Автор: Раевская Наталья Анатольевна Должность: старший воспитатель дошкольных групп Учебное заведение: МБОУ СШ № 56 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Проблемные дети в группе детского сада Раздел: дошкольное образование
Часть 1 Определение понятия «проблемные дети».
Проблемные дети это разносторонняя группа детей, поведение которых
вызывает проблемы поддержания дисциплины и коммуникации, связанные с
нарушением самости ребенка.
Проблемным является агрессивное, зависимое и прилипчивое, капризное и
истеричное, тревожное и застенчивое поведение.
Страхи, драчливость, неуверенность, сквернословие, жадность, неумение
следовать инструкции – эти качества проявляемые детьми создают проблемы
не только для педагога и окружающих детей, родителей, но мешают и самому
ребенку.
Природа поведенческих проблем ребенка
В плохом поведении ребенка с точки зрения современной
экзистенционально-аналитической теории четырех фундаментальных
мотиваций А. Лэнгли кроется попытка защитить себя от боли, которая имеет
место при нарушениях самости ребенка.
Четыре базовых вопроса, которым задается человек по теории А. Лэнгли
1. «Могу ли я быть в этом мире?»
2. «Нравится ли мне жить?»
3. «Имею ли я право быть таким?»
4. «Что я должен делать?»
«Самость» в самом общем виде это означает моё, то, что принадлежит мне,
картина себя, самоуважение, самоценность. Нарушения самости могут быть
разнообразны: отсутствие или размытость картины себя, отсутствие самоува-
жения, низкая самоценность.
• Плохое поведение – попытка избежать боли при нарушении самости.
Как происходит нарушение самости? Откуда берется эта боль?
Ребенок приносит матери свой рисунок, а мама как-то бегло его
просматривает, и едва взглянув, говорит: «Положи куда-нибудь», а после
обеда выбрасывает его в корзину для мусора. Это ранит ребенка. Он рисовал,
старался, радостно пришел к матери, показал свою работу, но его работа не
была увидена, не была оценена. Тогда ребенок говорит: «Я так хотел бы
съесть мороженого!» «Прекрати попрошайничать!» - отвечает мать. Это
ранит ребенка, его потребностей не видят, его желаний не замечают, не
принимают всерьез. Когда мы признаем потребности ребенка и
удовлетворяем их, это дает ему ощущение собственной значимости, даже
отказ или отсроченное удовлетворение потребностей при условии их
признания не ранят ребенка. Но не тогда, когда его и его потребности
игнорируют. Какая картина себя складывается у этого ребенка, если с ним
обходятся подобным образом? «Я? А что это такое? Я рисую, но это не имеет
никакого значения, у меня есть желания и какие-то потребности, но они не
имеют никакого значения, никого это не интересует, но если я устрою театр,
тогда я заполучу внимание, тогда меня увидят, и тогда меня ударят, накажут.
Но тогда, по крайней мере, я не буду пустым местом, а может быть кто-то обо
мне позаботится». Это картина себя ребенка с истерическими
демонстративными чертами.
Очень тяжело выносить чувство, что ты находишься среди людей и при этом
тебя никто не видит, никто не обращает на тебя внимание, никто не ценит
того, что ты делаешь. Человеку изначально присуща потребность в диалоге, в
общении, во взаимообмене: без «Ты» «Я» становится одиноким. Особенно
это важно в детстве, когда способность ко внутреннему диалогу и, таким
образом, к внутреннему «Ты» еще не развита. Поэтому дети так часто
чувствуют себя одинокими, и им так быстро становится скучно, и им так
важно, чтобы у них были эти чувства. Потому что эти чувства мотивируют их
к тому, чтобы заполучить то, что им так нужно для своего развития – другого
человека, диалог. Если родители имеют сами личностные расстройства или
же слишком заняты чем-то, то у них нет ни чувствительности, ни понимания
необходимости пойти навстречу ребенку. И тогда ребенок в своих
персональных фундаментальных потребностях остается недоразвитым и он
же ранен. Если другие люди не обращают на меня внимания, почему же я
должен себя замечать? И как бы я мог это сделать, если никто не показал мне
этого. Таким образом, формируется де-фицит, который связан с
неспособностью видеть себя самого. Развивается ог-ромная нужда «быть
увиденным».
