1 Н. При этом конец рычага, на который нажимал ученик,
переместился на 21 см. Определите:
o
величину полезной работы,
o
совершенную (полную) работу,
o
КПД этого рычага.
2 . При выполнении лабораторной работы по определению КПД установки, состоящей из
подвижного и неподвижного блоков, груз массой 400 г был поднят на высоту 50 см силой 2,5
Н. Определите:
o
величину полезной работы,
o
совершенную (полную) работу,
o
КПД установки.
3 . С помощью одного подвижного и одного неподвижного блоков равномерно подняли груз
весом 80 Н на высоту 8 м.
o
Какая сила была приложена к другому концу веревки?
o
Какую работу выполнили при подъеме груза, если КПД установки 80%?
4. С помощью рычага подняли груз весом 120 Н на высоту 20 см. Плечи рычага относятся
между собой как 1:6.
o
Какая работа при этом совершается?
o
На сколько опустится конец длинного плеча вниз, если КПД рычага 80%?
o
Какую силу необходимо приложить к большему плечу рычага?
7