Автор: Чеплеева Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/с комбинированного вида "Лукоморье" структурное подразделение "Светлячок" Населённый пункт: город Михайловка, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Что вы знаете о пальчиковых играх" Раздел: дошкольное образование
« Что вы знаете о пальчиковых играх?»
Многие родители
думая о том как лучше подготовить малышей к школе,
обращают
внимание,
как
правило
на
чтение
и
счет.
Взрослые
даже
не
представляют себе, насколько важно тренировать у ребенка произвольное
внимание и движения пальцев и кистей рук. Так как развитие у дошкольника
мелкой
моторики
является
одним
из
главных
условий
последующего
успешного овладения письмом.
Чтобы
будущий
первоклассник
умело
обращался
с
ручкой
.карандашом
фломастером кистью ,нужно развивать движения его пальцев, стремясь к
тому,
чтобы
они
были
наиболее
согласованными.
С
ребенком
следует
выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности, силы,
координацию
движений.
Все
это
–
основные
составляющие
овладения
письмом.
Движение пальцев и кистей рук, имеют особое, развивающее воздействие. На
ладони и на стопе находится около 1000 важных биологически активных
точек.
Воздействуя
на
них,
можно
регулировать
функционирование
внутренних
органов
организма.
Так
,массируя
мизинец,
можно
активизировать
работу
сердца,
безымянный
палец
–
печени
,средний
–
кишечника ,указательный – желудка, большой – головы. Влияние воздействия
руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. В головном мозгу
речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее
частью. Известный исследователь детской речи пишет: «Движение пальцев
рук исторически ,в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с
речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть
одновременно
Примерно
таков
же
ход
развития
речи
ребенка.
Сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук ,затем появляется артикуляция
слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.»
Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Опираясь
на
большой
опыт
работы
в
логопедической
группе,
я
полностью
согласна
с
закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей:
если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое
развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев
отстает
(
ребенок
с
трудом
справляется
с
карандашом
кисточкой
ножницами ,пластилином ,неправильно держит ложку не может открутить и
закрутить даже крупные детали конструктора), то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте ,все как
есть, надеясь, что со
временем ваш ребенок догонит сверстников. Это
ошибочная
позиция.
Ребенку
необходима
помощь.
Займитесь
с
ним
пальчиковой гимнастикой ,играми ,упражнениями для развития руки. Слабую
руку
дошкольника
можно
и
необходимо
развивать.
Однако
на
практике
выполнение специальных заданий вызывает у детей затруднения, особенно у
подвижных и активных дошкольников. Поэтому для любого ребенка очень
важно быть заинтересованным, увлеченным тем ,что он делает. Без такого
интереса ему будет трудно и скучно выполнять упражнения и ни угрозы, ни
наказания взрослых не смогут изменить ситуации.
Исходя
из
этого,
в
работе
с
ребенком
,особенно
на
начальном
этапе,
целесообразно
применять
индивидуальную
форму
занятий,
осуществлять
контроль
и
пошаговую
помощь
со
стороны
взрослого.
Индивидуальная
работа отвечает потребности ребенка во внимании и поддержке со стороны
взрослого, и, кроме того она помогает развитию мотивационной сферы ,в
частности положительному отношению малыша к последующему активному
самостоятельному
выполнению
учебных
заданий.
Большинству
детей
доставляют
радость
упражнения
на
развитие
мелкой
моторики,
которые
принимают вид веселой игры.
О
значении
и
содержании
пальчиковых
игр
имеется
очень
много
разнообразной
литературы,
в
интернете,
в
нашей
группе
есть
папка
–
передвижка, где подобраны такие игры и родители могут использовать их с
детьми дома, по дороге в детский сад ,магазин, на даче и т.д.
Помните,
все
пальчиковые
игры
надо
начинать
с
небольшой
разминки
сгибания
и
разгибания
пальчиков,
сопровождая
упражнение
присказкой,
например:
Большаку дрова рубить,
А тебе дрова носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить
А малышке песни петь.
(На
каждую строчку загибать по очереди по одному пальчику, начиная с
большого)
Песни петь да плясать
Родных братьев потешать. (Имитировать пальцами танец)
Или: - Пальчик, пальчик,
Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Или: Раз, два, три, четыре, пять,
(ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(ребенок сжимает и разжимает кулачки)
Листья березы,
Листья рябины
Листья у тополя
И у осины
Листья дуба мы соберем
(ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца)
Маме осенний букет отнесем.
- Перед игрой необходимо обсудить ее ход, показать ключевые комбинации
пальцев и кистей рук, основные движения. Например: «Барабан»
Барабанит барабан,
Слышен грохот тут и там,
Бам -бам- бам, бам - бам-бам,
Бам – бам- бам, бам –бам – бам,
Так поет наш барабан!
(мягкие
удары
подушечками
пальцев
по
столу
последовательно:
сначала
большими пальцами обеих рук ,потом указательными и т.д. изображают
барабанную дробь)
-
Сначала
движения
пальцев
выполняются
в
замедленном
темпе,
чтобы
ребенок мог их запомнить и повторить , а затем скорость и количество
повторений постепенно увеличиваются.
- Выполнять пальчиковые игры необходимо вместе с ребенком, показывая
свою
заинтересованность,
это
создает
необходимый
эмоциональный
настрой, радостное общение со взрослыми, когда они вместе участвуют в
игре. Например: «Пальцы – забияки»
Что за пальцы – забияки
Ну не могут жить без драки.
Целый день друг с другом – бом!
Набивают шишки лбом!
(ладони обеих рук располагаются напротив друг друга. Пальчики – забияки
поочередно
сталкиваются
друг
с
другом:
большой
палец
правой
руки
ударяется с большим пальцем левой руки, указательный с указательным и
т.д.)
