Применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Автор: Сагидуллина Загида Мухаматшагидовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Осинский профессионально-педагогический колледж" Населённый пункт: город Оса, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения Раздел: среднее профессиональное
Руководитель: Сагидуллина З.М.
г. Оса, ГБПОУ «Осинский
профессионально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании
здоровья ребенка. Охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.
Здоровьесберегающая
технология
–
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность
сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки
не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [1, с.7]
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании:
1) медико- профuлактические;
2) физкультурно-оздоровительные;
3)технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка;
4)
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
5) здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
6) технологии валеологического просвещения родителей. [1, с.9]
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии
с
медицинскими
требованиями
и
нормами,
с
использованием
медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга
здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского
здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного
возраста,
физического
развития
дошкольников,
закаливания;
организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и
помощь
в
обе спечении
т ребований
СанПиНов;
о р г а н и з а ц и я
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
в
д о ш к о л ь н о м
образовании
–
технологии,
направленные
на
физическое
развитие
и
укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной
активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,
дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия
и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической
активности
и
заботе
о
здоровье
и
др.
Реализация
этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных
форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко
используются
педагогами
дошкольного
образования
в
разных
формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты
и
в
свободной
деятельности
детей,
в
ходе
педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия
ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-
дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия
ребёнка
в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
обеспечение
социально-эмоционального
благополучия
дошкольника.
Реализацией
данных
технологий
занимается
психолог
посредством
специально
организованных
встреч
с
детьми,
а
также
воспитатель
и
специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе
ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического
и
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребёнка
в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного
образования
–
технологии,
направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов
детского
сада,
в
том
числе
культуры
профессионального
здоровья,
развитие
потребности
к
здоровому
образу
жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
– это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или
культуры
здоровья
дошкольников.
Цель
этих
технологий
-
становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии
валеологического
просвещения
родителей
–
э т о
технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности
родителей
воспитанников
ДОУ,
обретение
ими
валеологиче ской
компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать
как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по
следующим направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии. [7, с.15]
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся
следующие виды:
- Стретчинг
-Ритмопластика
-Динамическая пауза
-Подвижные и спортивные игры
-Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
К
технологиям
обучению
здоровому
образу
жизни
относятся
следующие виды:
- Проблемно-игровые: игры-тренинги, игротерапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий «Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж
К коррекционным технологиям относятся следующие виды:
-Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Арт-терапия
- Технологии воздействия цветом
- Психогимнастика
- Фонетическая ритмика
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди! »;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Методы здоровьесберегающих технологий : фронтальный, групповой,
практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный
метод, метод индивидуальных занятий.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Очень
важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни. [7, с.18]
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1)
системно
организованная
совокупность
программ,
приемов,
методов
организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его
участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по
критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. [2, с.26]
Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как
никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование
здорового
образа
жизни.
Не
случайно
именно
эти
задачи
являются
приоритетными
в
программе
модернизации
российского
образования.
[6,
с.18]
Применение в работе дошкольных образовательных учреждений
здоровьесберегающих
технологий
повысит
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
сформирует
у
педагогов
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление здоровья воспитанников. [7, с.12]
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно
рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как
совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход / Ахутина, Т.В.- Школа здоровья. 2000.
2.Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько, В. И-М.:2004.
3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека/ Казин, Э. М -
М.: Владос, 2000.
4.
Назаренко,
Л.Д.
Оздоровительные
основы
физических
упражнений
/Назаренко Л.Д. - М.: 2002.
5.
Педагогика
и
психология
здоровья
/Под
ред.
Н.К.
Смирнова.
-
М.:
АПКиПРО, 2003.
6. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в
области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко /Методист. -
2006.
7.
Сивцова,
А.М.
Использование
здоровьесберегающих
педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова
/
Методист. - 2007.