Напоминание

Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине


Автор: Терёхина Роза Павловна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "КАДОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
Населённый пункт: Г. КАДОМ, РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Терёхина Р.П., преподаватель

спецдисциплин высшей категории,

почетный работник СПО РФ

Тема: Содержание комплексного учебно-методического обеспечения

образовательного процесса по учебной дисциплине
Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию. Под составом комплексного учебно-методического обеспечения понимается все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям. Чтобы глубже понять проблему и объективно выявить весь состав комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, важно определить подход к решению данного вопроса. С этой целью надо рассмотреть образовательный процесс как объект комплексного учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления компонентного состава такого обеспечения. В данном случае необходимо знать, что представляет собой

образова- тельный процесс к а к объект комплексного учебно-методического обеспечения. Ученые-педагоги обычно рассматривают образовательный процесс как статическую модель, включающую следующие компоненты: цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы
обучения. Но реальный образовательный процесс не статичное состояние, а проходит в динамике и в современной дидактике понимается как взаимодействие деятельности и педагогов, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков. Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса в нем необходимо ком- плексно обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учебно- познавательную деятельность студентов. Комплексное учебно- методическое обеспечение востребуется деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проекти- ровании образовательного процесса и его реализации. Поэтому для установления и обоснования всего состава комплексного обеспечения следует исходить из самой деятельности педагога. Для решения вопроса о составе комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности педагога объективно выявить и установить все составные компоненты комплексного обеспечения. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности педагога с тем, чтобы выявить всю совокупность решаемых им профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса и, исходя из них, установить весь компонентный состав комплексного учебно- методического обеспечения, предназначенного для решения таких задач. В соответствии с изложенными выше положениями проведем анализ деятельности педагога в пределах учебного занятия (урока), в котором в миниатюре отражается весь образовательный процесс как таковой и реализуется деятельность педагога в ее полном завершенном 2
дидактическом цикле. Для этого обратимся к используемому отечественной психологией подходом к анализу трудовой деятельности и пониманием ее структурного строения. Профессиональная деятельность педагога, являясь одним из конкретных видов трудовой деятельности, связана с подготовкой к учебным занятиям и их проведением и характеризуется свойственным ей специфическим типом структуры. В ней всегда три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной, заключительный! Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности педагога состоит в проектировании им содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности педагог последовательно решает следующие профес - сионально-типовые задачи: определяет содержание образования для данного учебного занятия; осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению; устанавливает уровни усвоения каждой дидактической единицы; составляет план проведения учебного занятия; подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса. Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно- методическая документация (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, учебная программа, календарно-тематический план и др.). Такая документация востребуется деятельностью педагога при проектировании им образовательного процесса и является составным компонентом комплексного учебно- методического обеспечения. Второй этап деятельности следует рассматривать как основной. Его 3
функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи педагога заключаются в том, чтобы сообщить студентам учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной и н ф о р м а ц и и н а н е о бхо д и м ы х уровнях, установленных при проектировании результатов образовательного процесса. Для решения этих задач необходимы средства обучения, представляющие, по определению доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Семушиной, совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и п р а кт и ч е с ко й деятельностью, всестороннего развития и воспитания. При этом подразумевается не замена функций педагога определенным набором средств обучения, а их корректное дополнение для расширения возможностей педагога по реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов. Под средствами обучения понимаются не только «материальные объекты, предметы», но и «слово педагога». Именно оно, отмечает доктор педагогических наук, профессор Л.Я. Зорина, «пронизывает весь дидактический цикл процесса обучения», «выступает главным источником информации» при проведении учебных занятий и «увязывает воедино все остальные средства обучения». Средства обучения, так же как и нормативная и учебно-методическая документация, используются педагогом для решения с во и х профессиональных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 4
Одним из основополагающих условий эффективности любой трудовой деятельности, в том числе и педагогической, является контроль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятия необходимых решений. На первом этапе деятельности при проектировании образовательного процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных дидактических единиц учебной информации, тем самым устанавливает требования к результатам обучения, которые одновременно выступают и в качестве критериев контроля этих результатов. На втором этапе деятельности в ходе реализации образовательного процесса педагог, руководствуясь этими критериями, контролирует и оценивает результаты текущего усвоения студентами содержания образования и на основе конкретной информации об этом вносит (при необходимости) коррективы в свою деятельность и в деятельность студентов. Для обеспечения педагога и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения и учения, качестве овладения знаниями, умениями и навыками необходимы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и др.). Средства контроля, так же как и средства обучения и нормативная и учебно-методическая документация, востребуются деятельностью педагога, используются им для решения своих профессиональных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в пределах учебного занятия. Функциональное назначение этого этапа деятельности состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о результатах обучения, сравнении полученных результатов с намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период. На этом этапе деятельности педагог выявляет и сопоставляет 5
фактические уровни усвоения студентами каждой основной дидактической единицы учебной информации с запланированными при проектировании результатами образовательного процесса; оценивает ка чество сформированных знаний, умений и навыков; анализирует свою деятельность и деятельность студентов. На основе такого системного анализа результатов обучения и учения, самоанализа своей деятельности и анализа деятельности студентов педагог получает необходимую информацию для проектирования более совершенного очередного «дидактического цикла» образовательного процесса и создания для него более совершенного комплексного учебно- методического обеспечения. Таким образом, на основе приведенного выше структурно- функционального анализа деятельности педагога можно следующим образом охарактеризовать состав комплексного учебно- методического обеспечения образовательного процесса. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса как целое состоит из трех компонентов, т.е. в полном его составе оно трехкомпонентно. В состав комплексного учебно-методического обеспечения в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация, средства обучения, средства контроля. В таком составе комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется дидактической деятельностью педагога и реализуется им при подготовке к учебным занятиям и их проведении. Данный состав комплексного учебно-методического обеспечения инвариантен, поскольку в таком его составе оно необходимо и достаточно для продуктивного решения педагогом всех его профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса по любой учебной дисциплине и любой специальности среднего профессионального образования. 6


В раздел образования