Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине
Автор: Терёхина Роза Павловна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ОГБПОУ "КАДОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" Населённый пункт: Г. КАДОМ, РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине Раздел: среднее профессиональное
Тема: Содержание комплексного учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по учебной дисциплине
Для создания совершенного комплексного учебно-методического
обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во
многих
отношениях.
Объективно
установленный
состав
комплексного
учебно-методического
обеспечения
позволяет понять
структурное
строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать
его содержание и сформулировать требования к его созданию.
Под
составом
комплексного учебно-методического
обеспечения
понимается все те его структурные компоненты, из которых оно слагается
как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной
реализации образовательного
процесса
по
учебным
дисциплинам
и
специальностям.
Чтобы глубже понять проблему и объективно выявить весь состав
комплексного
учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса, важно определить подход к решению данного вопроса. С этой
целью
надо
рассмотреть
образовательный
процесс
как
объект
комплексного учебно-методического обеспечения и определиться в том,
что
следует
взять
в
качестве
исходной
основы
для
установления
компонентного состава такого обеспечения.
В данном случае необходимо знать, что представляет собой образова-
тельный
процесс
к а к объект
комплексного
учебно-методического
обеспечения.
Ученые-педагоги обычно рассматривают образовательный процесс как
статическую
модель,
включающую
следующие компоненты:
цель,
содержание
образования,
методы,
средства
и
организационные
формы
обучения. Но реальный образовательный процесс не статичное состояние,
а
проходит
в
динамике
и
в
современной дидактике
понимается
как
взаимодействие деятельности и педагогов, и обучаемых, направленное на
достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на
формирование знаний, умений, навыков.
Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными
составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в
нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения.
При таком понимании образовательного процесса в нем необходимо ком-
плексно
обеспечивать
дидактическую
деятельность
педагога
и
учебно-
познавательную
деятельность
студентов.
Комплексное
учебно-
методическое
обеспечение
востребуется
деятельностью
педагога
и
используется
им
для
решения
профессиональных
задач
при
проекти-
ровании
образовательного
процесса
и
его
реализации.
Поэтому
для
установления
и
обоснования
всего
состава комплексного
обеспечения
следует исходить из самой деятельности педагога.
Для решения вопроса о составе комплексного учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса
необходимо
использовать
деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности педагога
объективно
выявить
и
установить
все
составные
компоненты
комплексного
обеспечения.
Такой
подход
предполагает
проведение
структурно-функционального анализа деятельности педагога с тем, чтобы
выявить всю совокупность решаемых им профессионально-типовых задач
при проектировании и реализации образовательного процесса и, исходя из
них,
установить
весь компонентный
состав
комплексного
учебно-
методического обеспечения, предназначенного для решения таких задач.
В соответствии с изложенными выше положениями проведем анализ
деятельности педагога в пределах учебного занятия (урока), в котором в
миниатюре
отражается
весь
образовательный
процесс
как таковой
и
реализуется
деятельность
педагога
в
ее
полном
завершенном
2
дидактическом цикле. Для этого обратимся к используемому отечественной
психологией подходом к анализу трудовой деятельности и пониманием ее
структурного строения.
Профессиональная
деятельность
педагога,
являясь
одним
из
конкретных
видов
трудовой
деятельности,
связана
с
подготовкой
к
учебным занятиям и их проведением и характеризуется свойственным ей
специфическим типом структуры. В ней всегда три сменяющих друг друга
этапа: подготовительный, основной, заключительный!
Функциональное
назначение
подготовительного
этапа
деятельности
педагога
состоит
в
проектировании
им
содержания
и
целей
образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения
на
предстоящем
учебном
занятии.
На
подготовительном
этапе
деятельности
педагог
последовательно
решает
следующие
профес -
сионально-типовые
задачи:
определяет
содержание
образования
для
данного учебного занятия; осмысливает и конкретизирует цели обучения,
воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном
занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные
дидактические
единицы
учебной
информации,
подлежащие
усвоению;
устанавливает
уровни
усвоения
каждой
дидактической
единицы;
составляет
план
проведения
учебного
занятия;
подготавливает
необходимое
материально-техническое
оснащение
образовательного
процесса.
Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно-
методическая
документация
(государственные
требования
к
минимуму
содержания
и
уровню
подготовки
выпускников,
учебная программа,
календарно-тематический план и др.). Такая документация востребуется
деятельностью
педагога
при
проектировании
им
образовательного
процесса
и
является
составным
компонентом
комплексного
учебно-
методического обеспечения.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной. Его
3
функциональное
назначение
состоит
в
реализации
содержания
образования,
целей
обучения,
воспитания
и
развития
студентов,
формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности
задачи педагога заключаются в том, чтобы сообщить студентам
учебную
информацию,
организовать
их
учебно-познавательную
деятельность
и обеспечить усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной
и н ф о р м а ц и и
н а
н е о бхо д и м ы х уровнях,
установленных
при
проектировании результатов образовательного процесса.
