Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН)
Автор: Прудникова Татьяна Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МКОУ Чумаковская школа-интернат Населённый пункт: с.Чумаково Наименование материала: Статья Тема: Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН) Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского
района "Чумаковская школа-интернат для детей- сирот и детей оставшихся
без попечения родителей ,с ограниченными возможностями здоровья '
Психологическое сопровождение обеспечения продуктивности
образовательного процесса в условиях ФГОС О УО (ИН)
Составил: педагог-психолог
Прудникова Т.В.
с.Чумаково 2016г.
Цель психологического сопровождения обучающихся в коррекционной школе в
2016 – 2017 учебном году - комплексное психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся и ученических коллективов в образовательном
процессе, способствующего развитию личности школьника, подержанию и
укреплению психологического здоровья детей, их нравственного,
умственного и эмоционального развития, формированию способности к
успешной социализации в обществе, к профессиональному и личностному
самоопределению в условиях введения ФГОС О УО (ИН).
Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в коррекционно–развивающую область
включён курс «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости. Основные задачи психокоррекционной
области:
Формирование учебной мотивации;
Гармонизация психоэмоционального процесса;
Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля;
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Формирование продуктивных видов взаимоотношений в семье,
классе.Повышение социального статуса ребёнка в коллективе;
Формирование и развитие навыков социального поведения.
Выбор направленности психокоррекционного курса я
определяю исходя из психофизических особенностей
обучающихся с легкой умственной отсталостью на
основании ТПМПК, школьного ПМПк, ИПРА инвалида.
Учитывая данные критерии обучающихся первого класса по ФГОС О УО
(ИН), их психологическое сопровождение реализуется с учётом следующих
целей и задач:
программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий
познания ребенком каждого объекта в совокупности качеств,
признаков дать правильное многогранное полифункциональное
представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной
социализации его в обществе.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в
совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир
во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов,
запахов, звуков, ритмов);
—совершенствование мелкой моторики.
Из цели и задач курса «Психокоррекционные занятия» можно увидеть, что он
соответствует задачам коррекционно–развивающую области ФГОС О УО
(ИН).
Также психологическое сопровождение первоклассников
осуществляется по программе «Я – ученик», которая составлена мной с
учетом требований ФГОС О УО (ИН) и психолого-возрастных
особенностей обучающихся с целью обеспечение психологической
адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях
введения ФГОС О УО (ИН) и профилактика школьной дезадаптации,
возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи программы:
1. Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе
адаптации обучающихся к школьному обучению;
2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной
жизни и развивать у детей позицию школьника, положительное отношение к
школе; помочь детям принять правила и нормы поведения в школе;
3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и
социальные контакты обучающихся;
4. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
5. Формировать у учащихся нравственные представления и
понятия, адекватные способы поведения в обществе.
Таким образом, данная программа также отвечает задачам коррекционно–
развивающую области ФГОС О УО (ИН).
В дальнейшем, с приходом новых детей или появлением других
проблем в развитии обучающихся, в соответствии с решением
ПМПк, возможны и индивидуально ориентированные
псикоррекционные занятия. Т.е., вариативность психологического
сопровождения присутствует.
На данное время психологическое сопровождение первоклассников решает
не все основные задачи психокоррекции, представленные в коррекционно–
развивающей области ФГОС О УО (ИН). Реализацию других задач я
планирую на следующем возрастном этапе. Это работа над гармонизацией
психоэмоционального состояния, развитие способности к эмпатии,
сопереживанию, совершенствование навыков конструктивного общения,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля,
социально адекватного поведения. При необходимости работа на повышение
уверенности себе, повышение социального статуса ребёнка и на решение
других психологических проблем, при их возникновении.
С введение ФГОС О УО (ИН) актуальной задачей становится обеспечение
развития базовых учебных действий как собственно психологической
составляющей ядра образования.
Психокоррекционные занятия обеспечивают достижения обучающимися
первого класса следующих БУД.
Личностные учебные действия:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
• овладение начальными навыками адаптации, расширение кругозора, знаний
об окружающем мире;
• осознание себя как ученика заинтересованного посещением уроков ,
обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
• проявлять любознательность, наблюдательность, способность замечать
новое;
• наличие мотивации на развитие, совершенствование, к творческому труду,
работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
• проявлять самостоятельность в выполнении развивающих заданий,
поручений, договорённостей.
• применять гигиенические правила письма при выполнении заданий в
тетради.
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
взаимодействию с ней;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
• адекватные представления о собственных возможностях, адекватно
эмоционально реагировать на успех, неудачу;
• ценить и принимать базовую ценность «здоровье», «добро», «семья»,
стремиться к соблюдению режима дня школьника.
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (психолог – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и психологом;
• проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к
иному мнению;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление
оказать помощь более слабым;
• слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и
быту.
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• проявлять дисциплинированность в школе, адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и
т.д.);
ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать
своё рабочее место;
• слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и
быту;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о
собственных возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения
задания;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов;
• активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила
игры; эмоционально раскрепощаться.
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
коррекционного курса и для решения познавательных и практических задач;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение
словарного запаса и т.д.).
А также предметные результаты , которые подробно прописаны в
программах.
Таким образом, роль психолога в условиях введения ФГОС О УО (ИН)
следующая:
индивидуализация образования;
учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей
обучающихся; учет специфики возрастного психофизического развития
обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего
школьного возраста в подростковый;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательных отношений (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная работа, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными
особенностями, способностями и возможностями;
формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с
целью сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья;
интеграция в социум детей с интеллектуальными нарушениями
(публичное участие в мероприятия школьного, районного и т.д.
уровней);
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
обучающихся, педагогических и административных работников,
родительской общественности.
Приоритетные направления работы школьного психолога в
условиях введения ФГОС О УО позволят повысить эффективность
психолого-педагогического сопровождения обучения, в частности,
улучшить качество образования, так как они способствуют не
только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам
образовательных отношений, но и позволяют корректировать
содержания образования.
В условиях внедрения ФГОС О УО (ИН) в деятельности педагога-
психолога в коррекционной школе появляются следующие
проблемы:
1. Недостаточная просвещенность в вопросах обновления
содержания и организации психологического сопровождения
развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС О УО
(ИН).
2. Отсутствие в моей методичке рекомендуемых
специализированных надёжных диагностических методик.
Источники ,литература:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (МКОУ Чумаковская школа-
интернат»).
3. Степанов, Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в
соответствии с требованиями ФГОС.