Напоминание

"ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА!"


Автор: Богданова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Северный детский сад "Василёк" МБОУ "Северная СОШ"
Населённый пункт: село Северное Оренбургская область
Наименование материала: проект
Тема: "ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк»

МБОУ «Северная СОШ»

Поисково – исследовательский

проект

«ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА!»

для детей подготовительной группы
Подготовила воспитатель Богданова Н.В.
с. Северное 2016г


Вид

проекта
: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Продолжительность проекта
: краткосрочный (1 неделя).
Участники

проекта
: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, помощники воспитателей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта
: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Представить детям, возможность в течение одной недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель
: создать условия для развития познавательно - исследовательских способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Здравствуй гостья, зима».
Задачи проекта:
 Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно- исследовательскую деятельность.  Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.  Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.  Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.  Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.  Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.  Повысить эффективность детско-родительских отношений.
Предполагаемый результат
:  приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарищей;  повышение познавательной активности;  расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе;  делать правильно выводы по проделанным экспериментам;  заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Формы реализации проекта:
· Занятия. · Беседы. · Наблюдения. · Досуговая деятельность. · Игровая деятельность. · Исследовательская деятельность. · Продуктивная деятельность детей. · Чтение художественной литературы.
Методы и приёмы:
 наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);  словесный (рассказ, чтение, беседа);  практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный
: · Создание необходимых условий для реализации проекта. · Разработка и накопление методических материалов. · Создание развивающей среды. · Подбор художественной литературы по теме. · Разработка мероприятий.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, подборка детской и методической литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Продукт проектной деятельности
: Выставка детских рисунков «Лес зимой», пластилинография «Снеговик», фотогазеты «Зимние забавы».
Взаимодействие с родителями:
 Организация выставки зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».  Изготовление с родителями фотогазеты «Зимние забавы».  Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний».  Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной».  Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке».  Папка – передвижка на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде».  Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
Итоговое мероприятие
: развлечение «Здравствуй, гостья зима».
II этап – основной (практический):
· Наблюдения. · Опыты, эксперименты. · Занятия.
План реализации проекта:
Понедельник 1. Беседа «О зиме». 2. Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.), «Подбери слова», «Где снежинки?», «Приметы зимы». 3. П/И «Мороз – красный нос», «Снежки», «Попади в обруч», «Снег кружится». 4. Отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях зимы. 5. Чтение «Снегурочка» русская народная сказка, стихотворений о зиме. 6. Выставка книг о зиме. 7. Опытно –исследовательская деятельность: «Свойства снега», «Каким бывает снег?». Вторник 1. Беседа «О времени года». 2. Д/и «Подбирай, называй, запоминай», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Похож - непохож». 3. Опытно –исследовательская деятельность: «Вода при замерзании?», «Прозрачность льда». 4. Настольная игра «Снежинки». 5. Подвижные игры: «Загони льдинку», «Снежная баба», «Снег - снежок» Среда 1. Беседа «Снег и лед». 2. Отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях зимы. 3. Чтение и рассматривание книг о зиме: «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Морозко» русская народная сказка. 4. Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова». 5. Настольная игра «Времена года».
6. Опытно –исследовательская деятельность: «Замерзание жидкостей», «Откуда берется иней». 7. Подвижные игры: «Зимой», «Повертелись, покружились и снежинки превратились». Четверг 1. Беседа «Лес зимой». 2. Заучивание стихотворений о зиме, чтение сказки «Серебряное копытце» П. Бажов. 3. Опытно - исследовательская деятельность: «Лед и соль», «Лед твердая вода». 4. Д/и «На что похожи узоры на окнах», «Кто больше знает». 5. Подвижные игры: «Зима», «Снежинки», «Метелица», «Кто быстрее?». Пятница 1. Беседа «Какая она - зима». 2. Д/и «Найди такую же снежинку», «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). 3. Подвижные игры: «Зима», «Чья команда забросит в корзину больше снежков», «Снежинки балеринки». 4. Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович», «Опять зима» А. Твардовский. 5. Опытно - исследовательская деятельность: «Снег- какой?», «Почему снег греет?». 6. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».
III - этап заключительный
:  Итоговое мероприятие: развлечение «Здравствуй, гостья зима».  Обработка результатов по реализации проекта, дидактические игры, фотографии занятий, конкурс кормушек "Супер столовая для птиц", организация птичьей столовой «Лакомка» на территории детского сада, выставка рисунков «Зимушка-зима».
Результаты проектной деятельности
:  Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательно - исследовательский опыт.  Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы.  Владеют расширенным словарным запасом.  Знакомы с правилами безопасного поведения на природе зимой.  Выставка творческих работ детей.  Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима».  Разработаны рекомендации для родителей.  Оформлена мини-газета «Зимние забавы».  Повышение количества родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме
· Как зима не злится, а весне покорится. · Зима без снега — лето без хлеба. · Год кончается, а зима начинается. · Снегирь прилетит — о зиме известит. · Зимой морозы, а летом грозы. · Зима — не лето, в шубу одета. · Зима с заморозков начинается, а капелями кончается. · Два друга — мороз да вьюга. · Зима лето пугает, да все равно тает. · Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает. · Чем крепче зима, тем скорее весна. · Снег глубок — год хорош. · Живет и такой год, что на день семь погод. · Зима спросит, что твое лето приносит. · Осень богата хлебом, а зима снегом. · Зимний денек — воробьиный скок. · На Новый год день прибавился на заячий скок. · Готовь зимой телегу, а летом сани. · Береги нос в большой мороз. · Мороз невелик, да стоять не велит.

