Напоминание

Ребёнок и творчество


Автор: Александрова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР - детский сад № 17 "Ладушки""
Населённый пункт: г.Вольск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка)
Тема: Ребёнок и творчество
Раздел: дошкольное образование





Назад





Ребёнок и творчество
Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в раннем возрасте. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными. И я считаю, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно- ориентированного обучения. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих наклонностей у дошкольников. В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной деятельности, как средства творческого развития ребенка. Наметились новые пути в развитии художественной деятельности - нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных и стандартных видов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей - богатым потенциалом является нетрадиционная техника работы с пластилином - «Пластилинография».
Задачи:

«Познавательное развитие»
развивать у детей любознательность, воображение и творческую активность, формировать представление о форме, цвете, размере, материале.
«Речевое развитие»
формировать умения владеть речью, как средством общения и культуры, обогащать и активизировать словарь, развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
«Художественно-эстетическое развитие»
развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формировать элементарные представлений о видах творчества, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.
«Социально– коммуникативное развитие»
развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества, способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формировать готовность к совместному творчеству.
«Физическое развитие»
способствовать развитию крупной и мелкой моторики, правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Наблюдая за детьми, я замечала, что у детей стала пропадать тяга к художественному творчеству, качество выполнения заданий стали намного хуже, дети стали менее усидчивы, мелкая моторика развита плохо, дети быстро устают и утомляются. И я подумала, чем бы их увлечь? И тут мне в голову пришла мысль о
пластилине… просто лепить - не так уж интересно, и я попробовала им порисовать, что оказалось очень интересным и увлекательным занятием и заинтересовало моих коллег. Предложив детям данный вид деятельности, я провела ряд бесед с детьми. Первое, что им поведала - это историю происхождения пластилина, познакомила с методикой выполнения заданий, разработала перспективный план. Начали мы свою деятельность с простейших заданий, постепенно усложняя сюжеты. Дети всё больше и больше стали увлекаться техникой «Пластилинографии » и задавать вопрос – почему же пластилином и как им рисовать? Кто же стал автором и производителем пластилина? Официальное авторство этого изобретения принадлежит англичанину Уильяму Хэрбатту. Он закончил Лондонскую Национальную школу обучения искусствам, после чего вместе с супругой открыл собственную академию искусств. Хэрбатт славился как внимательный и весьма способный педагог. Наблюдая за работой своих подопечных, он заметил, что используемая ими глина не обладает нужными свойствами, так как быстро высыхает и теряет эластичность, что мешало создавать изображения и скульптуры. Как чуткий преподаватель, он решил разработать материал, который оставался пластичным так долго, как это было необходимо, художник экспериментировал с разными материалами. В итоге было найдено оптимальное сочетание: алифатические жирные кислоты, вазелин и мел (природно-растительные соединения). Что-же это такое - «Пластилинография»? Это традиционный вид деятельности, который давно и успешно используется в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего периода. Эту методику можно успешно назвать «Пластилиновой картиной» Её можно использовать для развития творческих способностей детей любого возраста, поскольку у детей развивается воображение и эстетический вкус, что является немаловажным значением для эстетического развития. Принцип пластилинографии заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.Залогом гармоничного воспитания ребёнка,его дальнейшего успеха в различных областях является развитие сенсорных способностей, то есть формирование представлений о внешних качествах предметов ( форме, цвете, величине, вкусе, запахе, положения в пространстве) Материальные и духовные ценности – это деятельность, в основе которой лежит творчество является высшей формой психической активности. У детей развивается самостоятельность, способность создавать что-то новое, оригинальное. Хочется дополнить, что рисуя пластилином, можно оживить изображения различными дополнительными материалами, такими как семена, бисер, различные виды круп. Дополняя замысел, рисунок приобретает особый колорит и эстетичность. Параллельно, овладевая данной методикой, развивается мышление, речь, умение моделировать, воображать и творить чудеса.
Особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей дошкольного и в последствии школьного возраста, так как пластилин используется в виде «акварельных красок», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат пальчики и ладошки ребёнка. При работе с пластилином ручки и пальчики должны быть тёплыми, так как находятся в постоянном движении, что приводит к улучшению кровообращения, одновременно происходит развитие и увеличение тонкой чувствительности пальцев. Творческие способности - это индивидуальное качества ребёнка, которые определяют успешность выполнения им любого задания. Первой задачей - стало создание необходимых условий для занятий данным видом творчества. Практика показывает целесообразность использования данной методики в психологической работе, как со взрослыми, так и с детьми в области арт-терапии. Сама техника универсальна и может использоваться в работе с детьми любого возраста, сложность сюжета должна соответствовать уровню развития ребёнка. Условия развития творческих способностей дошкольников:
первая группа
– это условия, в которых происходило развитие ребенка, ориентированные на его особенности;
вторая группа
– это целенаправленная деятельность педагога с ребёнком,
третья группа
– это социальная ситуация, в которой развивается способность к творчеству: социальное окружение, то есть - семейная атмосфера. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности может стать решением задачи творческого развития детей. На формирующем этапе была разработана и апробирована программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством «Пластилинографии». В ДОУ мною был организован кружок «Весёлая мастерская». Кружковая работа проводилась 1 раз в неделю по следующим формам: групповая и индивидуальная. В работе с детьми дошкольного возраста творческие зада ния на занятиях по пластилинографии являются наи более эффективным способом сочетания методов обучения и методов, способствующих проявлению творчества у детей. На занятиях по пластилинографии детьми создавались полуобъемные и барельефные образы из пластичных материалов; при создании пластичного образа использовались выразительные возможности цвета и природных материалов. На контрольном этапе анализ динамики изменения уровня творческих способностей показал, что более высокий уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности у 60% ребят. Ребята стали более увлеченно подходить к выполнению заданий, более развита стала мелкая моторика, не чувствуя усталости ребята до бесконечности могут заниматься любимым делом, наслаждаясь своим результатом, проявляя восхищения и радостные эмоции.
Литература: .Коваленко З.Д. издательство « Мозаика-синтез» Лебедева Г.А. издательство «Мозаика- синтез» Аппликация семенами Тихомирова О.Ю., Пластилиновая картина


В раздел образования