Напоминание

Опасные незнакомцы


Автор: Ефремова Ольга Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лепёшкинская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Орловская область, Орловский район
Наименование материала: конспект
Тема: Опасные незнакомцы
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект урока по предмету
«Окружающий мир»
2 класс УМК «Школа России» А.А. Плешаков Тема:
«Опасные незнакомцы».

Цели:
обучающие – познакомить учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, формировать представление о правильных действиях при встрече с незнакомцами; развивающие - развивать умение правильно действовать при общении с незнакомыми людьми, продолжать работу по развитию коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения; совершенствовать устную речь учащихся; воспитательные – воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, любознательность, интерес к работе.
Задачи урока:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование уважительного отношения к мнению других людей; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие умения работать в парах, группах. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения работать с информацией и использовать различные способы её поиска; - развитие умения работать с текстом; - развитие операций мышления: анализа, сравнения, обобщения, сопоставления; - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формирование умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения аргументировать её; 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - освоение знаний об опасностях, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми людьми; - изучение алгоритма действий в ситуациях, содержащих опасности при общении с незнакомцами.
Оборудование:
рисунки с изображениями грибов и ягод, изображения корзин, плакаты «Правило 4-х НЕ» и «Стратегия действий», конверты с заданиями, памятки личной безопасности, картинки для самооценки.
Ход урока:
1. Эмоциональное начало урока. - Приветствую вас, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, надеюсь, что им у нас понравится, и наше хорошее настроение передастся и нашим гостям. 2. Актуализация знаний. Мы урок наш начинаем. Что учили – вспоминаем. Повторяем свои знания Домашнего задания.
- Вспомните, какой раздел учебника мы изучаем? (Здоровье и безопасность) - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Какие опасности могут нас подстерегать в лесу? - Чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете съедобные ягоды и грибы, и умеете их отличать от несъедобных, отправимся с вами на лесную полянку. - Каждый из вас соберёт в корзинку по одному съедобному грибочку или ягоде. Проверим, какие вы грибники и ягодники. (Учащиеся работают по командам и выбирают из предложенных картинок ягод и грибов только съедобные). - Давайте посмотрим, что же вы оставили на лесной полянке? Что вы не взяли в свои корзины? (Вороний глаз, мухомор). - Почему вы не стали их брать? (Они ядовиты) - Действительно, их нельзя употреблять в пищу, более того даже не стоит их срывать, брать в руки, чтобы не было отравления. - Да, в лесу нужно быть очень внимательным и осторожным. 3. Самоопределение к деятельности. - Но оказывается, ребята, опасности могут подстерегать нас не только у водоёма, в лесу, но и на улице, возле дома, в вашем доме. - Прочитайте пословицу, записанную на доске: Не каждый встречный – друг сердечный. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не каждый человек, который встречается нам на пути, может быть хорошим, добрым, честным) - Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми. 4. Постановка учебных задач урока. - Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Как будет звучать тема нашего урока? (Опасные незнакомцы) - Какие учебные задачи мы перед собой поставим сегодня? - Чему будем учиться сегодня на уроке? Прочитаем об этом в учебнике на стр.30. 5. Работа по теме урока. - Давайте определимся с термином. Кто такой незнакомый человек? - «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители, не знаешь ты». От незнакомца не знаешь, чего ожидать, и встреча или беседа с незнакомым человеком может быть опасной. - Рассмотрите рисунки на стр.30 в учебнике. - Что может произойти при встрече с незнакомцем на улице? - Как вы думаете, как нужно вести себя в подобных ситуациях? - Как вы считаете, можно ли по внешнему виду человека понять, перед нами преступник или хороший, добрый человек? - Безусловно, хорошо бы нам жилось, если бы преступники одеждой или лицом сразу отличались от остальных людей. Но это только в сказке Бармалея не спутаешь с Дюймовочкой, а Карабаса-Барабаса с Винни-Пухом. В жизни злоумышленник вполне может выглядеть доброжелательным и вежливым человеком. Допустим, к вам подходит незнакомый взрослый человек и вдруг без
всякого повода начинает с вами разговаривать. Это не совсем обычно. И уж совсем странно, если он просит помочь в чем-либо, например, вместе поискать потерявшегося маленького котёнка. - Твёрдо запомните одну простую вещь: взрослые должны обращаться за помощью ко взрослым, а не к детям. - И ещё одно: ни один нормальный взрослый человек не будет предлагать незнакомому ребёнку пойти вместе с ним поесть шоколада, посмотреть мультфильм, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине. - А что же делать, если с вами пытается заговорить незнакомый человек? - Да всё очень просто – нужно извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы вам не сказали, и чего бы не пообещали – потому что никто не может заранее предсказать все хитрости злоумышленника. - Во всем мире полицейские придумали памятку, специально для детей, как правильно вести себя с незнакомым человеком. Коротко это называется «Правило четырёх НЕ». Давайте с ними познакомимся.
Не
ходи никуда с незнакомыми людьми.
Не
садись в машину к незнакомым людям.
Не
задерживайся на улице по дороге домой.
Не
впускай в дом незнакомых людей. - Все ли эти правила вам понятны? - Говорили ли вам о них родители? Уверена, что не раз. - Соблюдение именно этих правил при встрече с незнакомцами помогут вам избежать беды. 6. Первичное закрепление. - Давайте узнаем, насколько хорошо вы запомнили «Правило четырёх НЕ» и знаете о других правилах личной безопасности. - Проведём с вами игру «Топни, хлопни». Я читаю высказывание, если оно верно, то вы хлопаете, если оно ошибочное - то топаете ногами. Встаньте рядом со своей партой. Готовы? Не вступай в разговоры с незнакомцами. Дверь можно открывать всем и сразу, ни о чём не спрашивая. Не принимай угощения от незнакомых людей. Любому, кто спрашивает, называй свой адрес, номер своей квартиры. Не садись в машину к незнакомым людям. Не ходи никуда с незнакомыми людьми. По пути домой из школы заходи ко всем друзьям, надо же пообщаться со всеми. Если вас пытаются силой вести куда-то, то нужно громко звать на помощь и вырываться что есть сил. Нельзя впускать в дом незнакомых людей. 7. Работа по теме урока (продолжение) - Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в безлюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым
человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе. Чтобы не случилось беды, стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов». Шаг 1. Оценка ситуации (на доске) Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то в е с т и с е б я с о в с е м и н и м и н у ж н о п р а к т и ч е с к и о д и н а к о в о . Шаг 2. Держи дистанцию! Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть такой, чтобы з л о у м ы ш л е н н и к н е м о г д о в а с д о с т а т ь и с х в а т и т ь . Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор. Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. Шаг 4. Уходи в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям» 8. Применение навыка на практике. - Давайте потренируемся в поиске наиболее эффективного поведения в различных ситуациях при общении с незнакомцами. Для этого поработаем в группах. - На ваш выбор предлагаю вам конверты с заданными ситуациями. Составьте, пожалуйста, правила безопасного поведения в различных ситуациях. Ситуация 1
Незнакомый мужчина:
Знаешь, недалеко отсюда есть замечательный магазин игрушек. Пошли, посмотрим, купим тебе то, что захочешь. Ситуация 2
Незнакомая женщина:
Вот там, за углом я потеряла свой кошелек. Пойдем со мной, поможешь найти. Ситуация 3
Незнакомый мужчина
: Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение… Ситуация 4

