Напоминание

Предпосылки к внедрению дуальной системы обучения студентов по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения


Автор: Дмитриева Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК АЮТ
Населённый пункт: г. Армавир Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Предпосылки к внедрению дуальной системы обучения студентов по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Особенности и преимущества дуальной системы обучения в средних специальных

учебных заведениях
Одно из отличий дуального обучения от обычной практики на производстве состоит в том, что учебную программу для дуального образования ссуз разрабатывает совместно с предприятием-партнером. Таким образом, доля запланированных практически значимых знаний и практических занятий становится выше. Предприятие следит за тем, чтобы все необходимые компетенции были объяснены в аудиториях и закреплены на практике. У компании есть прямой интерес – она заинтересована в новых высококвалифицированных кадрах. Со стороны учебного заведения за реализацию программы дуального образования отвечает куратор.
Требования предприятия
С обычных практикантов спрос небольшой: они еще многого не знают и не умеют, и их практика получается во многом искусственной. Другое дело – учащиеся, вовлеченные в систему дуального образования. От них могут потребовать знать не только правила пожарной безопасности и охраны труда, но чуть ли не устав предприятия – ведь они в большей степени являются его «сотрудниками», чем те, кто проходит практику. А значит, обучающиеся по дуальной системе обязаны хранить сведения, составляющие тайну компании, учиться модифицировать свои обязанности применительно к работе в чрезвычайных ситуациях и даже тренироваться в принятии управленческих решений. Всё это объяснят им наставники, закрепленные за группой на период практического обучения. Причем некоторых наставников подготовят непосредственно немецкие специалисты, хорошо знакомые с системой.
Бонусы
По результатам работы по дуальной программе можно оформить портфолио, которое пригодится на собеседовании при трудоустройстве. С составлением портфолио учащемуся поможет куратор. Правда, предприятие, на котором работал студент, не обязано впоследствии принимать его на работу. В рамках недавнего заседания Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, участие в котором принял президент РФ Владимир Путин, среди прочего обсуждался вопрос возрождения среднего профессионального образования. В частности, глава государства отметил, что важнейшими целями на сегодняшний день являются популяризация обучения в ССУЗах среди старших школьников и адекватное современным требованиям материальное обеспечение действующих средних профессиональных учебных заведений. Также президент отметил необходимость создания актуальной правовой базы, которая бы регулировала взаимоотношения государственных учебных заведений и частных предприятий, кадры для которых подготавливаются ссузами. В качестве примера для подражания Путин указал на систему дуального образования, которая уже многие годы применяется для подготовки рабочих кадров в Европе. На сегодняшний день дуальное образование становится все более популярным в мире. Эту систему, как эффективную в борьбе с высоким уровнем безработицы, сейчас активно внедряют в Швейцарии, Нидерландах, Дании и Китае. Практика целевой подготовки учащихся известна давно. Она позволяет свести к минимуму процент безработных среди выпускников и обеспечивает последним гарантированное первое рабочее место. При этом наниматель сможет инициировать внесение изменений в учебную программу и влиять на специфику теоретической и практической подготовки будущих работников. Актуальность данной меры продиктована целым рядом факторов, среди которых динамичное изменение ситуации на рынке труда. Давно подмечено, что за несколько лет, необходимых на подготовку специалистов, предприятие зачастую перестает в них нуждаться. Заключение между ССУЗом и предприятием договора на обучение строго определенного количества квалифицированных специалистов позволит в будущем избежать необоснованного расходования муниципальных средств на переподготовку кадров. Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, в о з л а г а е т н а д е ж д ы н а л и к в и д а ц и ю р а з р ы в а м е ж д у т е о р и е й и п р а к т и к о й . На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.
Каким образом решить поставленные задачи? Ответ на данный вопрос не односложный. Но в последнее время, по мнению многих специалистов, найден ответ – создание системы дуального обучения. Возникает следующий вопрос – что Дуальная модель – это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Система профессионального образования Германии
Лучше всего дуальная система работает в Германии. Здесь при обучении молодых специалистов изначально теоретическая и практическая составляющая не разделяются, а тесно переплетаются между собой. Учебные заведения тесно сотрудничают с предприятиями по своему профилю, благодаря чему учащиеся колледжей с первого дня обучения имеют доступ к реальному рабочему месту, где могут на деле применить полученные в аудитории теоретические знания. Все темы, которые студенты изучают по спецпредметам неразрывно связаны с практическими занятиями на производстве. За свою работу учащиеся получают зарплату в качестве стажеров. Преподаватели колледжей и сотрудники предприятий, на которых студенты проходят практику, постоянно взаимодействуют между собой, работая на один результат – обучение максимально подготовленного к реальной работе специалиста. В той же Германии до сих пор повсеместно распространена практика ученичества, когда за каждым юным рабочим закрепляется опытный мастер, который в течение длительного времени передает своему ученику все премудрости ремесла. Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха. Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров». Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в учебном заведении, остальные время — на предприятии. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово- промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры. Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без
неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Аспекты практической направленности обучения студентов специальности ЗИО как