Приложение №2

Детские загадки о зиме
Опять метели, непогода, И снова снега кутерьма. Но по душе нам время года С морозным именем: (зима). Падают снежинки, Зазвенели льдинки. И невидимый мороз Щиплет уши, щёки, нос! - Знаю, знаю я сама! - Это к нам пришла ... ! (Зима) Время года, время года! Когда спит кругом природа. С золотыми берегами Под пушистыми снегами. (Зима.) С неба хлопья полетели… Шубы белые надели И дороги, и дома…. Начинается? ( зима ) Опять метели, непогода, И снова снега кутерьма. Но по душе нам время года С м о р о з н ы м и м е н е м : (зима). Дождались меня салазки! Всё вокруг бело как в сказке. И в лесу и на дворе Все деревья в серебре. Белоснежные дома В гости к нам пришла (Зима.) Твёрдый снег и держит нас, Можно бегать… Крепок (наст). Закрутил буран снега – Начинается (пурга). Пурга... и днём от тучи тёмка, И з м е й к о й с т е л е т с я (поземка). В холодильнике живёт. Превращает воду в лёд. Щиплет пальчики и нос Это дедушка…(мороз)! Рисовать на окнах - мастер, Но не требует фломастер... Щиплет нам зимою нос Бодрый утренний ... (Мороз) Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) Каменна страница. Всяк на ней резвится. Коньками делает следы, А страница из воды. (Лед) На реке зимой Паркет П р о ч н ы й , с к о л ь з к и й , гладкий. Хоть пляши на нём сто лет! Вальсы и вприсядку. Миновали холода- Подевался он куда? (Лед) Он прозрачный и холодный, Он загадочный и плотный, А в тепле вдруг оживает, Слёзы льёт и быстро тает, Что водою слёзы льёт? Ну,конечно,это-...(Лёд.)

Приложение №3

Стихи о зиме
«Живой снежок» (Е. Тараховская) Кто-то стукнул к нам в окно Тихо еле, еле… За окном темно-темно От пурги метели. «Кто там? - я спросить хотел И кого вам надо?» Вдруг снежок к нам залетел В форточку из сада. Оказалось, он живой, С крыльями и головой! Сел он к маме на плечо - Запушённый, белый. Догадались мы, о чём Песенку запел он: «Я влетел сюда не зря! Приютите снегиря!» *** Н. Некрасов Не ветер бушует над бором Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит - хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт - по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… *** (С. Есенин) Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Пушкин А.С. «Волшебница-зима» Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Приложение №4