- Не забывайте, что ребенок воспринимает ваши действия зеркально, поэтому
когда вы даете команду « влево», вам придется повернуть руку вправо и
наоборот.
- Не ставьте перед ребенком сразу несколько задач, например показывать
движения и произносить текст стиха, т.к. объем внимания у детей ограничен
и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Например: «Веселые
лошадки»
В чистом поле без оглядки
Мчатся быстрые лошадки.
Цок – цок –цок, цок – цок –цок,
Скачет резвый табунок.
(кисти обеих рук находятся на столе и быстро движутся, показывая, как
быстро скачут лошадки.)
- В процессе игры стимулируйте проговаривание
детьми стихов, помните
,что наибольшее внимание ребенка привлекает рифмованная речь, еще лучше
тесты стихов пропевайте на любые подходящие мелодии. Например:
«Летит муха»
Летит муха вокруг уха, ж – ж – ж. (водить пальцем вокруг уха),
Летят осы вокруг носа, с –с –с. (водить вокруг носа),
Летит комар, на лоб – оп! (дотронуться пальчиком до лба),
А мы его – хлоп! ( слегка шлепнуть ладошкой по лбу).
- Если ребенок поначалу выполняет что то неправильно ,не делайте резких
замечаний ,поощряйте успехи.
- Обычно одна игра с пальчиками длятся не более 2 – 5 минут.
«Домик гномика»
Под грибком – шалашик – домик,
Там живет веселый гномик.
(ребенок соединяет ладошки шалашиком),
Мы тихонько постучим,
(ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой),
В колокольчик позвоним,
(ладони
обеих
рук
ребенка
обращены
вниз,
пальцы
скрещены;
средний
пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается),
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик – домик.
В домике дощатый пол,
(ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу)
А на нем дубовый стол,
(левая рука ребенка сжата в кулачок, сверху на кулак опускается ладонь
правой руки)
Рядом стул с высокой спинкой,
(ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части
приставляет кулачок правой руки),
На столе тарелка с вилкой,
(ладонь
левой
руки
ребенка
лежит
на
коленях
и
направлена
вверх,
она
изображает тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз,
четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец
прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят!
- Освоив с ребенком 2 – 3 упражнения постепенно усложняйте их, изменяйте
правила.
-
Если
ребенок
отказывается
выполнять
задания
не
принуждайте
его,
попробуйте
разобраться
в
причинах
отказа
или
выберите
другую
пальчиковую игру. Например:
«Пирожки пшеничные»
(Ребенок выполняет движения по тексту)
Я пеку пшеничные
Пирожки отличные.
Тесто в миске замешу,
Соль в солонке я возьму
Тесто скалкой раскатал,
Раскатал ,но не устал.
Взял я ложкою творог,
Получился пирожок.
Что же дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы мышления, внимания, память,
воображение.
- Снимает тревожность.
Умелыми
пальчики
становятся
не
сразу.
Поэтому
игры
упражнения,
пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и
дома .во дворе, во время выездов на природу. Первые неудачи могут вызвать
разочарование,
раздражение,
поэтому
нужно
заботиться
о
том
,чтобы
деятельность ребенка была успешной, а это будет подкреплять его интерес к
играм и занятиям.
Чтобы
кисти
рук
приобрели
хорошую
подвижность,
гибкость,
помимо
пальчиковых игр полезно:
- запускать пальцами мелкие волчки; катать по очереди каждым пальцем
камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин, глину,
прикасаясь к каждой точке пальчиков и ладоней массажирует и стимулирует
их; нанизывать на нитку бусины; пришивать крупные пуговицы; завязывать
узлы
на
толстом
шнурке;
закручивать
шурупы,
гайки;
мять
руками
поролоновые шарики, губку, резиновые мячи с шершавой поверхностью;
вязать на спицах; вырезать ножницами фигуры из бумаги; упражнения с
шестигранными карандашами, орешками, крупой, семенами,
бусинками
оказывают
прекрасное
тонизирующее
и
оздоравливающее
действие;
рисование – любимое занятие всеми детьми и очень полезное, чем чаще
ребенок держит карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить первые
буквы и слова; очень интересны и полезны упражнения с деревянными и
пластмассовыми
палочками,
спичками
(обязательно
обрезать
серные
головки),
соломинками;
изготовление
поделок
из
природного
материала;
покупайте
детям
раскраски,
различные
виды
конструкторов
и
мозаики;
предлагайте
разнообразные
задания:
штриховать
фигуры
прямыми
и
волнистыми линиями, обводить по контуру, продолжить задуманный узор,
дорисовать вторую половину изображения и т.д.
Запомните
что
работа
с
мелкими
и
острыми
предметами
требует
обязательного присутствии взрослых.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы
ставим задачу – активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять
тонкие,
сложные
движения.
Что
способствует
развитию
коры
головного
мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные
подобным образом запоминаются раз и навсегда.
В нашей группе мы активно развиваем стопу и пальцы ног: около каждой
кроватки лежат массажные коврики, сделанные родителями, после сна дети
ходят по ним, потом идут по ребристой доске, гальке и дорожке, на которой
пришиты
пуговицы,
фломастеры,
колечки
от
старых
счет,
палочки.
Пальчиками ног мы собираем колечки от счет, косточки старые фломастеры.
И
конечно,
важно
помнить,
что
пальчиковые
игры
и
другие
занятия
с
детьми
,помогающие
овладению
письмом,
должны
быть
веселыми
и
интересными. Скука и переутомление – плохие союзники. Для ребенка важна
заинтересованность
взрослого,
самоотдача
и
не
столько
длительность
общения, сколько его качество.