предпосылки к внедрению дуального обучения
Проблемы закрепления теоретического материала на практике существуют и при подготовке специалистов земельно-имущественных отношений. Учебный план специальности имеет преимущества в отношении закрепления практических навыков и теоретических знаний, полученных на теоретических занятиях. По специальности ЗИО теоретическое изучение всех МДК чередуется с производственной практикой на базе профильных организаций. Уже на втором курсе студенты могут проходить практику, интегрироваться в среду профессионалов и перенимать их опыт. На втором курсе изучается МДК 03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения. При освоении учебного материала предусмотрена учебная практика, на которой обучающиеся проводят измерения геодезическими приборами, производится графическое построение объектов недвижимости. Эти полевые работы являются основой всей кадастровой деятельности и базой для дальнейшего изучения МДК 02 Кадастры и кадастровая оценка земель. Кроме того весной второкурсники выходят на производственную практику по МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом и МДК 03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения Это имеет большое значение, т.к. на практике по Геодезии обучающиеся осваивают навыки определения координат объектов недвижимости. Полевые работы являются основой геодезического обеспечения кадастра недвижимости, без них невозможно усвоение учебного материала курса МДК 02. Кадастры и кадастровая оценка земель на 3 курсе. На занятиях при обучении на 3 курсе акцентируется внимание обучающихся, что сведения, которые вносятся, например, в межевой план получены в результате геодезических работ, изученных на втором курсе и закрепленных на производственной практике. Также на занятиях заполняются документы, которые обучающиеся будут заполнять на производственной практике по окончании изучения курса в декабре (например, кадастровый паспорт, различные заявления и запросы в кадастровую палату). При этом комментируется в какой теме производственной практики необходимо закрепить навыки оформления кадастровых документов. В процессе освоения МДК обучающиеся оформляют кадастровое дело на объект недвижимости по их выбору (как правило, собственность их родственников). На 3 курсе изучается МДК 04.01 Оценка недвижимого имущества, освоение которого завершается производственной практикой. Чтобы практиканты адаптировались в производственной деятельности они во время теоретического обучения, по мере изучения тем оформляют отчет об оценке объекта недвижимости. При составлении отчета об оценке и кадастрового дела студентам разрешается использовать один объект недвижимости, правоустанавливающие документы на него. То есть достигается логическая связь изучаемых МДК. Производственная практика на втором курсе показывает свою эффективность, т.к. даже слабые студенты, качественно прошедшие практику, на 3 курсе достигают хороших результатов. Т.о. особенностью учебного плана является то, что изучение каждого МДК завершается производственной практикой соответствующего курса. Обучающиеся получают возможность проследить взаимосвязь изучаемых дисциплин и модулей. Если практику рассредоточить в течение семестра, мы получим модель, которая схожа с дуальной системой обучения, общепринятой во многих европейских странах и которая использовалась некоторыми ВУЗами в СССР.

Заключение
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию выпускников. И т а к , к а к и е ж е п р е и м у щ е с т в а д а е т д у а л ь н а я с и с т е м а о б у ч е н и я ? • Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ». • Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных р а б о т н и ко в , у ч ат с я с о в е р ш е н н о п о - д р у гом у, б о л е е о с о з н а н н о и з а и н т е р е с о в а н о . • В-третьих, работает принцип «от практики к теории», когда студент больше работает не с текстами, а с производственными ситуациями. Сложная теория легче осваивается через практику и решение реальных п р о ф е с с и о н а л ь н ы х з а д а ч . • В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов н е п о с р е д с т в е н н о в п р о и з в о д с т в е н н ы х у с л о в и я х . • В-пятых, в результате внедрения дуальной системы, колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров и приведет к росту конкурентоспособности колледжа. Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, н о и в л а д е т ь в с е м и н о в ш е с т в а м и н а п р о и з в о д с т в е . • В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие. Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые п р а в о в ы е и н о р м а т и в н ы е п р е д п о с ы л к и . «Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития системы непрерывного про¬фессионального образования необходима развитая инфраструктура в виде сети различных центров и краткосрочных курсов, занимающихся внутрипроизводственным и внутрифирменным обучением и переподготовкой. Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.

Литература
1. Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. — 2014. - № 1. - С.21. 2. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. — Казань: ИСПО РАО, 2013. 94 с. 3. Самойленко, П.И. Совершенствование практической подготовки специалистов среднего звена технического профиля / П.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Специалист. 2013. - № 5. - С. 26-29. 4. Самойленко. П.И. Российское среднее профессиональное образование в контексте общеевропейского интеграционного процесса / П.И. Самойленко, Т.В. Гериш, A.JI. Коломенская // Стандарты и мониторинг в образовании. -2014. № 4. - С.48-54.


В раздел образования