Напоминание

Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (VIII вид) по предмету "Язык и речевая практика" для 3 класса.


Автор: Егорова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат".
Населённый пункт: Алтайский край, г. Змеиногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (VIII вид) по предмету "Язык и речевая практика" для 3 класса.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат» Рассмотрено на МО Согласовано ЗДУР Утверждаю директор Протокол № _ от «_»________2016 г ________ Александрова С.А. ________ Демидов И.И. Рук.МО__________ (Егорова Г.Н.) «__» ___________2016 г «___» _______ 2016 г Рабочая программа
Образовательная область

: Язык и речевая практика

Речевая практика

3 класс
Составитель: Егорова Г.Н. учитель высшей категории г. Змеиногорск 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учётом предложений по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта. Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы:
1. Дифференцированный, личностно – ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка; 2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса; 3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, использование эффективных современных образовательных, коррекционно – развивающих технологий (или их элементов); 4. Основополагающие педагогические законы: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, стремление оказать ему необходимую поддержку.
Программа учебного предмета «Речевая практика»
составлена на основе проекта образовательного стандарта, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей с нарушением интеллекта и реализует авторскую программу под редакцией И.М.Бгажноковой. Рабочая программа по учебному предмету
«Речевая

практика»
составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
2. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых детей; 3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.,Просвещение, 2013; 4. Книга для учителя под редакцией Т. А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь.» -М. «Педагогика», 1990 г. 5. Книга для учащихся . Б. В. Бушелева «Поговорим о воспитанности».- М. «Просвещение» 1988 г. 6.
Уровень программы
– адаптированный. Настоящая программа составлена на 68 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный

предмет

Часов в

неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Часов в год

Речевая

практика



2

18

14

20

16

68

Цель

учебного предмета «Речевая практика»
- развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:

-
ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; - помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; - улучшить качественные характеристики устной речи: звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; - способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- учить строить устные связные высказывания; - воспитывать культуру речевого общения.
Основные методы и технологии
 информационно – коммуникативные;  инновационные технологии;  технология обучения в сотрудничестве; 
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
 субъективно – деятельностный подход;  научность, доступность;  сознательность и активность;  наглядность;  занимательность;  связь теории с практикой.
Основные принципы:
- принцип взаимодействия (ученик – учитель, ученик – ученик); - принцип личностно – ориентированного подхода; - принцип позитивного восприятия образовательной среды; - коммуникативный - ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности, - этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения); - концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Основные направления коррекционной работы:

 развитие зрительного восприятия и узнавания;  развитие пространственных представлений и ориентации;  развитие основных мыслительных операций;  развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;  коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы;  обогащение словаря;  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание учебного предмета «Речевая практика».

Раздел
«
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания».
В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими, природой.
Лексические темы:
«Школьная жизнь», «Наши друзья-животные», «Добро творить - себя веселить», «Время года – осень», « Речь, речь», «Времена года. Зима.», « Культура общения»», «Человек в мире правил». Тематика речевых ситуаций: «Как нужно правильно здороваться», «Рассказ по кругу», «Разговор на перемене», «Правильно - неправильно», «Наши любимцы», «Что умеете и любите делать вы?», «Назови какой? какая? какое? какие?», «Что можно собрать в лесу осенью», «Разговор по телефону с мамой», «Телефонный звонок в экстренные службы», «Я еду в автобусе», «Идём в гости», «Мы идём в магазин», «Я на улице» и другие.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
- Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. - Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
- Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. - Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. - Составление диалогов типа «вопрос-сообщение». - Моделирование речевой ситуации. - Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации, например по теме «Это моя школа». - Замена часто повторяющегося слова в рассказе другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовками, последующее составление связного высказывания (4-5 предложений). - Коллективное составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Каждый урок по лексической теме включает подразделы:

«Аудирование».
Содержание нацелено на
развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь,
умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. - Повторение оппозиционных слоговых структур, слов – паронимов, предложений, различных по количеству слов. - Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видиофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. - Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
- Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
«Общение и его значение в жизни».

Задача:
организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации: - нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт; - говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали; - когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь; - если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его; - нужно не забывать употреблять «вежливые» слова пожалуйста, извини, извините, спасибо. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки).
«Дикция и выразительность речи»

Задачи:
отработка у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Совершенствование речевого дыхания: посчитать до 10 на одном выдохе; потянуть звук на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуации типа: Снег идёт? – Да, снег идёт. Ура, снег идёт!
«Культура общения».
Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Выражение просьбы (Будьте добры, помогите мне, пожалуйста. Простите меня, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста). Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо! Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, вы не скажите, как пройти на остановку автобуса? и т.д.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика в 3 классе.