Причины нарушения самости
• Ребенком пренебрегают и это его ранит.
• Не ценят его достижения и продукты труда.
• Глухи к его желаниям и потребностям.
• Обманывают и лгут, подрывая доверие.
• На него не обращают внимание, игнорируют потребность во взаимообмене,
в отражении детского «Я» во взрослом «ТЫ»
Реакция воспитывающего взрослого усугубляющая проблемное поведение
ребенка.
Окружающие люди чувствуют, как чувствует себя ребенок с нарушенной
самостью. Мы видим постоянные преувеличения, представления, которые
устраивает ребенок, манипулирование. Мы не хотим участвовать в этом,
защищаемся и дистанцируемся, таким образом, помогая тому, что проблема
ребенка, не имеющего отражения в другом сохраняется.
Ребенок:
• Я не могу увидеть себя, меня нет.
• Я сделаю все для того, чтобы вы обратили на меня внимание!
Взрослый:
• Он не принимает себя всерьез, он играет, я не позволю играть собой, я не
дам ему меня украсть.
Ребенок может испытывать боль при нарушенных отношениях в частности
обидах, если отношения внезапно прерываются, если его сильно оттолкнули,
если в отношениях он пережил насилие. «Кто я есть, раз со мной так
обращаются?» с другой стороны есть такое чувство, что если и эти, пусть и
болезненные, отношения будут утрачены, то его жизнь, он сам утратит себя.
Но самая глубокая боль связана с тем, что он себя не чувствует, когда он
находится наедине с собой ему становится смертельно пусто.
Боль может возникать на фоне обесценивания Я, ощущений, что он сам не
имеет ценности, что его нет. Поэтому многие выходят из этого состояния
через стремление обладать некими предметами, представляющими ценность,
если окружающие не ценят его самого, то могут восхищаться тем, что он
имеет.
Ребенок может страдать от внутренней пустоты, когда его воспринимают как
функцию и ценят только за то, что он умеет, достижения или ценимые
окружающими навыки. Чтобы защититься от боли утраты себя ребенок
становится агрессивным или зависимым, то есть начинает плохо себя вести.
Философия дисциплины педагога
Задача курса научиться выстраивать работу, чтобы она стала подлинной
профилактикой возможных поведенческих нарушений и помочь ребенку
справиться с собой, если он уже ведет себя плохо.
То как мы реагируем на «плохое» поведение зависит от философии
дисциплины, которую мы проповедуем, часто неосознанно, ведь
большинство взрослых склонны воспитывать детей так, как воспитывали их
самих.
• Руки прочь
Зачастую педагоги придерживаются позиции невмешательства, считая, что
дети постепенно взрослея, научатся сами управлять своим поведением,
контролировать себя и принимать верные решения. Такие педагоги в лучшем
случае разъясняют ребенку, что случилось, когда все уже произошло.
Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению
навыкам общения. Но даже это не восстанавливает самость ребенка и как
следствие не ведет к разрешению его проблем в поведении.
• Твердая рука
Во втором подходе педагоги верят, что внешний контроль в воспитании
просто необходим. Они очень похожи на начальников: требуют, командуют,
направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками
манипулирования детьми ради их же блага. Основные методы – угрозы и
шантаж: «если ты не замолчишь я…» (далее называется наказание, связанное
с хорошим знанием «слабых мест» каждого ребенка. Этот подход также не
ведет к восстановлению самости ребенка и рождает бунтарей, если ребенок
противостоит взрослому, или приспособленцев, если смиряется с произволом
взрослого.