Незнакомый мужчина:
У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с предложенными ситуациями. - Обезопасить себя от «заманивающих» преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди! Всегда на всё отвечай – НЕТ!» - Проверим, как вы усвоили это правило. (Стихотворение читает ученик, остальные дети хором отвечают «НЕТ») Каждый грамотный ребёнок Должен твёрдо знать с пеленок: Если вас зовут купаться, В телевизоре сниматься, Обещают дать конфет, Отвечайте твёрдо «НЕТ», Вам предложат обезьянку, Или даже денег банку, Или даже в цирк билет, Отвечайте твёрдо «НЕТ». Позовут лететь к Луне, Покататься на слоне, Есть на все простой ответ - Отвечай всегда лишь «НЕТ!». 9. Работа по теме урока (продолжение) - К сожалению, подозрительные люди могут подойти к вам не только на улице, но и позвонить в дверь вашего дома или квартиры. - Рассмотрим ситуации, когда вы одни дома. - Посмотрите на рисунки учебника на стр.31. - Кем представились люди, позвонившие в дверь? - Можно ли открывать дверь врачу, слесарю, почтальону, если вы одни дома? - Почему? Объясните. - А что следует делать, если вы услышали движение ключа в двери вашей квартиры? - Прочитаем вывод на стр.31 в учебнике. - Как же нужно вести себя дома, если вы остались одни? - Итак, не следует открывать дверь незнакомым, ни в коем случае не говорить, что взрослых нет дома, сразу же сообщить о незваных гостях родителям. - В жизни часто случаются ситуации неожиданные для нас и нам необходима помощь взрослых. - Рассмотрим ситуацию, которая поможет вам понять, к кому из взрослых можно обратиться за помощью, если вдруг что-то случилось. Сценка «Потерялась» учебник с.32-33
- Кто из взрослых людей на улице кажется вам наиболее безопасным? На чью помощь можно рассчитывать? - Что же делать тем, кто потерялся? - Чьи телефоны нужно знать каждому ребёнку? - Следующая ситуация научит нас принимать правильные решения при встрече с незнакомыми людьми. Сценка «Мамина подруга» учебник с.34-35 - Какие подобные ситуации могут возникнуть? - Можно ли ключ от квартиры отдавать кому-нибудь незнакомому? Почему? 10. Рефлексия. - Попробуем в парах разыграть возможные опасные ситуации из жизни и найти правильный выход из них. Ситуация 1
Незнакомый мужчина:
- Здравствуй, девочка!
Девочка:
- Здравствуйте!
Незнакомый мужчина:
- Знаешь, недалеко отсюда есть замечательный зоомагазин. Пошли, посмотрим зверюшек, купим тебе котёнка или хомячка.
Девочка:
- Нет, мне ничего не надо. Мне нужно идти. (Не давая незнакомцу договорить, быстро уходить в другую от него сторону) Ситуация 2
Незнакомый мужчина:
- Здравствуй, девочка!
Девочка:
- Здравствуйте!
Незнакомый мужчина:
- Т ы т а к а я х о р о ш а я , в и ж у , ч т о д о б р а я , п о мо г и м н е . Я потерял щенка вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
Девочка:
- Извините, меня только что позвал папа. Я не могу вам помочь. Ситуация 3
Водитель остановившегося рядом автомобиля:
- Здравствуй, мальчик! Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Майской, а то я сильно опаздываю.
Мальчик:
- Нет! Я с вами никуда не поеду! Ситуация 4

