Напоминание

"Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников"


Автор: Яковлева Людмила Родионовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС КВ"Солнышко" п.г.т.Уренгой
Населённый пункт: ЯНАО,Пуровский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой Пуровского района «Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников» Воспитатель первой квалификационной категории: Яковлева Л.Р. Уренгой, 2016
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельно сти дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Среди всего многообразия детских игр сюжетно-ролевая игра имеет наибольшее значение для развития речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В сюжетно-ролевой игре действие происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Таким образом развивается диалогическая речь. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь. Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога. Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста: - развитие связной диалогической речи; - развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом; - расширение и активизация словарного запаса; Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр. - Исполнение воспитателем главной роли. - Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль. - Внесение образных игрушек. - Прием ролевой игры с продолжением - - Игра в телефон. - Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду. - Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы: - Участие воспитателя в игре (главная роль). - Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица. - Изменение игровой среды. - Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия). - Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей. - Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности. - Поощряю проявление детского словотворчества. - Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения. - Создаю условия для самостоятельной деятельности детей. Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: - бытовые (игры в семью, детский сад); - производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, и т. п.). - игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) - игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.). В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение, манеру общения. Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий. Таким образом, сюжетно-ролевая игра становится одним из основных компонентов развития речи.


В раздел образования