• Возьмемся за руки – единственно эффективный путь
Педагоги, придерживающиеся этой философии считают, что конкретные по-
ступки детей – это результат как внешних обстоятельств, так и внутренних
побуждений ребенка. Такие педагоги берут на себя роль ненавязчивого
лидера, каждый раз подталкивая ребенка к необходимости осознанного
выбора. Они включают воспитанников в процесс установления правил. Их
программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с детьми
и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Таким
образом ребенок постепенно овладевает навыками самоконтроля,
самоуправления, его самость получает поддержку и необходимость в плохом
поведении просто отпадает.
Мы учимся действовать рука об руку с детьми, родителями, коллегами,
объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана
развития личности каждого ребенка на основе коммуникативно-
компетентного поведения.
Часть 2 Позитивная социализация проблемного
ребенка
Коммуникативно компетентным является поведение, которое повышает
воз-можности для последующих коммуникаций с другими или самим собой
каждого из партнеров по общению в качестве свободной личности (Томас
Гордон)
Истинное педагогическое взаимодействие это конструктивное
взаимодействие взрослого с ребенком, цель которого:
• Распознать истинную цель поступка
• Выбрать соответственный способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию
и прекратить выходку, но не ограничиваться сиюминутным прекращением
«плохого поведения»
• Разработать стратегию, ведущую к снижению числа таких поступков у
ребенка в будущем
• Понять какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка и
ведут к подобному поведению
Не играть в игру «Кто виноват?» в этой игре нет победителей, а все
участники остаются внутри проблемы, не двигаясь к положительному
решению
Диагностика мотивов плохого поведения ребенка
Задача педагога разработать воспитательный план действий, самостоятельно
реализуя который, он может помочь ребенку… и себе.
• Воспитательный план действий ВПД – индивидуальная исследовательско-
коррекционая программа для воспитателя в интересах ребенка
• ВПД обучает педагога находить научно-обоснованные ответы на поступки
ребенка.
• ВПД - диагностический, корекционный, воспитывающий инструмент.
Пять шагов ВПД
1. Наблюдение и объективное описание поведения проблемных детей.
2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного
прекращения «выходок»
4. Разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его
самоуважения и развития самости.
5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.
Шаг 1 Диагностика.
Наблюдение за поведением ребенка
• Собирайте и точно формулируйте ФАКТЫ.
• Избегайте субъективных оценок и эмоциональных суждений.
• Составляйте конкретные, а не общие описания (где, когда, как часто и что
конкретно ребенок делал).
• Будьте объективным и аккуратным вдвойне.
Объективность в описании поведения ребенка.
• Фиксировать в течение недели каждый случай плохого поведения. Как часто
возникает подобное поведение.
• Не использовать слова: редко, обычно, часто, временами, однажды, иногда,
никогда, всегда, постоянно. Указывать точное время.
• Слова должны описывать то, что можно зафиксировать камерой или
диктофоном, старайтесь дословно цитировать ребенка.
• Не полагайтесь на память, это не научно.
Шаг 2 Определяем истинную цель плохого поведения
• Привлечение внимания
• Власть
• Месть
• Избегание неудачи
В определении цели вы можете опираться на собственные ощущения и то, ка-
кая импульсная реакция возникает у вас в первый момент выходки.
Большинство педагогов достаточно проницательны, чтобы понять, что хочет
доказать ребенок своими действиями. Важно осознать свои чувства, обозначить
их словом. Это гораздо труднее. Важно осмыслить и тот импульс, который у нас
возникает, вы не всегда следуете ему, но осознать его необходимо, так у педагогов
присутствует четкий запрет на руко-прикладство, но это не значит, что иногда у вас
не возникает такое желание.
