Автор: Александрова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР - детский сад № 17 "Ладушки"" Населённый пункт: г.Вольск Саратовской области Наименование материала: методическая разработка) Тема: Ребёнок и творчество Раздел: дошкольное образование
Ребёнок и творчество
Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в
создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в раннем
возрасте. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим
проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день
остаются весьма актуальными. И я считаю, что формирование творческих
способностей личности является важным требованием личностно-
ориентированного обучения.
Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как
можно раньше, следовательно, необходима систематическая работа по развитию
творческих наклонностей у дошкольников.
В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной
деятельности, как средства творческого развития ребенка. Наметились новые пути
в развитии художественной деятельности - нетрадиционные технологии,
позволяющие отойти от традиционных и стандартных видов работы, направленных
лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной
деятельности у детей - богатым потенциалом является нетрадиционная техника
работы с пластилином - «Пластилинография».
Задачи:
«Познавательное развитие» развивать у детей любознательность, воображение и
творческую активность, формировать представление о форме, цвете, размере,
материале.
«Речевое развитие» формировать умения владеть речью, как средством общения
и культуры, обогащать и активизировать словарь, развивать грамматически
правильную диалогическую и монологическую речь.
«Художественно-эстетическое развитие» развивать предпосылки ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формировать
элементарные представлений о видах творчества, реализовать самостоятельную
творческую деятельность детей.
«Социально– коммуникативное развитие» развивать общение и взаимодействие
ребёнка со взрослыми и сверстниками, формировать позитивную установку к
различным видам труда и творчества, способствовать становлению
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
формировать готовность к совместному творчеству.
«Физическое развитие» способствовать развитию крупной и мелкой моторики,
правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
Наблюдая за детьми, я замечала, что у детей стала пропадать тяга к
художественному творчеству, качество выполнения заданий стали намного хуже,
дети стали менее усидчивы, мелкая моторика развита плохо, дети быстро устают и
утомляются. И я подумала, чем бы их увлечь? И тут мне в голову пришла мысль о
пластилине… просто лепить - не так уж интересно, и я попробовала им порисовать,
что оказалось очень интересным и увлекательным занятием и заинтересовало моих
коллег. Предложив детям данный вид деятельности, я провела ряд бесед с детьми.
Первое, что им поведала - это историю происхождения пластилина, познакомила с
методикой выполнения заданий, разработала перспективный план. Начали мы свою
деятельность с простейших заданий, постепенно усложняя сюжеты. Дети всё
больше и больше стали увлекаться техникой «Пластилинографии » и задавать
вопрос – почему же пластилином и как им рисовать? Кто же стал автором и
производителем пластилина? Официальное авторство этого изобретения
принадлежит англичанину Уильяму Хэрбатту. Он закончил Лондонскую
Национальную школу обучения искусствам, после чего вместе с супругой открыл
собственную академию искусств. Хэрбатт славился как внимательный и весьма
способный педагог. Наблюдая за работой своих подопечных, он заметил, что
используемая ими глина не обладает нужными свойствами, так как быстро
высыхает и теряет эластичность, что мешало создавать изображения и скульптуры.
Как чуткий преподаватель, он решил разработать материал, который оставался
пластичным так долго, как это было необходимо, художник экспериментировал с
разными материалами. В итоге было найдено оптимальное сочетание:
алифатические жирные кислоты, вазелин и мел (природно-растительные
соединения).
Что-же это такое - «Пластилинография»? Это традиционный вид деятельности,
который давно и успешно используется в работе с детьми дошкольного возраста,
начиная с младшего периода.
Эту методику можно успешно назвать «Пластилиновой картиной» Её можно
использовать для развития творческих способностей детей любого возраста,
поскольку у детей развивается воображение и эстетический вкус, что является
немаловажным значением для эстетического развития.
Принцип пластилинографии заключается в создании лепной картины с
изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной
поверхности.Залогом гармоничного воспитания ребёнка,его дальнейшего успеха в
различных областях является развитие сенсорных способностей, то есть
формирование представлений о внешних качествах предметов ( форме, цвете,
величине, вкусе, запахе, положения в пространстве)
Материальные и духовные ценности – это деятельность, в основе которой
лежит творчество является высшей формой психической активности. У детей
развивается самостоятельность, способность создавать что-то новое, оригинальное.
Хочется дополнить, что рисуя пластилином, можно оживить изображения
различными дополнительными материалами, такими как семена, бисер, различные
виды круп. Дополняя замысел, рисунок приобретает особый колорит и
эстетичность. Параллельно, овладевая данной методикой, развивается мышление,
речь, умение моделировать, воображать и творить чудеса.
Особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития
мелкой моторики у детей дошкольного и в последствии школьного возраста, так
как пластилин используется в виде «акварельных красок», как изобразительный
материал, а инструментом для работы служат пальчики и ладошки ребёнка. При
работе с пластилином ручки и пальчики должны быть тёплыми, так как находятся в
постоянном движении, что приводит к улучшению кровообращения, одновременно
происходит развитие и увеличение тонкой чувствительности пальцев.
Творческие способности - это индивидуальное качества ребёнка, которые
определяют успешность выполнения им любого задания.
Первой задачей - стало создание необходимых условий для занятий данным
видом творчества.
Практика показывает целесообразность использования данной методики в
психологической работе, как со взрослыми, так и с детьми в области арт-терапии.
Сама техника универсальна и может использоваться в работе с детьми любого
возраста, сложность сюжета должна соответствовать уровню развития ребёнка.
Условия развития творческих способностей дошкольников:
первая группа – это условия, в которых происходило развитие ребенка,
ориентированные на его особенности;
вторая группа – это целенаправленная деятельность педагога с ребёнком,
третья группа – это социальная ситуация, в которой развивается способность к
творчеству: социальное окружение, то есть - семейная атмосфера.
Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности может стать
решением задачи творческого развития детей.
На формирующем этапе была разработана и апробирована программа развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством
«Пластилинографии». В ДОУ мною был организован кружок «Весёлая
мастерская». Кружковая работа проводилась 1 раз в неделю по следующим
формам: групповая и индивидуальная. В работе с детьми дошкольного возраста
творческие зада ния на занятиях по пластилинографии являются наи более
эффективным способом сочетания методов обучения и методов, способствующих
проявлению творчества у детей. На занятиях по пластилинографии детьми
создавались полуобъемные и барельефные образы из пластичных материалов; при
создании пластичного образа использовались выразительные возможности цвета и
природных материалов.
На контрольном этапе анализ динамики изменения уровня творческих
способностей показал, что более высокий уровень развития творческого
воображения в изобразительной деятельности у 60% ребят. Ребята стали более
увлеченно подходить к выполнению заданий, более развита стала мелкая моторика,
не чувствуя усталости ребята до бесконечности могут заниматься любимым делом,
наслаждаясь своим результатом, проявляя восхищения и радостные эмоции.
Литература:
.Коваленко З.Д. издательство « Мозаика-синтез»
Лебедева Г.А. издательство «Мозаика- синтез» Аппликация семенами
Тихомирова О.Ю., Пластилиновая картина