*
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
*
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
*
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
* Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; * Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; * Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 3 класса.
Учащиеся должны уметь: 1-й уровень  передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;  выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;  участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;  правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;  сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;  принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций. 2-й уровень  выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;  выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;  сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);  участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;  участвовать в беседе.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика» в 3 классе.

I четверть (2 часа в неделю), 18 часов.



Тема урока

Кол.

час.

Дата

Содержание учебного материала
1. 2.
Лексическая тема «Школьная

жизнь». 8 часов.
Привет, здравствуйте, добрый день. Истории о лете. 1 1  Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).  Как нужно здороваться? (Объяснение учителя на примере рассказа Т. Чинарёвой «Здравствуйте!» («Чтение для 3 класса, З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева).  Чтение отрывка из рассказа с интонацией, с к о т о р о й В л а д и к з д о р о в а л с я с учительницей.  Употребление слов « здр а вс тву й те » , «привет», «доброе утро» в разговорной речи.  Отгадывание загадки о лете.  Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответ ствует услышанному предложению. Объяснение выбора.  Моделирование диалогов на о с н о в е
3. 4. Я расскажу вам, где отдыхал. На рыбалке. 1 1 изображенной на картинке ситуации.  Составление предложений по сюжетным картинкам о лете.  Игра «Рассказ по кругу». (Впечатления о каникулах).  Разучивание считалок.  Моделирование диалогов на о с н о в е изображённой на картинке ситуации и по собственному опыту.  Игра «Рассказ по кругу».  Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план.  Разучивание чистоговорки: «Щука учит рыболова: «Не видать тебе тут клёва! Все, от щуки до малька, испугались рыбака».  Чтение предложений с нужной интонацией.  Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими рыб, их основные отличия друг от друга.  Игра «Рассказ по кругу» (составление предложений по картинкам и по схемам о рыбалке).
5. 6. Режим младшего школьника. Я - дежурный по классу. 1 1  Составление рассказа о рыбалке по вопросам, записанным на доске.  Слушание стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах». Ответы на вопросы по его содержанию  Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью их действий.  Упражнения в составлении простых предложений по сюжетным картинкам.  Практическая работа по преобразованию простых предложений в распространённое. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.  Правильное расположение картинок по порядку.  Составление связного рассказа по этим картинкам.  Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни.
7. 8. «Ура! Перемена!» Правила для школьников. 1 1  Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.  Закреплять умение строить высказывание – просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом.  Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, с и л ы го л о с а , ж е с т о в . У т о ч н е н и е обязанностей дежурных по классу.  Выразительное чтение стихотворения О. Григорьева «Кто прав?». Ответ на главный вопрос стихотворения. Объяснение ответа.  Чтение учителем стихотворения Б . Заходера «Перемена» и ответы детей на вопросы по содержанию.  Обсуждение ситуации по вопро сам учителя.  Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене.  По ст ро ение диалога «Разговор н а перемене», «Давай поиграем», «Давай познакомимся». Составление предложений по сюжетным картинкам.
9.
Лексическая тема «Наши друзья -

животные». 4 часа.


У меня есть щенок! 1  Слушание стихотворения о правилах поведения в школе.  Актуализация, уточнение знаний уч – ся по теме.  Составление предложений по теме ситуации с помощью вопросов учителя с включением в ответы отработанной лексики.  Игра «Правильно – неправильно».  Хоровое чтение стихотворения С. Маршака «Школьнику на память».  Моделирование речевой ситуации.  Выразительное чтение стихотворения А.Барто «Ку – ку» по ролям.  Игра «Это я, это не я».  П р о и г р ы в а н и е с т и хо т в о р е н и я А . Прокофьева «Тузик».  Задание: расскажи о своём питомце.  Упражнения по воспитанию навыка словообразования: - обучение постановки вопросов: кто это? что это?; - слова-действия; - слова-признаки; - подбор однородных прилагательных к
10. У меня есть котёнок! 1 существительному «щенок»; - образование суще ствительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; - образование и подбор родственных слов;  Составление описания собаки по картине и опорным словам (из упражнений по расширению словарного запаса).  Прослушивание чтения стихотворения Н.Емельяновой «Киска». Обсуждение.  Задание: расскажи о своём питомце.  Упражнения по воспитанию навыка словообразования: - обучение постановки вопросов: кто это? что это?; - слова-действия; - слова-признаки; - подбор однородных прилагательных к существительному «котёнок»; - образование суще ствительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; - образование и подбор родственных слов;  работа над связной речью в процессе ответа на вопросы: каким был котёнок в рассказе Л.Толстого «Котёнок»?
11- 12 13. Что мы знаем о домашних животных?
Лексическая тема «Добро творить –