Мотивы
плохого
поведения
Привлечение
внимания
Власть
Месть
Избегание
неудачи
Сущность
поведения
Получить
особое
внимание
Ты
мне ничего не
сделаешь
Вредить
в ответ на
обиду
Не
буду пробовать, все
равно не получится
Реакции
воспитателя
, эмоции
Раздражение,
негодование
Гнев,
негодование,
может быть
страх
Обида,
боль,
опустошение в
дополнение к
негодованию и
страху
Профессиональная
беспомощность
Реакция
воспитателя
, импульс
Сделать
замечание
Прекратить
выходку с
помощью
физического
действия
Немедленно
ответить
силой или
уйти из
ситуации
Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью
специалиста
Шаг 3. Выбор техники экстренного вмешательства
• Вмешательство – не наказание
Цель: остановить неприемлемое поведение, повлиять на дальнейший выбор
ребенком приемлемого поведения в будущем.
Воздействие должно быть быстрым, верным, неминуемым, обязательным,
неизбежным!
Шаг 4. Стратегии поддержки и восстановления самости ребенка
Применяя техники экстренного реагирования, мы не можем гарантиро-вать,
что подобное не повторится в будущем, поскольку реагирование не может
изменить характер поведения в целом. А вот стратегия поддержки для
повышения самоуважения – может. Самоуважение дошкольника базируется
на чувстве причастности, принадлежности к жизни группы,
заитересованности в нем членов этой группы и воспитывающих взрослых.
Самоуважение формируется, когда у ребенка есть ощущение
состоятельности, компетентности в нескольких сферах:
• Ощущение интеллектуальной состоятельности (в игровой и познавательной
деятельности)
• Ощущение коммуникативной состоятельности (умение строить и поддержи-
вать отношения с окружающими)
• Ощущение состоятельности в деятельности (внесение своего вклада в
жизнь группы в идеале созидающего вклада).
Стратегия поддержки строится на принципе замены неприемлемых спо-собов
участия в садовской жизни на приемлемые. Стратегии поддержки не
занимают больше времени, чем не поддерживающие воспитательные беседы,
обвинительные речи, выяснения отношений, но поддержка это единственно
верный способ улучшить отношения с воспитанниками, которые по какой-то
причине нас не любят или боятся. Поддерживая ребенка мы меняем свою
установку, мы ожидаем от ребенка хороших поступков и замечаем хорошие
поступки. Наше отношение становится позитивным, что зачастую меняет и
отношение ребенка, он начнет следовать вашим установкам.
Шаг 5. Участие партнеров
Предлагайте другим воспитывающим взрослым стать партнерами в
реализации ВПД. В индивидуальной работе вам необходимо рассказать
родителям о постоянно повторяющихся проблемах в поведении ребенка, о
том, какой вы разработали план и какие результаты получили. Без
демонстрации результатов очень трудно заполучить родителей на свою
сторону.
• Знакомство с ВПД и результатами его реализации.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Партнерский стиль, без обвинений и осуждения, привлекайте родителей к
корректировке ВПД.
• Психолого-педагогическая библиотека
• Родительский клуб, тренинговая группа.
Часть 3 Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога. Привлечение внимания.
Привлечение внимания
• Дети испытывают потребность в особом внимании к себе.
• Никогда не удовлетворены получаемым вниманием.
• Суть каждой выходки – демонстративность.
Причины
• Ребенок научился тому, что он получит больше внимания от взрослых, когда
он плохо себя ведет.
• Никто не учил ребенка тому, как в приемлемой манере получить внимание,
когда он в нем нуждается.
• Реальный недостаток внимания, одиночество ребенка, формализм в
общении взрослых.
Формы
• Активная: стучат, гримасничают, кричат, вертятся, задирают других детей,
заводят всю группу, используют нецензурные слова, задают много вопросов
не по теме.
• Пассивная: делают все в час по чайной ложке или еще медленнее, тихо
сабо-тируют выполнение заданий или поручений, исподтишка препятствуют
их выполнению другими детьми. Их выходки менее вызывающие и заметные.
