Организация психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Автор: Букреева Наталья Евгеньевна Должность: заместитель директора по УВР Учебное заведение: МБОУ "Еткульская НОШ" Населённый пункт: с. Еткуль Наименование материала: Презентация Тема: Организация психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ Раздел: начальное образование
Психолого – педагогическое
сопровождение
обучающихся с ОВЗ
«Деятельность педагога-психолога при включении
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в
образовательное пространство»
Целью психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ является
создание системы психолого-педагогических условий, способствующих
успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в
социуме (школе, в семье и т.п.).
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
состоят в следующем:
определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной
работы с ребёнком;
прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на
основе выявленных особенностей развития, резервных
возможностей;
реализация собственно психологической коррекционной работы на
протяжении всего образовательного процесса.
Основные направления деятельности
педагога-психолога:
диагностическая деятельность;
коррекционно-развивающая работа;
консультативная деятельность;
просветительская работа и психопрофилактика.
экспертная работа (ПМПк).
1. Диагностическая работа:
Углублённое
изучение особенностей интеллектуального развития
детей
, личностных и поведенческих реакций.
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
,
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей.
Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном
учреждении)
диагностика отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации.
Изучение адаптивных возможностей и
уровня социализации
ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья.
2. Коррекционно-развивающая
работа:
повышение адаптивных возможностей ребёнка;
повышение умственного развития;
на нормализацию эмоционально-личностной сферы;
психокоррекцию отклоняющегося поведения.
Проведение групповых и
индивидуальных занятий, направленных:
3. Консультативная работа:
Консультирование педагогов по выбору индивидуально-
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья.
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Просветительская работа и
психопрофилактика:
Различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные
материалы, личный сайт), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса, обучающимся , их родителям ,
педагогическим работникам , по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ.
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
по разъяснению индивидуально-типологических особенностей
различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Экспертная работа (ПМПк):
Диагностическая деятельность.
Обследование: первичное(сентябрь),
систематические этапные наблюдения за
динамикой развития ребёнка в процессе
коррекционной работы (декабрь), и итоговая
диагностика (май).
Экспертная работа (ПМПк):
Коррекционно-развивающая работа:
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) –
специфический метод индивидуального обучения,
помогающий ликвидировать пробелы в знаниях,
умениях, навыках обучающихся, овладеть ключевыми
образовательными технологиями, осуществить
психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а
значит повысить уровень учебной мотивации.
Коррекционно-развивающие программы:
«АОП НОО»
(адаптированная общеобразовательная программа начального общего
образования)
Программа работы с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
«Безграничные возможности»
Программа внеурочной деятельности
«Тропинка к своему «Я»
«Программа развития ВПФ (высших психических функций) у
обучающихся 1 классов»
«Программа развития ВПФ (высших психических функций) у