"Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников"
Автор: Яковлева Людмила Родионовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"ДС КВ"Солнышко" п.г.т.Уренгой Населённый пункт: ЯНАО,Пуровский район Наименование материала: Статья Тема: "Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников" Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного
вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой Пуровского района
«Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи
дошкольников»
Воспитатель
первой квалификационной категории:
Яковлева Л.Р.
Уренгой, 2016
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека,
область
проявления
присущей
всем
людям
способности
к
познанию,
самоорганизации,
саморазвитию,
к
построению
своей
личности,
своего
внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами,
другими культурами.
Игра,
несомненно,
является
ведущим
видом
деятельно сти
дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир,
готовится
к
взрослой
жизни.
В
этой
игре
находят
выражение
основные
потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково
у различных детей.
Среди всего многообразия детских игр сюжетно-ролевая игра имеет
наибольшее
значение
для
развития
речи.
В
ходе
игры
ребенок
вслух
разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению
самолета,
голосам
зверей
и
т.
д.
В
сюжетно-ролевой
игре
действие
происходит
в
некотором
условном
пространстве.
Детская
комната
вдруг
превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя
соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В
ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая
роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только
если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п.
Таким образом развивается диалогическая речь.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и
умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические
нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый
объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую
активность,
самостоятельность
мышления;
помогают
в
игровой
форме
решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности
речевого развития, такого как связная речь.
Однако
умение
играть
в
сюжетно
–
ролевые
игры
предполагает
достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо
владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют
планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный
характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под
влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно
–
ролевая
игра
оказывает
специфическое
воздействие
на
становление
речи.
В
ее
процессе
детей
следует
постоянно
побуждать
к
общению
друг
с
другом
и
комментированию
своих
действий,
что
способствует
закреплению
навыков
пользования
инициативной
речью,
совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию
грамматического строя речи.
Работая
с
детьми,
я
пришла
к
выводу,
что
многие
дети
нуждаются
в
коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно –
ролевой игры.
Цель
моей
работы:
формирование
речи
детей
дошкольного
возраста
в
игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога.
Исходя
из
цели,
определяются
задачи,
которые
решались
в
процессе
формирования
положительных
взаимоотношений,
учитывая
возрастные
особенности детей дошкольного возраста:
- развитие связной диалогической речи;
-
развитие
коммуникативности
и
личного
взаимодействия
детей
друг
с
другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые
использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.
- Исполнение воспитателем главной роли.
-
Индивидуальная
игра
воспитателя
с
ребенком,
при
этом
воспитатель
исполняет главную роль.
- Внесение образных игрушек.
- Прием ролевой игры с продолжением
- - Игра в телефон.
- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.
- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие
методы и приемы:
- Участие воспитателя в игре (главная роль).
- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
- Изменение игровой среды.
- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия).
- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.
- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.
- Поощряю проявление детского словотворчества.
-
Предоставляю
детям
право
выбора
средств
для
импровизации
и
самовыражения.
- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.
Прежде
всего,
я
создала
эмоционально
–
благоприятную
атмосферу
для
детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения
в
игре,
развертывание
партнерских
отношений.
В
группе
я
создала
соответствующую
предметно
развивающую
среду,
оформила
игры,
соответствующие возрастным особенностям детей.
Формирование
правильных
взаимоотношений
включает
развитие
организаторских
умений
детей,
инициативы,
элементарного
умения
руководить и подчиняться.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют
все
дети.
Примерами
таких
игр
могут
быть:
«Магазин»,
«Поезд»,
«Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это
та
сфера,
которая
воспроизводится
детьми.
Сюжеты
игр
разнообразны.
Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные и общественные отражающие профессиональный труд
людей
(школа,
магазин,
библиотека,
почта,
парикмахерская,
больница,
транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, и т. п.).
- игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
- игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по
содержанию
мультфильмов,
кинофильмов
и
др.).
В
этих
играх
ребята
отражают
целые
эпизоды,
подражая
действиям
героев,
усваивая
их
поведение, манеру общения.
Сюжетно-ролевые
игры
отражают
профессиональную
деятельность
взрослых.
В
этих
играх
дети
осваивают
процесс
созидания,
они
учатся
планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете,
распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при
этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во
время наблюдений, экскурсий.
Таким
образом,
сюжетно-ролевая
игра
становится
одним
из
основных
компонентов развития речи.