Для
решения
этих
задач
необходимы
средства
обучения,
представляющие,
по
определению
доктора
педагогических
наук,
профессора Л.Г. Семушиной, совокупность предметов, которые заключают
в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и
предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков,
управления
их
познавательной
и
п р а кт и ч е с ко й деятельностью,
всестороннего развития и воспитания. При этом подразумевается не замена
функций
педагога
определенным
набором
средств
обучения,
а
их
корректное
дополнение
для
расширения возможностей
педагога
по
реализации
содержания
образования,
целей
обучения,
воспитания
и
развития студентов.
Под
средствами
обучения
понимаются
не
только
«материальные
объекты, предметы», но и «слово педагога». Именно оно, отмечает доктор
педагогических
наук,
профессор
Л.Я.
Зорина,
«пронизывает весь
дидактический цикл процесса обучения», «выступает главным источником
информации» при проведении учебных занятий и «увязывает воедино все
остальные средства обучения».
Средства обучения, так же как и нормативная и учебно-методическая
документация,
используются
педагогом
для
решения
с во и х
профессиональных
задач
и
являются
составным
компонентом
комплексного
учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса.
4
Одним из основополагающих условий эффективности любой трудовой
деятельности,
в
том
числе
и
педагогической,
является
контроль
ее
реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов
заданным критериям и принятия необходимых решений.
На первом этапе деятельности при проектировании образовательного
процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных дидактических
единиц
учебной
информации,
тем
самым
устанавливает
требования
к
результатам
обучения,
которые
одновременно
выступают
и
в
качестве
критериев контроля этих результатов.
На втором этапе деятельности в ходе реализации образовательного
процесса
педагог,
руководствуясь
этими
критериями,
контролирует
и
оценивает
результаты
текущего
усвоения
студентами содержания
образования и на основе конкретной информации об этом вносит (при
необходимости)
коррективы
в
свою
деятельность
и
в
деятельность
студентов.
Для обеспечения педагога и студентов своевременной и объективной
контрольной
информацией
о
результатах
обучения
и
учения,
качестве
овладения знаниями, умениями и навыками необходимы разнообразные
средства контроля (технические средства, тесты и др.).
Средства контроля, так же как и средства обучения и нормативная и
учебно-методическая
документация,
востребуются
деятельностью
педагога, используются им для решения своих профессиональных задач и
являются
составным
компонентом
комплексного учебно-методического
обеспечения образовательного процесса.
Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в
пределах
учебного
занятия.
Функциональное
назначение этого
этапа
деятельности
состоит
в
получении
педагогом
совокупной итоговой
информации о результатах обучения, сравнении полученных результатов с
намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период.
На
этом
этапе
деятельности
педагог
выявляет
и
сопоставляет
5
фактические уровни усвоения студентами каждой основной дидактической
единицы учебной информации с запланированными при проектировании
результатами
образовательного
процесса;
оценивает
ка чество
сформированных
знаний,
умений
и
навыков;
анализирует свою
деятельность и деятельность студентов.
На основе такого системного анализа результатов обучения и учения,
самоанализа своей деятельности и анализа деятельности студентов педагог
получает
необходимую
информацию
для
проектирования
более
совершенного
очередного
«дидактического
цикла»
образовательного
процесса и создания для него более совершенного комплексного учебно-
методического обеспечения.
Таким
образом,
на
основе
приведенного
выше
структурно-
функционального
анализа
деятельности
педагога
можно
следующим
образом охарактеризовать состав
комплексного
учебно-
методического обеспечения образовательного процесса.
Комплексное
учебно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса как целое состоит из трех компонентов, т.е. в полном его составе
оно
трехкомпонентно.
В
состав
комплексного
учебно-методического
обеспечения
в
качестве
его
структурных
компонентов
входят:
нормативная
и
учебно-методическая
документация, средства обучения,
средства контроля.
В
таком
составе
комплексное
учебно-методическое
обеспечение
востребуется дидактической деятельностью педагога и реализуется им при
подготовке
к
учебным
занятиям
и
их
проведении.
Данный
состав
комплексного учебно-методического обеспечения инвариантен, поскольку
в
таком
его
составе
оно
необходимо
и
достаточно для
продуктивного
решения
педагогом
всех
его
профессионально-типовых
задач
при
проектировании
и
реализации
образовательного процесса
по
любой
учебной дисциплине и любой специальности среднего профессионального
образования.
6