Напоминание

Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН)


Автор: Прудникова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Чумаковская школа-интернат
Населённый пункт: с.Чумаково
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Чумаковская школа-интернат для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей ,с ограниченными возможностями здоровья ' Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН) Составил: педагог-психолог Прудникова Т.В. с.Чумаково 2016г.
Цель психологического сопровождения обучающихся в коррекционной школе в 2016 – 2017 учебном году - комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и ученических коллективов в образовательном процессе, способствующего развитию личности школьника, подержанию и укреплению психологического здоровья детей, их нравственного, умственного и эмоционального развития, формированию способности к успешной социализации в обществе, к профессиональному и личностному самоопределению в условиях введения ФГОС О УО (ИН). Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционно–развивающую область включён курс «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Основные задачи психокоррекционной области:  Формирование учебной мотивации;  Гармонизация психоэмоционального процесса;  Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;  Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;  Формирование продуктивных видов взаимоотношений в семье, классе.Повышение социального статуса ребёнка в коллективе;  Формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор направленности психокоррекционного курса я определяю исходя из психофизических особенностей обучающихся с легкой умственной отсталостью на основании ТПМПК, школьного ПМПк, ИПРА инвалида. Учитывая данные критерии обучающихся первого класса по ФГОС О УО (ИН), их психологическое сопровождение реализуется с учётом следующих целей и задач:
 программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» имеет своей
целью:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — формирование пространственно-временных ориентировок; — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); —совершенствование мелкой моторики. Из цели и задач курса «Психокоррекционные занятия» можно увидеть, что он соответствует задачам коррекционно–развивающую области ФГОС О УО (ИН).  Также психологическое сопровождение первоклассников осуществляется по программе «Я – ученик», которая составлена мной с учетом требований ФГОС О УО (ИН) и психолого-возрастных особенностей обучающихся
с целью
обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях введения ФГОС О УО (ИН) и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи программы:
1. Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной жизни и развивать у детей позицию школьника, положительное отношение к школе; помочь детям принять правила и нормы поведения в школе; 3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и социальные контакты обучающихся; 4. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; 5. Формировать у учащихся нравственные представления и понятия, адекватные способы поведения в обществе. Таким образом, данная программа также отвечает задачам коррекционно– развивающую области ФГОС О УО (ИН). В дальнейшем, с приходом новых детей или появлением других проблем в развитии обучающихся, в соответствии с решением ПМПк, возможны и индивидуально ориентированные псикоррекционные занятия. Т.е., вариативность психологического сопровождения присутствует. На данное время психологическое сопровождение первоклассников решает не все основные задачи психокоррекции, представленные в коррекционно– развивающей области ФГОС О УО (ИН). Реализацию других задач я планирую на следующем возрастном этапе. Это работа над гармонизацией психоэмоционального состояния, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, совершенствование навыков конструктивного общения, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, социально адекватного поведения. При необходимости работа на повышение уверенности себе, повышение социального статуса ребёнка и на решение других психологических проблем, при их возникновении. С введение ФГОС О УО (ИН) актуальной задачей становится обеспечение развития базовых учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Психокоррекционные занятия обеспечивают достижения обучающимися первого класса следующих БУД.
Личностные учебные действия:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; • овладение начальными навыками адаптации, расширение кругозора, знаний об окружающем мире; • осознание себя как ученика заинтересованного посещением уроков , обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника; • проявлять любознательность, наблюдательность, способность замечать новое; • наличие мотивации на развитие, совершенствование, к творческому труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; • проявлять самостоятельность в выполнении развивающих заданий, поручений, договорённостей. • применять гигиенические правила письма при выполнении заданий в тетради. • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к взаимодействию с ней; • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; • адекватные представления о собственных возможностях, адекватно эмоционально реагировать на успех, неудачу; • ценить и принимать базовую ценность «здоровье», «добро», «семья», стремиться к соблюдению режима дня школьника.
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (психолог – ученик, ученик – ученик, ученик – класс); • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и психологом; • проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к иному мнению;
• обращаться за помощью и принимать помощь; • проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление оказать помощь более слабым; • слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком; • проявлять дисциплинированность в школе, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);  ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения); • пользоваться учебной мебелью; • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место; • слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту; • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о собственных возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения задания; • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов; • активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила игры; эмоционально раскрепощаться.
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов; • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях); • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса и для решения познавательных и практических задач; • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами; • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение словарного запаса и т.д.). А также
предметные результаты
, которые подробно прописаны в программах. Таким образом, роль психолога в условиях введения ФГОС О УО (ИН) следующая:  индивидуализация образования;  учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;  вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).  формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;
 формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;  интеграция в социум детей с интеллектуальными нарушениями (публичное участие в мероприятия школьного, районного и т.д. уровней);  формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;  формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности. Приоритетные направления работы школьного психолога в условиях введения ФГОС О УО позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения обучения, в частности, улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательных отношений, но и позволяют корректировать содержания образования. В условиях внедрения ФГОС О УО (ИН) в деятельности педагога- психолога в коррекционной школе появляются следующие проблемы: 1. Недостаточная просвещенность в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН). 2. Отсутствие в моей методичке рекомендуемых специализированных надёжных диагностических методик. Источники ,литература: 1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (МКОУ Чумаковская школа- интернат»).
3. Степанов, Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС.


В раздел образования