Автор: Соколова Елена Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №48 "Дельфинёнок " Населённый пункт: ульяновская область г. Димитровград Наименование материала: конспект Тема: Особенности речевого развития 5-6 лет Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт»,
указывая,
что
транспорт
бывает
воздушный
(самолет,
вертолет...),
водный(катер,
паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Хороший развивающий эффект дают настольные игры.
Ориентируются
в
пространстве
(право,
лево,
сзади...)
и
времени
(вчера,
сегодня,
ночью...).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять
яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже
(море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или
рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм –
монологической.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые
ответы.
К
концу
дошкольного
периода
дети
владеют
развернутой
фразовой
речью,
фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Советы родителям!!!!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о
чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ
ребенка.
Можно
предложить
ребенку
поделиться
своими
впечатлениями
от
просмотра
мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание
ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его
«вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи
ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В
литературе
можно
встретить
множество
игр
на
развитие
словаря,
разговорной
речи
дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?»,
«Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской
речи.
Прочитайте
с
детьми
книгу,
разберите
новые
(сложные,
непонятные)
слова,
встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите
вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом
предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи
была
систематической.
Взрослые
должны
постоянно
помнить:
речь
не
пе
редается
по
наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение
речью находится в прямой зависимости от ок ружающей речевой среды. Поэтому так важно,
чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните
об этом, уважаемые взрослые!!!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте
ребенку
возможность
самому
рассказать,
объяснить,
не
торопите
его.
Взрослый
может
подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться
ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не
отвлекаясь