Опытно - исследовательская деятельность

Опыт №1. «Свойства снега»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холодной. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Материалы: Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки) . Ход игры: Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много, затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой водой или с холодной водой. Дети выполняют это задание – в тарелку, в стакан с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличится количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.
Опыта №2. Цветные льдинки.
Воспитатель напоминает детям, что лёд состоит из воды, а как он получается? (Ответы детей: на морозе, вода замерзает, получаются? льдинки и т.д.) Следующий наводящий вопрос: как нашу цветную воду превратить в разноцветные льдинки? (Ответы детей: разлить в формочки, вынести на мороз, подождать, пока замерзнет и т.д.) Воспитатель предлагает детям сделать «ледяные» бусы и гирлянды, для чего в приготовленные формы (контейнеры из конфетных коробок) сначала последовательно вложить нити, а потом залить эти формы с нитями цветной водой. Заготовки для «ледяных» украшений готовы. Дети выходят на прогулку и выносят контейнеры с цветной водой на улицу, наблюдают за ними в течение прогулки. Спустя некоторое время, в конце прогулки, проверяют, что произошло и изменилось. Делают следующий вывод: Вода постепенно превращается в лед на морозе.
Совместно с воспитателем дети принимают решение украсить гирляндами и бусами участок своей группы после сна, на вечерней прогулке. Дети вместе с педагогом делают постройки из снега и льда, планируют, как их будут украшать ледяными бусами и гирляндами.
Опыт №3. Замерзание жидкостей
. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет. Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Материал. Термос с горячей водой, тарелка. Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт №4. «Лед твердая вода»
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания Материалы и оборудование: ёмкости с небольшими кусочками льда, ёмкость со снегом, тарелочки по количеству детей. Ход проведения: В одном из игровых центров приготовлены емкости с кусочками льда и снегом. Дети выкладываю кусочек льда и горсточку снега на тарелочку; рассматривают и наблюдают за ними некоторое время. Снег и лед начинают таять, появляется вода. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лёд и снег состоят из воды. Выводы: Лёд состоит из воды. Снег состоит из воды. Лёд и снег тают в тепле и превращаются в воду. Снег тает быстрее.
Опыт №5. «Почему снег греет?»
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой. Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета: Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Приложение №5

Подвижные и пальчиковые игры

«Снежки».
Цель: Развитие общей и мелкой моторики. Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
«Мороз-Красный Нос»
Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения. Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит; Я Мороз-Красный нос! Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.
«Два Мороза»
Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Ход игры:
Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы: "Мы — два брата молодые, Два Мороза удалые: Я — Мороз Красный Нос, Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?" Дети: "Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!" Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.
"Зимние забавы".
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки. Ход игры: Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах. Снег холодный лыжи лижет. А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках. Но упали мы. Ах! "Падают". А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. А потом снежки катали, Катят воображаемый комок. А потом без сил упали. "Падают". И домой мы побежали. Бегут по кругу. Н. Нищева
.

«Снег кружится»

Цель:
научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии текстом. Снег, снег, кружится, Дети кружатся, затем приседают. Белая вся улица. Дети, изображая, как дует ветер. Собрались мы в кружок, Разлетелись «снежинки» в разные стороны. Завертелись, как снежок.
«Метелица»

