" Идем в детский сад" ( адаптация детей раннего возраста к ДОУ)
Автор: Федорова Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №4" Населённый пункт: Ленинградская обл., г. Луга Наименование материала: проект Тема: " Идем в детский сад" ( адаптация детей раннего возраста к ДОУ) Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 4»
Проект
Тема : « Идем в детский сад» ( адаптация детей
раннего возраста к дошкольному учреждению)
Подготовила : Федорова Ольга Геннадьевна
Воспитатель второй группы
раннего возраста
Луга 2016 г.
Наименование проекта: « Идем в детский сад»
Проблема: проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей к
дошкольному учреждению
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации детей и их
родителей к условиям детского сада
Задачи проекта:
1.
Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду
2.
Облегчить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка
3.
Облегчить развитие игровых навыков, произвольного поведения
4.
Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к
процессу адаптации детей, повышать коммуникабельность между родителями
Сроки реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 г.
Критерии эффективности проекта:
1.
Будут
преодолены
стрессовые
ситуации
у
детей
раннего
возраста
в
период
адаптации к детскому саду
2.
Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с
другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка
3.
Будет
организована
работа
по
развитию
игровых
навыков,
произвольного
поведения
4.
Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по
отношению к процессу адаптации детей, повышению коммуникабельности между
родителями
5.
Повысится профессиональная компетентность педагога по вопросам адаптации
детей к детскому саду
Введение
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям
окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым
условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с
адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в
совершенно новые, непривычные условия.
Современные родители более образованы и активны в отношении к своим детям, но не
всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к
посещению детского сада.
В настоящее время исследования показывают, что осознанное вовлечение родителей в
жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями
воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам
адаптации, воспитания и развития детей, снижения уровня заболеваемости у детей ав
адаптационный период позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному
учреждению.
Содержание проекта:
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
Ожидаемые результаты реализации проекта
Этапы о содержание проектной деятельности
План образовательной работы с родителями
Мониторинг проекта
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
В нашем детском саду уделяется большое внимание здоровью ребенка. Ведь, не для кого
не секрет, что ребенок первое время очень часто болеет, иммунитет снижается. И связано
это с тем, что его окружение становится многообразнее, ребенок испытывает дискомфорт
и стресс от происходящего.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию
малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как
экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия. На мой взгляд,
очень эффективны папки-передвижки на тему « Адаптация к детскому саду», « Идем в
детский сад», « Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни» и т.д.
Родители давно призваны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они
возлагают большие надежды на воспитателей. И сделать родителей главными
помощниками и непосредственными участниками процесса для меня самое главное.
Для организации процесса адаптации используются следующие формы и способы:
элементы телесной терапии( обнять, погладить)
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки ,
засыпание с любимой игрушкой
релаксационные игры ( песок, вода)
сказкотерапия
игровые методы воздействия с ребенком, основная задача игр в этот период –
формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю
культура общения, тактичность, взаимопонимание
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
1.
предварительное ознакомление родителей к условиям ДОУ
2.
постепенное заполнение группы
3.
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных качеств
4.
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка
5.
осуществление систематического контроля за ребенком в группе
6.
наблюдение за состоянием ребенка, его здоровья
7.
протекание адаптации
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей
Формы работы с родителями:
1.
Консультирование – повышение психолого-педагогической компетентности
родителей в вопросах воспитания детей
2.
Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации
детей к детскому саду
3.
Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста,
рекомендуемых игр
4.
Беседы
Для реализации проекта я определила его общую цель: создание благоприятных условий
социальной адаптации детей и их родителей к условиям детского сада
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1.
Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и
доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ
2.
Позитивное развитие в детском коллективе
3.
Повышение компетентности педагогов ДОУ и родителей по вопросам адаптации
4.
Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период
5.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских
отношений с семьями воспитанников
6.
Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и
родителей
7.
Формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ
Подготовительный этап (организационный)
содержание
сроки
ответственный
Создание естественной
стимулирующей среды в
соответствии с ФГОС
дошкольного образования в
группе
Сентябрь 2016 г.
Воспитатели
Выстроить модель комфортной
адаптации детей раннего
возраста:
Прогнозирование
адаптации, знакомство с
родителями и ребенком
Установление контакта с
ребенком через родителя
Сентябрь 2016 г.
Воспитатели
Информационная деятельность
Сентябрь 2016 г
Воспитатели, медицинская
сестра
Основной этап
содержание
сроки
ответственные
Адаптация на этом этапе
включает в себя 7 шагов:
1.приход ребенка вместе с
родителями на прогулке
Сентябрь, октябрь
2016г.
Воспитатели, родители
2. ребенок остается без родителей
на прогулке
3. приход ребенка в группу на 1-
2 часа во время свободной
игровой деятельности
4.ребенок завтракает и остается
на 2-3 часа в группе
5.ребенок остается без родителей
с завтрака до обеда
6. ребенок остается на сон, но
сразу после сна его забирают
родители
7.ребенок остается на целый день
На данном этапе ребенка
постепенно приучаем к
режимным моментам детского
сада. Этот этап самый важный,
для облегчения адаптации
добиваемся, чтобы и дома
родители придерживались
режима
Оформление фото-презентаций в
группе
Сентябрь, октябрь,
ноябрь 2016 г.
Воспитатели, родители
Заключительный этап
содержание
сроки
ответственный
Вовлечение родителей в
жизнедеятельность группы
( творческие конкурсы)
Октябрь, ноябрь
2016 г.
Воспитатели
Анкетирование родителей « Что
изменилось в моем ребенке?»
Ноябрь 2016 г.
Воспитатель
Родительское собрание
« Вопросы и ответы»
Ноябрь 2016г.
Воспитатель, психолог
План образовательной работы с родителями
месяц
План работы с детьми
Работа с родителями
сентябрь
Знакомство детей с детским
садом, друг с другом
Сенсорные игры
Игры-занятия « Уложим
Экскурсии родителей по
ДОУ
Знакомство родителей с
группой
куклу спать», « Оденем на
прогулку» и т.д.
Слушание спокойной
музыки, веселых детских
песенок
Диагностика вновь
прибывших детей
Осуществление
индивидуального подхода к
каждому ребенку
Подвижные игры: « Зайка
серенький сидит», «
Солнышко и дождик» и т. д.
Пальчиковые игры
Кукольные спектакли
Чтение песенок-потешек
Родительские собрания
Памятки для родителей
Анкетирование «
Давайте познакомимся»
октябрь
Чтение потешек, прибауток.
Стишков
Кукольные спектакли
Игры с песком и водой
Гимнастики
Закаливающие процедуры
Совместная
деятельность родителей
и детей
Вовлечение родителей в
творческие конкурсы
Консультации для
родителей
ноябрь
Игры на групповое
взаимодействие
Дидактические игры
Развивающие игры
Чтение художественной
литературы
Родительское собрание
Анкетирование
Консультации
Индивидуальные беседы
Мониторинг проекта
При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из
которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя
степень адаптации у 2 детей , тяжелая степень адаптации у 1 ребенка