себя веселить». 3 часа.
2 1 Что сделал котёнок, когда встретился с собаками? Каким был кот Васька? Прочитай описание его внешности с выражением. Любит ли мальчик своего кота? Почему ты так думаешь? (З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева. Книга для чтения. 3 класс).  Со ставление описания кошки п о картинно- графическому плану.  Отгадай загадку по описанию «Какие животные вышли погулять во двор?»  Словесно – логические упражнения «Кто в каком домике живёт?», «Четвёртый лишний», «У кого какой детёныш».  Речевое упражнение «В стране Гномов». О п р е д е л е н и е п о л ь з ы д о м а ш н и х животных.  Чтение рассказа «Как делают шерстяные н и т к и » у ч и т е л е м » . С о с т а в л е н и е пересказа уч-ся по серии сюжетных картинок.  Уп р а ж н е н и е « Ю н ы й худ о ж н и к » . Отгадывание загадок. Составление рассказов – описаний о домашних животных по вопросам.  Уп р а ж н е н и е « Н а ш и л ю б и м ц ы » . Составление рассказов – сравнений домашних животных по картинкам.
14. Кого называют трудолюбивым? Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки. 1  Отгадывание загадки «Мои работники» (М. Пожарова.)  Слушание стихотворения Г. Сапгир «Рабочие руки». Рассказать, что умеют делать ребята, о которых говорится в стихотворении.  Речевая ситуация «Что умеете и любите делать вы»?  Составление предложений по сюжетным картинкам, с использованием опорных с л о в . В в е д е н и е в р е ч ь с л о в , обозначающих моральные каче ства людей, оценку их поступков, оттенки значений. Что говорили люди о Тане? Ответ найти в рассказе и прочитать с нужной интонацией (р-з Е. Пермяка «Смородинка». З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева «Чтение, 3 класс».  Работа с пословицами. Игра «Дополни предложение».  Хо р о в о е в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворение С. Маршака «Школьнику на память».  Составление предложений из слов, данных в разбивку. Чтение предложений
15. Каждой вещи своё место. 1 с разной интонацией. Объединение п р е д л о ж е н и й в с в я з н ы й т е к с т . Коллективное озаглавливание текста.  Чтение текста про себя, вполголоса, парами, хором.  Чтение текста вслух, ответы на вопросы, беседа по содержанию.  Игра «Рассказ по кругу» (по одному предложению).  Прослушивание рассказа К. Ушинского «Всякой вещи своё место» в записи. Обсуждение рассказа по вопросам: - Почему Серёжа постоянно опаздывал в школу? - Куда ты убираешь свою одежду и школьные принадлежности? Игра «Рассказ по кругу».  Выразительное чтение по ролям стихотворения «Где мои вещи?» на интерактивной доске.  Работа по расширению словарного запаса: - подбор однородных прилагательных к существительному; - образование и подбор родственных слов; - введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их
16. 17.
Лексическая

тема

«Времена

года.

Осень». 3 часа.


Признаки осени. Погода осенью. Календарь. 1 1 поступков.  Составление предложений с опорой на с л о в а , н а п и с а н н ы е н а д о с к е . Объединение их в связный текст.  Чтение текста про себя, вполголоса, парами, хором.  Составление вопросов к тексту.  Прослушать текст и ответить на вопрос: «Какое время года описано?» (Ребёнок выделяет хотя бы один явный признак и определяет, о каком времени года идёт речь).  Хо р о во е в ы р а зи т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения Е. Трутневой «Осень» (З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение, 3 класс). Назвать приметы осени.  Беседа по вопросам учителя по картине И . Л е в и т а н а « З о л о т а я о с е н ь » . С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й . Определение настроения природы в картине.  Составление рассказа с опорой на картинный план.  Беседа об осени по картинкам.  Чтение рассказа Н.Сладкова «Золотой дождь» учителем.
18. 1-2. Чем богата осень.
2 четверть. 14 часов.



