Автор: Антонова Ольга Николаевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова Населённый пункт: Самарская область, м.р.Похвистневский с.Старопохвистнево Наименование материала: конспект Тема: конспект урока "Класс Рыбы" Раздел: полное образование
Предметная область Зоология
Класс 7
Тема урока Класс Рыбы. Общая характеристика.
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока
Образовательный аспект:
знание и понимание внешнего строения рыб;
знание и понимание понятий «обтекаемая форма тела», «адаптации», «среда обитания», «органы передвижения»;
знание и понимание видов плавников и их функций;
знание и понимание принципа работы плавательного пузыря.
Развивающий аспект:
развивать метапредметные умения и навыки: познавательные интересы; поиск необходимой информации,
рефлексия способов действий, анализ объекта, синтез; управление своей деятельностью; потребность в общении,
уважение иной точки зрения, умение договариваться и находить общее решение, умение аргументировать,
способность строить понятные для других высказывания.
Воспитательный аспект:
воспитывать уверенность в своих силах, формировать понятие о самоценности человеческих качеств;
воспитывать экологическую культуру на примере характеристики адаптации рыб к водной среде обитания.
Формы организации учебной деятельности
групповая (класс поделен на 3 группы).
Используемые технологии проблемное обучение; технология коллективной мыслительной деятельности;
диалоговая технология.
Используемые методы словесные; наглядные, опытно-экспериментальные.
Планируемый образовательный результат урока:
учащиеся знают и понимают внешнее строение рыб;
учащиеся знают определения понятий «обтекаемая форма тела», «адаптация», «среда обитания», «органы
передвижения»;
учащиеся воспроизводят определения понятий «обтекаемая форма тела», «адаптация», «среда обитания», «органы
передвижения»;
учащиеся знают строение плавников;
учащиеся знают и называют функции плавников;
учащиеся знают и понимают принцип работы плавательного пузыря;
учащиеся строят монологические высказывания, используя изученные понятия.
п/№
Этап урока
t
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемый
образовательный
результат
1
Организационный
момент
Учащиеся смотрят
видеофрагмент
Называют пословицы,
поговорки, загадки о рыбах
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Сиянье ваших добрых глаз.
Ребята, здравствуйте! Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, этот урок будет для нас одинаково
интересен и полезен.
Что же составит сегодня предмет нашего внимания?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам
посмотреть фрагмент любимого многими
мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом
царстве».
(просмотр фрагмента)
Скажите, пожалуйста, какие предметы живой
природы вы увидели в этом отрывке?
(рыбка)
В этносах разных народов есть много пословиц,
поговорок и сказок о рыбах. Вспомните их.
(Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже.
Чувствует себя, как рыба в воде.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Нем, как рыба.)
Выделение ведущей идеи
урока
2
Формулировка темы
урока
Самостоятельно
формулируют тему урока
Спасибо, попробуйте, пожалуйста, сформулировать
тему нашего урока.
Определение темы урока
Молодцы, ребята, вы совершенно правы. Тема
нашего урока: Класс Рыбы. Общая характеристика.
3
Целеполагание
Самостоятельно
формулируют собственную
цель урока
Ребята, скажите, пожалуйста, какие слова в нашей
теме можно назвать ключевыми?
(рыбы, общая характеристика)
Действительно, сегодня мы будем говорить об общей
характеристике класса рыб.
Я прошу вас: попробуйте каждый для себя
сформулировать цель, которую вы планируете
реализовать в рамках этого урока.
(записывают гипотезы на цветных листочках,
которые потом вывешиваются на доске – Ковёр
идей)
Определение цели урока
4
Актуализация
знаний
Учащиеся говорят о
значимости и важности темы
Ребята, скажите, пожалуйста, очевидна ли для вас
важность этой темы? Поясните свой ответ.
Разумеется, вы правы. Человек издавна употреблял
рыбу в пищу, по подобию формы тела рыбы были
изобретены различные плавательные средства.
Понимание актуальности
темы
5
Формулировка
учебной задачи
Учащиеся высказывают свои
мнения, отвечая на вопросы
учителя
Чтобы чётко определить учебную задачу, давайте
выясним, насколько ясно вы представляете, о чём мы
будем рассуждать?
Будьте добры, ответьте мне на несколько вопросов.
Что вы знаете о рыбах?
Какие отличительные признаки рыб вам известны?
Какие интересные факты о рыбах вы знаете?
Спасибо. Вы молодцы. Но, уверяю вас, сегодня вы
сможете узнать об этих удивительных животных ещё
больше.
Умение строить
монологическое
высказывание
6
Работа в группах
Учащиеся работают в
группах
Я предлагаю вам поработать в группах.
Для каждой группы я подготовила всё необходимое,
для того чтобы вы смогли найти нужную
информацию, изучить и обобщить её, провести
опыты, сделать выводы и презентовать результаты
вашей деятельности одноклассникам.
Время работы группы – 10 минут.
(приложения)
Умение работать с
информацией
Умение работать
творчески
Умение анализировать,
синтезировать, обобщать
7
Устные презентации
выполненных
заданий
Учащиеся дают ответы на
задания, дают взаимную
оценку
Большое спасибо.
Умение строить
монологические
высказывания
Умение отвечать на
вопросы, отстаивать свою
току зрения
8
Закрепление
изученного
материала
Разгадывают кроссворд
Ребята, вы отлично поработали. Чтобы узнать,
насколько прочно вы усвоили изученный материал,
разгадайте кроссворд.
По вертикали:
1.Жидкость, выметываемая самцами рыб при
наружном оплодотворении, содержащая
сперматозоиды.
3.Орган дыхания рыб.
5.Рыбы, имеющие хрящевой скелет.
7.Орган обоняния и вкуса некоторых рыб в виде
длинных выростов на голове, например у сомов и
налимов.
9.Роговые пластинки, покрывающие и защищающие
тело рыбы.
По горизонтали:
1.Наиболее мощный непарный плавник рыбы.
4.Органы передвижения рыб.
6.Внутренний орган многих рыб, развившийся из
отростка кишки и наполненный воздухом.
8.Орган, воспринимающий направление и скорость
течения воды, находящийся по бокам тела рыбы.
10.Самая многочисленная группа рыб, скелет
которой состоит из костей.
11.Парные передние плавники рыбы.
9
Рефлексия
Друзья мои, я благодарю вас за работу.
Оцените свою деятельность на уроке.
Кто хочет поделиться своими мыслями?
Спасибо.
Мы заканчиваем наш урок. Подводя итог, давайте
Умение оценивать
собственную деятельность
вернёмся к теме нашего урока.
Дайте общую характеристику классу рыб.
Спасибо.
До свидания.