Цель игры:
воспитывать коллективизм и товарищество. Участвуют 2 команды, которые строятся в 2 шеренги и берутся за руки. Во главе колонн стоят ведущие. Они ведут цепочку за собой, пробегают между снежным валом, санками, снеговиком и другими препятствиями. Отмечается та команда, которая не разомкнула руки и не задела предметы. Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз выбирается новый ведущий.
«Снежная баба»
Мы слепили это чудо в пять минут (имитируют лепку снежков). Как зовут такое чудо, как зовут (пожимают плечами). Снежная баба! К снежной бабе близко-близко подойдём (сужают круг, подходя к бабе). Снежной бабе низкий-низкий наш поклон (кланяются). Мы над бабой посмеёмся «ха-ха-ха» (расширяют круг, отходя назад)! Хороша ты, наша баба, хороша (качают головой). Раз, два, три, нас ты, баба, догони (дети три раза хлопают в ладоши и убегают от снежной бабы). Посмотрите, какие красивые и смешные получились у нас снежные бабы! «
Кто быстрее»
Игра проводится парами. Один участник садится на санки, второй берется за веревку, везет до отметки и обратно. «
Чья команда забросит в корзину больше снежков
» Цель – развивать глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании. Ход игры. В центре площадки стоит корзина. Дети с снежками стоят на расстоянии 1 метра от корзины. По команде «Бросай» бросают снежки в корзину. Кто больше попал в корзину, тот и выиграл.
«Загони льдинку»
Цель: учить детей прыгать на одной ноге, стараясь носком ноги загнать предмет в круг. Развивать ловкость, умение рассчитывать силу толчка. Ход игры:
На снегу цветной краской нарисован большой круг, от него в разные стороны 8-10 цветных линий – лучей, их длина 2,5 – 3. в конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу, подпрыгивая на правой ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг. Здесь можно стоять, ожидая остальных играющих. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на одной ноге старясь придерживаться нарисованной лини, передаёт льдинку следующему. Гнать льдинку, толкая её вперед носком ноги, на которой выполняется прыжки. 2 вариант Гнать льдинки клюшками.
«Кто дальше?».
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По указанию воспитателя: «Бросай правой, (левой) - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
Игра - имитация «Снежинки» (физкультминутка
). На полянку, на лужок Но подул тут ветерок Тихо падает снежок. Закружился наш снежок. Кружатся снежинки Кружатся снежинки, Белые пушинки. Белые пушинки. Полежали, понеслись Покружились, покружились И под елку улеглись. И на место приземлились. Тихо спят снежинки Белые пушинки.
«Снег – снежок»
Снег – снежок, снег – снежок Постепенно опускают руки. По дорожке стелется. Снег – снежок, снег – снежок, Белая метелица. Снег – снежок, снег – снежок, Плавно качают руками Вправо и влево Замело дорожки. Снег – снежок, снег- снежок, Вместе поиграем И друг в друга снежки Весело бросаем. Бросают снежки. Но тепло во дворе, Хлопают в ладоши. Не замерзли ушки. Потирают уши. Накатаем мы снег. Вращают кистями рук перед грудью. Белый ком большущий Разводят руки в стороны В белый ком большущий.
П
альчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.
Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку.
Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке) Я зиму, и снег, и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке) Но где же, снежинки? В ладошке вода. (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки) Куда же исчезли снежинки? Куда? (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки) Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Ритмичные потряхивания ладошками) Как видно, ладошки мои горячи. (Ритмичные потряхивания ладошками)
Физкультминутка «Зимой».
Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Приложение № 6

Дидактические игры

«Какая, какой, какое?»

Цель
. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению. Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. Зима- Снег -….И т.д.
«Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буд у н а з ы в ат ь п р и р о д н о е явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
«
Где снежинки?» Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
«Третий лишний»
Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение. 1. Январь, февраль, зима. 2. Снежки, санки, коньки. 3. Метель, лыжи, мороз. 4. Снежок, снеговик, снегирь. Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
«Сравни и расскажи»
Педагог предлагает детям сравнить лед и снег. (Снег мягкий, а лед …твердый; снег пушистый, а лед… гладкий; снег белый, а лед… прозрачный; снег тает быстрее, а лед… медленнее).
«Кто больше знает?»

Цель
: развивать память, находчивость, сообразительность. Ход игры. Воспитатель: «У меня в руках стакан. Кто скажет, для чего он может быть использован?» Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
«Закончи предложение»

-
Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. Мы решили слепить…(снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику). Мы показали соседям нашего…(снеговика). Мы играли с нашим …(снеговиком). Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
«Про что можно сказать»
Морозный… (день, вечер, узор...) Снежная... (погода, зима, буря, королева, долина, горка…) Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое...) Ледяные... (горки, реки, озера, сосульки, фигуры...)