Лексическая тема «Речь.Речь».

8 часов.
1 2  Составление вопросов к тексту.  Словесное рисование иллюстраций к предложениям.  Д и д а к т и ч е с к а я и г р а « З а к о н ч и предложения».  Работа с сигнальными карточками. Учитель читает предложение и если оно соответствует тексту, то учен и к поднимает зелёную карточку, а если нет – красную.  Дидактическая игра «Назови какая? какой? какой? какие?»  Составление связного рассказа с опорой на картинный план.  Прослушивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Ответ на вопросы: Что принесла домой хозяйка?  Дидактическая игра «Придумай сам» (игра с мячом на тему «Огород, овощи»).  Речевая ситуация «Что можно собрать в лесу осенью».  Составление предложений по картинкам с опорой на слова, написанных на доске.
3-4

Для чего нужна речь. Игра начинается со считалки. 2  Составление рассказа из предложений.  Прослушивание сказки «Невидимка». Ответ на вопрос: почему плохо быть невидимкой?  Ответы на вопрос: в каких случаях человек не сможет обойтись без речи? С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й п о сюжетным картинкам.  Составление связного рассказа по рисункам.  Речевые ситуации: - мультфильм «Малыш и Карлсон» в рисунках. Составление предложений по теме ситуации, изображённой на картинке. - Для чего пользуется речью учитель? - О чём можно узнать из книг (например «Математика 3 класс») и передач? - Для чего нужны вывески?  Слушание считалок в записи артистов.  Анализ особенностей з ву ч а н и я считалок.  Тр е н и р о воч н ы е у п р а ж н е н и я в отчётливом произнесении считалок с
5. 6. Инсценировка знакомых сказок. Колобок. Инсценировка знакомых сказок. Украинская сказка «Колосок». 1 1 использованием силы голоса, тона и темпа речи.  Тр е н и р о воч н ы е у п р а ж н е н и я в передаче радости при произношении считалок.  Работа над языковыми особенностями считалок.  Игра в рифму.  Повторение предложений разных по структуре.  Коллективное рассказывание сказки.  И н с ц е н и р о в а н и е с к а з к и с использованием элементов костюмов.  Развивать интонационные и жестово- мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки.  Беседа «Сказки нашего детства» с п р и в л еч е н и е м л и ч н о го о п ы т а учащихся.  Развивать у детей с п о с о б н о с т ь воспринимать и понимать текст,
7. Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом. Русская народная сказка «Три медведя». 1 читаемый учителем и р а с с ка з ы одноклассников. Краткий пересказ сказки.  И н д и в и д у а л ь н ы е и х о р о в ы е упражнения: - в выборе и использовании правильной силы голоса; - в повторении вслед за учителем заданной интонации в предложении; - в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения.  И н с ц е н и р о в а н и е с к а з к и с использованием масок.  Чтение сказки учителем. Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке.  Дидактические игры: - игра с мячом «Большой- маленький» (образование существительных с п о м о щ ь ю у м е н ь ш и т е л ь н о - ласкательных суффиксов); - игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»;
8 Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом. Русская народная сказка «Два жадных медвежонка». 1 - игра «Чей? Чья? Чьи?» (согласование и м ё н с у щ е с т в и т е л ь н ы х с местоимениями «мой», «моя», «мои»).  И н д и в и д у а л ь н ы е и х о р о в ы е упражнения: - в выборе и использовании правильной силы голоса; - в повторении вслед за учителем заданной интонации в предложении; - в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения.  Устное изложение содержания сказки детьми с опорой на предметные картинки.  Разучивание скороговорки.  Прослушивание аудиозаписи сказки «Два жадных медвежонка».  Расширение словарного з а п а с а . Воспитание навыка словообразования: - обучение постановки вопросов: кто это? что это?; - слова-действия; - слова признаки;
9. 10.
Лексическая

тема

«Времена

года.

