Автор: Пахова Нина Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ № 12 Населённый пункт: г. Мирный Архангельской области Наименование материала: конспект Тема: Творчество Н. Рубцова Раздел: полное образование
Изучение творчества Н.Рубцова в 11 классе
I этап - определяем тему: «Поэтический мир Н.Рубцова». Выявляем
проблемную ситуацию:
а). Какой он, поэтический Север, в творчестве Н.Рубцова?
б). Какую «новую поэтическую стихию» почувствовал композитор
А.С.Лобзов, написавший около 30 песен на стихи Н.Рубцова.
Объясняю учащимся цель, задачи предстоящей деятельности: 1).
Пробудить интерес учащихся к чтению поэтических текстов, связанных с
темой родного края; 2). Проверить уровень сформированности навыка
составления письменного и устного высказывания по теме; 3). Подготовить
учащихся к написанию творческих работ.
II этап. Анализируем проблему, определяем пути нахождения
источников информации. Учащихся я консультирую, объясняю, что нужно
найти как можно больше информации о творчестве Н.Рубцова (в
библиотеках, на сайтах Интернет). Затем происходит распределение по
группам:
1). Биографы выбираются из числа учащихся, которые умеют отбирать
нужный материал. Они готовят пересказ о жизни и творчестве поэта
Н.Рубцова. Готовятся к яркому эмоциональному выступлению.
Инструктаж:
- Подберите нужный биографический материал о поэте Н.Рубцове.
- Отберите тот материал, который относится к теме «Поэтический Север в
творчестве Н.Рубцова.
- Распределите материал между собой так, чтобы каждый из группы
выступил.
2). Актёры готовят выразительное чтение наизусть стихотворений
Н.Рубцова о нашем Севере.
Инструктаж:
- Какие чувства, настроения, мысли передаёт автор в своих стихах?
- Поработайте над мимикой, жестами, голосом, чтобы стихи интересно
было слушать.
3). Исследователи готовят анализ стихотворений Н.Рубцова.
Инструктаж:
- Проконсультируйтесь с группой (N2 ), которая будет учить стихи,
напишите к этим стихам анализ.
- Определите тему, идею, композицию стихотворений.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор,
создавая
образ малой родины? Какую лексику использует? Почему много песен на
стихи Рубцова?
- Какие размеры стиха использует Н.Рубцов, какую рифму?
- Напишите анализ стихотворений.
4). Оформители должны подготовить выставку книг, иллюстраций о
творчестве Н.Рубцова. Написать рефераты на тему «Жизнь и творчество
Н.Рубцова».
Инструктаж:
- Классифицируйте материал, созданный в процессе исследовательской
деятельности.
- Обсудите, у кого реферат получился лучше, почему?
- Представьте материал в печатном виде.
- Сделайте рисунки к стихам. .
5). Компьютерщики должны помочь группам найти материал о творчестве
Н.Рубцова на сайтах в сети Интернет.
Инструктаж:
- Как и где найти материал о творчестве Н.Рубцова (можно обратиться к
учителю информатики).
- Что нужно распечатать, что сканировать?
- Помочь с написанием рефератов группе оформителей (можно сделать
компьютерную презентацию проекта).
6). Поэты пишут собственные стихи о северном крае.
Учащиеся каждой группы могут получить дополнительные консультации по
выполнению заданий. Они могут обратиться за помощью к учителю
информатики или к учащимся-консультантам, имеющим опыт работы на
компьютере.
Такая форма работы позволяет не только развивать навыки
исследовательской работы, но и активизирует учащихся, помогает
осуществить индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его
способностей, интересов и возможностей, дифференцировать задания по
уровню сложности.
Ш этап. Происходит поиск нужной информации, проведение
исследований, промежуточный отчёт по группам.
Если есть необходимость, консультирую учащихся.
IV этап. Учащиеся представляют результаты своей работы. Коллективно
оценивают свои результаты. Создают черновые варианты работ. Моя роль -
участие в обсуждении и оценке результатов.
V этап. Учащиеся дорабатывают свои задания, выполняют работы.
VI этап. Происходит защита групповых работ, Т.е. учащиеся на уроках,
посвященных поэзии Н.Рубцова, рассказывают о жизни и творчестве
Н.Рубцова (1 гр.); читают наизусть стихи (2 гр.), звучит анализ к каждому
стихотворению (3 гр.); при этом учащиеся могут полистать книги, посмотреть
иллюстрации, подготовленные учениками 4 группы, т.е. оформителями.
Компьютерщики (5 гр.) объясняют остальным, как можно подготовить
мультимедийную презентацию по данной теме или реферат. Поэты (6 гр.)
читают свои стихи.
Затем коллективно оцениваем полученные результаты учащихся 1, 2, 3
групп, а 4 и 5 сдают свои работы.