Профилактика
• Уделяйте много внимания тем, кто ведет себя хорошо.
• Научите детей просить внимания взрослого и сверстников, когда им это
нужно.
• Развивайте их коммуникативную состоятельность.
Стратегии экстренного реагирования
Минимизация внимания
• Игнорируйте такое поведение
• Контакт глазами
• Встаньте рядом
• Используйте имя ребенка
• Пошлите секретный сигнал
• Формулируйте Я-высказывание
Разрешающее поведение
• не запретный плод менее сладок
Отвлеките ребенка
• Задавайте прямые вопросы
• Попросите об одолжении
Делайте неожиданности
• Выключите свет
• Издайте музыкальный звук
• Начните говорить тихим голосом
• Измените голос
Обращайте внимание детей на хорошее поведение. Проследите за собой, что
вы говорите на занятии: Саша сядь прямо, Вера, поверни лист, Сережа, веди
кисточкой по ворсу. Тогда вы сами провоцируете ребенка сделать что-то не-
правльно, чтобы вы обратили на него внимание. Возьмите за правило хвалить
на занятии детей, которые правильно действуют и ведут себя: Саша, какая у
тебя ровная спинка, Верочка, листик развернула вертикально – дерево
высокое будешь рисовать, Сережа, молодец, кистью рисуем по ворсу и т.д. и
т.п.
Благодарите детей, за хороший день, за проведенное занятие, за то, что
делают для вас и для других людей.
Меняйте место ребенка
• Пересаживайте
• Используйте «стул размышлений», «мягкое кресло». Если первый призван
для того, чтобы ребенок поразмышлял о своем поведении, то второй
присутствует в группе как место, сев на которое вы можете получить знаки
внимания и утешение от всех присутствующих (побуждайте детей
приглашать в игру, гладить и петь песенки тому, кто сел на это мягкое кресло)
Часть 4 Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога. Власть и месть.
Власть описание поведения
• Задевают другого
• Бросают вызов, атакуют с помощью слов и действий.
• Устраивают сцены (медлительность, шум, недовольно бормочут, ругаются)
• Не считаются с требованиями.
• Провоцирую на публичную схватку, чтобы свершить «революцию» и
«свергнуть власть» воспитателя, которая их не устраивает, для чего нужны
единомышленники.
Причины
• Современные социальные отношения
• Роли заменены межличностными отношениями
• Нет конструктивной модели подчинения авторитету
• Мода на сильную личность
Сильные стоны властолюбивого поведения
Лидерские способности,
• Честолюбие,
• Склонность к самоутверждению
• Независимое мышление
• Способность к самостоятельности и самоконтролю
Принципы профилактики властолюбивого поведения
• Избегайте прямой конфронтации
• Позволяйте детям проявлять власть и руководить разрешенными способами
Месть. Описание поведения
• Злые, угрюмые, недовольные.
• Мстят за обиду, реальную или воображаемую.
• За обиды нанесенные другими людьми
• Обида – следствие детского властолюбия, на которое взрослый ответил
силой.
• Обида может быть спровоцирована случайно
Причины возникновения мстительного поведения
• Насилие
• Нет образца переживания гнева или обиды приемлемым способом
• Обычная модель переживания обиды – ответный удар.
Принципы профилактики мстительного поведения
• Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась
забота о них. (Отличай поступок от того, кто его сделал)
• Обучение уже маленьких детей тому, как нормальными способами выразить
свою боль и страдание.
• Приглашение ребенка к разговору с нами в момент травмы или потрясения
Типичные ошибки взрослых на плохое поведение ребенка мотивированное
потребностью проявить власть или отомстить
• Повышаем голос, кричим
• Указываем на свое главенство, превосходство
• Оставляем последнее слово за собой
• Давим позой и голосом
• Сарказм
• Критика характера
• Втягиваем в конфликт других
• Настаиваем на своей правоте
• Читаем проповеди
• Ставим в угол
• Оправдываемся или защищаемся
• Делаем обобщения, передразниваем и т.д.