Зима». 6 часов.
Здравствуй, зимушка-зима! Жизнь птиц зимой. 1 1 - введение в речь слов, обозначающих оценку поступков героев.  И н д и в и д у а л ь н ы е и х о р о в ы е упражнения: - в выборе и использовании правильной силы голоса; - в повторении вслед за учителем заданной интонации в предложении; - в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения.  Устное изложение содержания сказки детьми с опорой на о п о р н ы е картинки.  Отгадывание загадок о зиме.  Активизировать в словарном запасе школьников слова по теме «Зима». Дидактическая игра «Что бывает снежным?» (подбирать предметы к признаку и согласовывать их друг с другом).  Рассматривание картинок. Опора на словарные слова по теме «Зима». С о с т а в л е н и е п р е д л оже н и й п о
11. 12. Как звери к зиме готовятся. Зимние забавы детей. 1 1 картинкам.  Составление предложений из слов и объединение их в связный текст.  Заучивание стихотворения о зиме с голоса учителя.  Дидактическая игра «Зимующие- перелётные».  Расширение словарного запаса: - слова-действия; - слова-признаки; - образование и подбор родственных слов.  Дидактическая игра «Найдите и п о ко р м и т е з и м у ю щ и х п т и ц » . В о с п и т а н и е с о ч у в с т в и я , сопереживания к братьям нашим меньшим.  Составление предложений по серии картинок и объединение их в связный текст. Коллективное озаглавливание текста.  Чтение учителем рассказа В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».  Реч е ва я с и туа ц и я . Б е с ед а п о содержанию.  Игры по развитию речи. «Чьи лапки мёрзнут?»
13. 14. Зачем к нам в гости каждый год приходит зелёная красавица. 1 1  Составление предложений с опорой на картинку.  Коллективное составление рассказа с опорой на картинный план.  П р о с л у ш и в а н и е а уд и о з а п и с и стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».  Словесные игры «Какой, какая, какое, какие?», «Из чего – какой?», «Скажи наоборот».  Моделирование возможных диалогов между героями картинки.  Тренировочные упражнения в передаче радости.  Развивать у школьников жестово – мимическую и интонационную выразительность.  Составление рассказа с опорой на картинный план.  Ч т е н и е с т и хо т в о р е н и я К . И . Чуковского «Ёлка».  Расширение словарного запаса: - словесная игра «Какой, какая, какое?»; - дидактическая игра «Большой- маленький»;
1-2. Что мы знаем о зиме.
3 четверть. 20 часов.

