Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения


Автор: Сагидуллина Загида Мухаматшагидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Осинский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Ясавиева Регина

Руководитель: Сагидуллина З.М.
г. Оса, ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж» Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [1, с.7] В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: 1) медико- профuлактические; 2) физкультурно-оздоровительные; 3)технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 4) здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; 5) здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; 6) технологии валеологического просвещения родителей. [1, с.9]

Медико-профuлактические технологии
в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обе спечении т ребований СанПиНов; о р г а н и з а ц и я здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные

технологии
в д о ш к о л ь н о м образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия

ребёнка
– технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка- дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного

образования
– технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
– это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии

валеологического

просвещения

родителей
– э т о технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологиче ской компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии. [7, с.15]
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся

следующие виды:
- Стретчинг -Ритмопластика -Динамическая пауза -Подвижные и спортивные игры -Релаксация - Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) - Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
К

технологиям

обучению

здоровому

образу

жизни

относятся

следующие виды:
- Проблемно-игровые: игры-тренинги, игротерапия - Коммуникативные игры - Серия занятий «Уроки здоровья» - Точечный самомассаж
К коррекционным технологиям относятся следующие виды:
-Технологии музыкального воздействия - Сказкотерапия - Арт-терапия - Технологии воздействия цветом - Психогимнастика - Фонетическая ритмика
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди! »; • принцип сознательности и активности; • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; • принцип систематичности и последовательности; • принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности; • принцип системного чередования нагрузок и отдыха; • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий; • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Методы здоровьесберегающих технологий
: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. [7, с.18] На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ): 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. [2, с.26] Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. [6, с.18] Применение в работе дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. [7, с.12]
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход / Ахутина, Т.В.- Школа здоровья. 2000. 2.Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько, В. И-М.:2004. 3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека/ Казин, Э. М - М.: Владос, 2000. 4. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений /Назаренко Л.Д. - М.: 2002. 5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 6. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко /Методист. - 2006. 7. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова / Методист. - 2007.


В раздел образования