Достижение личностных результатов обучающимися: технологии развития и оценки
Автор: Сумина Ирина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Елизаветинская СОШ" Населённый пункт: с. Елизаветинка Черлакского района Омской области Наименование материала: статья Тема: Достижение личностных результатов обучающимися: технологии развития и оценки Раздел: начальное образование
Достижение личностных результатов обучающимися: технологии развития и оценки.
В настоящее время результатом образования является не просто получение
знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном
процессе. ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое
ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка.
Какие мы можем ожидать личностные результаты?
Ожидаемые личностные результаты включают в себя:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие
и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской граж-
данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и
осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей
личности;
В педагогической науке понятие Самоопределение определяется как степень
самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение
человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно
социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования ( с
ориентацией на будущее)
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для
себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо-
ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения.
1. Цель
2. Критерии
3.Технологии
4. Содержательные линии
5. Диагностики
Различные условия
Семья
Школа
Социум
Материальная база
Дополн. образование
Детские организации
1.
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2.
участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального
окружения, общественно-полезной деятельности;
3.
инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и
способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
4.
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в
том
числе
выбор
направления
профильного
образования,
проектирование
индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5.
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных
предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в
жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего
образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному
учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса —
уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец по-
ведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою
Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему
краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и
мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других
людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-
познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации
достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений,
способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации
различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих
поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной
нормы.
Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем
предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья,
в процессе самообразования.
Поэтому мы считаем необходимым
Организовать центр по сотрудничеству и преемственности всех участников
процесса воспитания обучающихся ( родителей, педагогов дошкольных учреждений,
учителей, педагогов доп. образования, руководителей детских объединений и другие.)
для выработки единой эффективной воспитательной деятельности на
муниципальном уровне.
Формирование системы осуществления мониторинга личностных результатов