Правила конструктивного взаимодействия
• Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребенка
• Займитесь своими негативными эмоциями
• Не усиливайте напряжение ситуации
• Обсудите поступок позже
• Позвольте ребенку сохранить лицо
• Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Техники экстренного реагирования
Каждая выходка проходит ряд стадий по аналогии с извержением вулкана:
1.Стадия глухих раскатов: ребенок возмущается в полголоса, ворчит и
проявляет недовольство.
2.Стадия извержения: ребенок начинает буянить, проявлять речевую или
физическую агрессию, делает вызов авторитету взрослого.
3.Стадия остывания: никакая вспышка не может длиться вечно, когда
поток брани и агрессии иссякает, ребенок начинает остывать и подводить
итоги.
Стадия глухих раскатов. Лучше всего прекратить выходку на этой стадии.
• Признайте силу (или правоту ребенка)
• Уберите зрителей
• Перенесите обсуждение вопроса
• Озадачьте ребенка вопросом или поручением
• Временно согласитесь с ребенком
• Поменяйте тему разговора
Стадия извержения
Основная стратегия – изоляция:
• Не покидая группы (в спальню)
• На стул размышлений
• В другую группу (в приемную)
• В кабинет заведующей (медсестры)
Стадия остывания
Происходит оценка последствий, принятие решения и выбор санкции, приме-
няемых к ребенку.
• Лишение (отлагательство) права заниматься чем-то, пользоваться
предметами
• Прекращение на время взаимодействия с другими детьми
• Требование встречи с родителями
• Возмещение убытков родителями, если нанесен ущерб ребенку или
имуществу
Санкции не наказания!
• Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения
• Санкции соразмерны проступку
• Санкции созидательны
• Формулирование санкции должно быть не эмоциональным, в вежливых
терминах и основываться на фактах.
Позиция взрослого в поддержке и восстановлении самости ребенка.
Чаще всего дети, которые доставляют нам больше всего неудобств, выводят
нас из себя, являются возмутителями спокойствия и приятной атмосферы в
группе, именно они и нуждаются в нашей любви и поддержке больше всего.
• Найдите положительные черты (используйте позитивную терминологию)
• Меняйте ваши реакции
• Действуйте увереннее
• Показывайте, что вы заботитесь о всех детях
• Учите детей пользоваться и управлять эмоциями (говорите о своих
чувствах, учите этому детей, способствуйте приемлемому выражению чувств,
снятию напряжения)
Часть 5. Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога Избегание неудачи
Избегание неудачи: описание поведения
• Даже пробовать не буду, все равно ничего не получится
• Формальное, пассивное участие в деятельности, выполняют задание
медленно.
• Расстроены, испуганы, молчаливы.
• Не начинают работу, бездействуют
Причины
• Отношение по типу красного карандаша, взрослые отмечают только неудачи
и ошибки ребенка.
• Слишком высокие требования со стороны взрослых, которые должны
принимать ребенка безусловно
• Перфекционизм
• Упор на соревнование
Стратегии реагирования взрослого
• Изменить методы объяснения
• Учить рассказывать о себе и о том, что делаешь позитивно, в
положительном ключе.
• Ошибки – это нормальное и нужное явление
• Формируйте веру в успех
• Фиксируйте внимание на уже достигнутых успехах
• Признавайте достижения
Техники помощи ребенку, избегающему неудачи
• Используйте осязаемый материал, рисунки-подсказки, схемы, разбивайте
задания на мелкие шаги.
• Ты можешь это сделать, одно маленькое усилие и будет результат
• Рассказывайте о своих ошибках и о их ценности как попытках, покажите
как исправлять ошибки.
• Подчеркивайте улучшения, удачи, признавайте трудность задания
• Анализируйте прошлые успехи, повторяйте и закрепляйте их
• Используйте аплодисменты, звезды, наклейки, медали, выставки, учите
самопризнанию.