Приложение № 7

Развлечение "Здравствуй, гостья зима"
Воспитатель: В теплый край свой полетели Над полями журавли. На морозе отвердели комья черные земли. Занесла метель дороги, все овраги замела. И декабрь - хозяин строгий приступил к своим делам. По просторам необъятным едет зимушка, ребята! К нам на санках ледяных, колокольчики на них. Ребенок: Зима- зима - красавица, в сугробы наряжается. В лесу синицы звонкие поют, переливаются. Ребенок: Мороз трещит, старается, кует мосты хрустальные. Зовет ребят кататься он на катки зеркальные. Ребенок: Поет и в танце кружится метелица сама Да здравствует веселая, русская зима!
ПЕСНЯ "ЗИМУШКА - ХРУСТАЛЬНАЯ" А. Филиппенко
. Ребенок: Что такое за окошком? Сразу в доме посветлело. Это снег лежит ковром, самый светлый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер. Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. Ребенок: Нет свободного местечка - всюду снега намело. На заборе, на крылечке, все блестит и все бело!
ПЕСНЯ "ПЕРВЫЙ СНЕГ "
Ведущий: Зимой кругом бело. А как красиво! Вот, что сказал об этом А. С. Пушкин. Идет волшебница зима, пришла, рассыпалась клоками. Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами. Среди полей, вокруг холмов, брега с недвижною рекою. Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз и рады мы! Проказам матушки зимы! Ведущий: Зиму любят все, поэтому и называют ее ласково: зимушкой. Вот и мы наш праздник называем "Зимушка - зима". Мы послушаем стихи, песни, музыку. Какие месяцы считаются зимними? Дети: Декабрь, январь, февраль. Ведущий: Знаете ли вы, какая зима в декабре? Ребенок: Белым снегом все покрыло - и деревья, и дома. Свищет ветер легкокрылый, здравствуй, зимушка - зима! Вьется след замысловатый от полянки до холма. Это заяц напечатал: - здравствуй, зимушка - зима! Мы для птиц кормушки ставим, насыпаем в них корма. И поют пичуги в стаях: - Здравствуй, зимушка - зима!
ПЕСНЯ "ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА" русская народная песня.
Ребенок: В лесную чащу тихо, вошла зима портниха. Березы очень рады: - Спасибо за наряды!
Пушистые и белые зима наряды сделала, И для лесов и для полей, - пускай им будет веселей! Деревьям всем в лесочке зима дала платочки, А в шубки их одела, сама повеселела.
ХОРОВОД "КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК"
Ведущий: Дети, а что вам нравится зимой? Ребенок: Мы очень любим зиму, не страшен холод нам! Цепочкой побежим мы на лыжах по лесам. Ребенок: Коньки наденем быстро, на звонкий встанем лед. По речке серебристой помчимся мы вперед. Ребенок: А сани вниз под гору, быстрее ветра мчат. Ну, как в такую пору, домой загнать ребят?
ХОРОВОД "ЧТО НАМ НРАВИТСЯ ЗИМОЙ
" Ведущий: Ах, сколько снега на дворе у нас! Как будет весело ребята, нам сейчас! Скатаем мы огромный снежный ком- И станет нашим он снеговиком!
ИГРЫ: 1. "СОБЕРИ СНЕГОВИКОВ"
Ведущий: Снеговик стоит в саду у прохожих на виду. Вместо шляпы - старый таз. Уголечки вместо глаз. А про нос совсем забыли, Нос ему не прикрепили! "
ПРИКРЕПИ НОС СНЕГОВИКУ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ
"
ПЕСНЯ "ЛЕПИМ СНЕГОВИКОВ" Cлонова.

ИГРА "КТО БЫСТРЕЕ ОДЕНЕТСЯ НА УЛИЦУ?"
Ведущий: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. - Лежало одеяло, мягкое, белое Солнце напекло, одеяло уплыло... (снег) - Что за звездочка такая на пальто и на платке. Вся сквозная, вырезная, а возьмешь, вода в руке... (снежинка) - Какой это мастер на стекла нанес, И листья, и травы, и заросли роз? ( Мороз) - Мост, как синее стекло, скользко, весело, светло. (лед) - Что вниз вершиной растет... (сосулька) - Кручу, урчу, знать никого не хочу... (вьюга) Ведущий: Дети, великий, русский композитор П.И. Чайковский написал пьесу "Декабрь ", сейчас мы ее послушаем. "
ДЕКАБРЬ" грамзапись
. Ведущий: Вот и заканчивается наш праздник, посвященный зимушке- зиме. Концерт заканчивается, а зима только начинается. Нас ждут санки, лыжи, коньки, ледяные горки, многие зимние забавы! Ребенок: В честь красавицы зимы, сейчас исполним песню мы.
ПЕСНЯ "ЗИМА" Баневича.


В раздел образования