Лексическая тема. Культура

общения.
Слово сообщает, влияет, помогает. 2 - упражнения в подборе родственных слов.  Речевая ситуация на тему «Откуда ёлка к нам пришла».  Составление описательного рассказа «Ёлка». Выбор нужных слов для более точного и яркого описания. Определение своего отношения к этому с помощью мимики и жестов.  Дидактическая игра «Когда это бывает?» Выбор предложений наиболее подходящих к картинкам.  Речевая ситуация. Приметы зимы в неживой природе, в живой природе, в жизни человека.  Словесно- логическое упражнение «Где прячется зима?»  Составление рассказа-описания зимы по сюжетным картинам и опорному картинному плану.  «Что изменилось?» Составление рассказа-сравнения времён года ( о с е н ь - з и м а ) п о с ю ж е т н ы м картинкам и опорному картинному плану.  Повторение. Виды предложений.
3-4. 5. Какие слова приятно слышать. Словесные формы обращения с просьбой. 2 1  Чтение считалок. Нахождение вопросов, которые в них задаются.  Речевые ситуации. Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов у ч и т е л я и с о п о р о й н а иллюстративный материал.  З а к р е п л я т ь у м е н и е с т р о и т ь высказывание.  Проигрывание диалогов между д е т ь м и с и с п о л ь з о в а н и е м соответствующей мимики, силы голоса, жестов.  Дидактическая игра «Дополни предложение» (по пословицам).  Чтение учителем мексиканской сказки «Вежливый кролик». Ответ на вопрос: почему кролик был не п р о с т о в е ж л и в ы м , а о ч е н ь вежливым кроликом?  Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя.  Употребление слов «здравствуйте», «доброе утро», «до свидания», «будьте добры» и др.  Проигрывание диалогов между д е т ь м и с и с п о л ь з о в а н и е м
6. 7-8. Употребление в речи вежливых форм отказа (в просьбе, в приглашении и т.д.). 1 2 соответствующей мимики, силы голоса, жестов (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»).  Прослушивание стихотворения К.И. Чуковского «Телефон». Анализ форм обращения с просьбой в стихотворении.  Разыгрывание ситуаций: - обратись к соседу по парте с просьбой д а т ь р у ч к у и л и к а р а н д а ш . Прослушивание стихотворения В. Масса и М. Червинского «Как его зовут?» - Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время? - Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку. - Вы едете в автобусе. Попросите кого- либо из пассажиров передать деньги на билет. - Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.  Коллективное составление устного т е к с т а п о т е м е с и т у а ц и и с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению.
9 - 10. Р а зл и ч н ы е фо рмы в ы р а ж е н и я извинения и их употребление в разговорной речи. Употребление слов благодарности в своей речи. 2  Слушание рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», его анализ.  З а к р е п и т ь у м е н и е с т р о и т ь высказывание – просьбу и отвечать на просьбу отказом.  Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.  Повторение предложений разных по структуре, по интонации.  Прослушивание стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились». Ответ на вопрос: Как могут помириться поссорившиеся подруги?  Введение в активный словарь слов: извини (те), прости (те), простите пожалуйста, извините пожалуйста.  Речевая ситуация «Что случилось в одном дворе». Анализ ситуации.  Т р е н и р о в к а в п р а к т и ч е с к о м различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.  Игра «Рассказ по кругу». Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения.
11- 12. 13- 14. Закрепление изученного о культуре общения. 1 2  Прослушивание стихотворения А. Барто в исполнении Р. Зелёной «Товарищи! Твердите…». Выполнение заданий по словесной инструкции учителя.  Введение в активный словарь слов: Спасибо, большое спасибо, благодарю вас.  Анализ речевых ситуаций: - на дне рождения; - поблагодари маму за очень вкусный обед.  Т р е н и р о в к а в п р а к т и ч е с к о м различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.  Игра «Рассказ по кругу». Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова благодарности.  Прослушивание стихотворения С. Капутикян «Слушайте хорошенько». Выполнение устных инструкций учителя.  А н а л и з р е ч е в ы х с и т у а ц и й в произведениях: Б. Заходер «Очень вежливый индюк», А. Шибаев «Дядя Саша очень огорчён», А. Босев
15- 16. 17. К а к п р а в и л ь н о с о с т а в и т ь поздравление. Закрепление изученного по теме: «Поздравления». 2 «Вежливый Костя» и др.  Т р е н и р о в к а в п р а к т и ч е с к о м различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи при разыгрывании детьми сценок с употреблением вежливых слов.  Выполнение устных инструкций учителя.  Анализ двух текстов- поздравлений.  Анализ ситуации.  Т р е н и р о в к а в п р а к т и ч е с к о м различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи при чтении детьми с т и х о т в о р е н и я С . М а р ш а к а «Пожелание друзьям».  Введение в активный словарь слов: поздравляю, желаю, от души желаю.  И г р а « П о д а р и у л ы б к у » (т ренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица).  Прослушивание текста поздравления, его анализ.  Анализ ситуаций: «С каких слов начинается поздравление?», «Какие
18. 19. Спор – ссора. Разговор по телефону. Звонок домой. 1 1 1 добрые слова – пожелания говорят в день рождения?»  Практические упражнения: «Напиши поздравительную открытку крокодилу Гене с днём рождения», «Поздравь родных с Новым годом!»  Уп о т р е б л е н и е с л о в поздравляю, желаю.  Игра «Назови ласково».  Тр е н и р о в оч н ы е у п р а ж н е н и я в произнесении пожеланий спокойным голосом с ласковой интонацией.  Выполнение инструкций по заданию у ч и т е л я ( о р г а н и з а ц и о н н ы е инструкции).  Анализ и разыгрывание речевых с и т у а ц и й . Р а з в и т и е у м е н и я участвовать в вопросно-ответном диалоге.  Развивать интонационно – и жестово – мимические умения школьников в процессе разыгрывания речевых ситуаций.  Игра «Дополни предложения» (по пословицам).  Разучивание чистоговорки.  М о д е л и р о в а н и е т е л е ф о н н ы х
20. 1. 2-3 Разговор по телефону. Звонок в экстренные службы. Итоговый урок за 3 четверть.
4 четверть. 16 часов.
1 1 разговоров с мамой.  Дидактические игры «Телефонный разговор» и «Испорченный телефон».  Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего н ом е р а телефона.  С л у ш а н и е и в о с п р о и з в е д е н и е чистоговорки.  К о н с т р у и р о в а н и е д и а л о г а с диспетчером «Скорой помощи» и службой МЧС.  Дидактические игры «Телефонный разговор» и «Испорченный телефон». Закреплять умение разговаривать по телефону со взрослыми, учит ь слушать собеседника.  Чтение, заучивание т е л е ф о н о в экстренных служб.  Разучивание чистоговорки.  Введение в активный с л о в а р ь вежливых слов для общения с взрослыми и сверстниками.  Моделирование спорных ситуаций и способы их решения.  Ко н с т р у и р о в а н и е т е л е ф о н н ы х разговоров с родными, сверстниками и диспетчерами экстренных служб.
4-5. 6-8.
Лексическая тема. Человек в мире