Часть 6 Поддерживающие стратегии и направленное
развитие самости
Развитие и поддержка самости ребенка
Приятие
• Принимать того, кто делает, а не то, что сделано, ребенок должен
чувствовать, что он ценное и достойной существо, даже если его поступок
неприемлем
• Принимать личностные особенности ребенка
Внимание
• Приветствуйте детей
• Выслушивайте детей
• Научите детей просить внимания
Уважение (признание)
• Признавайте дело, а не творца.
• Фокусируйтесь на настоящем
• Учите просить признания
Используйте Я-высказывание
Схема «Я-высказывания»
Описание от первого лица ситуации, вызвавшей напряжение
• Когда я вижу, что… (когда это происходит…, когда я сталкиваюсь с тем,
что…)
Точное называние чувства в этой ситуации
• Я чувствую (раздражение, горечь, боль, недоумение, бессилие, гнев) у меня
возникает проблема, у не знаю, как мне реагировать
Называние причин
• Потому что…( из-за того, что…)
Просьба
• Хочу тебя попросить (пожалуйста, не делай так больше…, сделай,
чтобы…, не мог бы ты…)
Одобрение
• Одобряйте черты характера, попытки что-то сделать
Теплые чувства
• Устанавливайте радостные отношения с воспитанниками
• Теплые чувства особенно нужны тогда, когда дела совсем плохи
Теплые прикосновения
• Гладить, тормошить, обнимать, похлопывать
• Со властолюбивыми детьми использовать вербальные выражения положи-
тельных эмоций.
Три способа избаловать ребенка
• Когда мы видим, что он нарушает поведение, и не реагируем подходящим
образом
• Когда мы делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать
для себя
• Когда мы вытаскиваем его из неприятной ситуации, в которой он оказался
по собственному выбору.
Развитие и поддержка самости ребенка возможны при наличии надежных и
уважительных отношений между взрослым и ребенком.
• Поддержка – знак внимания, оказанный человеку, когда он объективно
неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и
касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения.
Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме его самого. Напрямую
обращается к личности, независимо от промахов и успехов, ошибок и
достижений. Концентрируется на сильных сторонах. Оказание поддержки
ребенку это лучшая педагогическая реакция на поведение ребенка в ситуации
стресса.
Парадокс поддержки
• Ее нужно оказывать именно тем детям, которые постоянно доставляют нам
неприятности.
• Нарушители дисциплины вызывают негативные чувства, нам трудно оказы-
вать им поддержку
• Но именно они больше всех в ней нуждаются.
Сколько нужно поддержки ребенку, который плохо
себя ведет?
Мотив «плохого» поведения
Сколько поддержки
нужно?
Привлечение внимания
1
Власть
10
Месть
100
Избегание неудачи
1000
Адресность поддержки
• Слова должны «дойти» до ребенка, через озлобленность и затравленность,
недоверие ко взрослым и тревогу.
• Слова должны произвести впечатление вашей искренностью,
неравнодушием, заинтересованностью в ребенке
Привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений
самости
• Не всегда есть возможность опереться на родителей, поскольку их самость
может быть также повреждена.
• Личностные расстройства ребенка часто коренятся в стиле семейного
воспитания.
• Многие родители отчаялись исправить поведение ребенка.
• Они скорее примут помощь от знакомых, чем обратятся к профессионалам.
Принципы работы с родителями:
• Доверие.
• Конфиденциальность
• Предложение партнерских, а не покровительственных отношений
• Лучше профилактика, чем лечение.
• Родители тоже могут нуждаться в вашей поддержке и для них, возможно,
вам тоже нужно будет составить ВПД.
Формы работы с родителями
• Краткий конспект программы
• Родительские собрания
• Библиотека для родителей
• Родительский клуб
• Родительский уголок
• Тренинг для родителей