Незнакомая женщина:

-
Ой, мальчик, помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она вон там за кустами заблудилась.
Мальчик:
- Нет, ни в какие кусты я не полезу. Извините. (Быстро отходит в другую сторону) - Надеюсь, что правила личной безопасности, с которыми мы познакомились сегодня на уроке, помогут вам избежать опасных ситуаций. 11. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок. - Что нового вы узнали о правилах поведения с незнакомыми людьми? - Какие учебные задачи мы ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы, на ваш взгляд, их достичь? - Какое «правило четырёх НЕ» вы запомнили? - Понравился ли вам урок? - Оцените своё отношение к уроку и выберите картинку, показывающую ваше настроение после урока. 12. Домашнее задание. - Чтобы вы еще лучше запомнили все, о чем мы говорили на уроке, предлагаю вам эти памятки безопасного поведения. А также дома вы прочитаете текст учебника стр. 30-35, ответите на вопросы и выполните задания в тетради №1 и №2 стр.20. - За работу сегодня на уроке отметки получают…… - Урок окончен. Будьте внимательны и осторожны на улице. Берегите себя!

ПАМЯТКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Не вступай в разговоры с незнакомцами. 2. Не называй свой домашний адрес и номер квартиры посторонним людям. 3. Не открывай дверь незнакомому человеку. 4. Не садись в машину к незнакомому человеку. 5. Не принимай угощения, подарки от незнакомых людей. 6. Не вешай ключ от дома к себе на шею. 7. Если потерял ключ от дома - сразу же сообщи об этом родителям. 8. Никуда никогда не ходи с незнакомыми людьми. 9. Ничего не сообщай никому по телефону. 10. Запомни номер телефона полиции: 02.


В раздел образования