правил.
Простые правила этикета. Что такое этикет? Простые правила этикета. Идём в гости. Простые правила этикета. Встречаем и провожаем гостей. 2 2  Развивать интонационно – и жестово – мимические умения школьников в процессе разыгрывания речевых ситуаций.  Игра «Дополни предложения».  Уп р а ж н е н и я в п р о и з н е с е н и и чистоговорок.  Решение задач по культуре поведения.  Сюжетно-ролевая игра.  Речевая ситуация.  Игра «Подари улыбку».  Выполнение инструкций по заданию учителя.  Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов у ч и т е л я и с о п о р о й н а иллюстративный материал.  Игра «Правильно-неправильно».  Расширение представления детей о правилах поведения в гостях.  Сюжетно-ролевая игра «В гостя у Мальвины».  Выявление умений рассказывать о
9. 10. Простые правила этикета. Ты пришёл в гости к природе. Простые правила этикета. Мы идём в магазин. 3 1 1 предстоящей и выполненной работе, строить предложения по вопросам, использовать предлоги (в, на, под).  Драматизация «К нам гости пришли».  Отрывок и сказки А. Милна «Вини- Пух и все, все, все…»  Расширять представления учащихся о правилах поведения при встрече и прощании с ровесниками и с о старшими.  Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя.  Ролевая игра «Провожаем гостей».  Слушание коротких стихотворений о природе.  Тр е н и р о в оч н ы е у п р а ж н е н и я в п е р е д а ч е р а д о с т и ( р а з в и т и е способности передавать интонацией чувства и эмоции).  Расширять представления учащихся о правилах поведения на природе.  Упражнения в построении диалога по принципу: вопрос-ответ.  Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в
11- 12. 13- 14. Простые правила этикета. Культура поведения во дворе и на улице. Простые правила этикета. Поведение в автобусе. 2 2 магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки.  Введение в активный словарь слов: магазин, продавец, покупатель, деньги, сдача ).  Сюжетно-ролевая игра «В магазине».  Игра «Пожалуйста».  П о вт о р и т ь о с н о в н ы е п р а в и л а поведения в магазине.  Тр е н и р о в оч н ы е у п р а ж н е н и я в передаче радости, горя, удивления.  П о вт о р и т ь о с н о в н ы е п р а в и л а поведения в магазине.  Выполнение инструкций по заданию учителя.  Расширять представления учащихся о правилах поведения во дворе и на улице.  Учить школьников правильно вести себя во дворе и на улице.  Речевые ситуации.  Коллективное составление рассказа «А у нас во дворе…» по вопросам учителя.
15. 16. Простые правила этикета. «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения». Здравствуй лето! 1 1  Выполнение инструкций по заданию учителя.  Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.  Подбор картинок к услышанным предложениям.  Проигрывание диалогов между детьми и кондуктором, просто между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.  Чтение стихотворения О. Бедарева «Если бы…». Ответ на вопрос: О каких правилах уличного движения идёт речь?  Введение в активный словарь: улица, тротуар, пешеходы, т р а н с п о р т, светофор.  Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Одна рифма».  Инсценирование с т и хот во р е н и я д е т ь м и с и с п о л ь з о в а н и е м соответствующей мимики, силы голоса, жестов.  Дидактическая игра «Что зде сь неверно?»
Итоговый урок.  Игра «Рассказ по кругу» (о правилах уличного движения).  Отгадывание загадок о временах года.  Подбор картинок к услышанным предложениям.  Расширить словарный запас школьников, обозначающий признаки лета.  Правила поведения на воде.  Составления рассказа о лете по сюжетным картинкам. Правила поведения в лесу.  Учить строить диалог по принципу: вопрос-ответ (по темам года).  Речевые ситуации «Ежели вы вежливы».  Составление различных предложений по темам: «Времена года. Зима», «Осень».  Составление рассказов по вопросам учителя.  Составление рассказов по сюжетным картинкам.  Составление рассказов по опорным словам.


В раздел образования