Напоминание

Раскрытие потенциала человека в дополнительном образовании


Автор: Коновалова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Раскрытие потенциала человека в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад





Раскрытие потенциала человека в дополнительном образовании
Т.Н. Коновалова педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово» Данный материал содержит опыт организация во с п и т ат е л ь н о - образовательного процесса в фольклорном ансамбле «Златница» в условиях учреждения дополнительного образования. При формировании эстетического сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. На занятиях фольклорного ансамбля «Златница», проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение народного вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных инструментах, истории костюма и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей здесь выступает обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при формировании эстетического сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор. Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит детей видеть мир глазами своего народа. Существенную роль в этом играет деятельность творческого объединения фольклорного ансамбля «Златница», «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово», где проходят теоретические и практические занятия. Работа объединения ведется по комплексной программе «Развитие музыкально – творческих способностей средствами русского фольклора», которая решает следующие задачи: 1. Воспитать у обучающихся доброжелательность и уважение друг к другу; 2. Развить у воспитанников интерес, уважение и любовь к русской истории, культуре, обычаям и традициям;
3. Ознакомить воспитанников с основными русскими обрядами, праздниками, жанрами русской народной песни и знаменитыми народными исполнителями; 4. Способствовать овладению детьми навыками ансамблевого пения; 5. Развить навыки сольного исполнительства у особо одаренных детей; 6. Выработать у воспитанников навыки исполнения элементов русского народного танца; 7. Научить детей элементарной игре на русских народных инструментах; 8. Ознакомить воспитанников с народным костюмом, бытовавшим в разных регионах России; 9. Воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую культуру и культуру восприятия музыкальных произведений, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат. Реализация этой программы проходит в процессе работы детского объединения фольклорного ансамбля «Златница», где проходят теоретические и практические занятия. На занятиях фольклорного ансамбля «Златница», проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение народного вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных инструментах, истории костюма и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку. Процесс обучения осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка. Цель комплексной программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области народной музыкальной культуры и прикладного творчества. Важнейшей задачей является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности ДДТ с целью пропаганды народного творчества. Обучение строится по направлениям: 1. Вокально-хоровое обучение. 2. Русские народные инструменты фольклорной традиции. 3. Хореография, обучение основам народного танца. 4. История костюма. Данная программа позволяет развить индивидуальные творческие способности воспитанников, накопить опыт в процессе восприятия традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Возрастные особенности детей, таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Во время игры используются такие методы обучения:
1. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении. 2. Упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений. 3. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества. Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи: 1. Развитие творческой индивидуальности. 2. Эмоциональное развитие. 3. Воспитание эстетических, патриотических чувств. 4. Развитие музыкальных способностей. 5. Развитие духовной сферы. 6. Развитие самостоятельности, физическое развитие. 7. Развитие умения общаться и взаимодействовать. Для развития детского голоса используются различные упражнения, в том числе скороговорки на звуках примарной зоны с движениями, притопами и прихлопами. Проводится артикуляционная гимнастика по системе Емельянова для подвижного языка, губ, щек, нёба. Благодаря этим упражнениям у учащихся второго года обучения наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация. Из педагогического опыта известно, что: «Процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения. На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования» На занятиях используется комплекс упражнений для постановки дыхания. Упражнения показывает руководитель, это взаимодействие, которое помогает освоить необходимые певческие навыки: «пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку; «муха» или «пчела» - резкий выдох. Эти упражнения основные, они способствуют умению управлять своим дыханием. «Маленький хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух; «тпрунюшки» - с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей, а также другие упражнения для дыхания.Эти упражнения для освобождения нижней челюсти.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если дети осознают свои ошибки и умеют отличать «хороший» результат от «плохого». С этой целью после каждого концертного выступления происходит анализ ошибок, почему они были допущены и как избежать их в будущем. В течение учебного года проводилась диагностика результатов развития певческого голоса:  у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;  развивается понимание народной этики и ее роли;  сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;  выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и гордости к искусству своего народа. Занятия творческого объединения фольклорный ансамбль «Златница» проходят в Доме детского творчества, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования. Приобщение к устному народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детского творчества:  творческие объединения художественно – эстетической направленности;  концертные программы;  семейные праздники;  фестивали искусств. За время обучения учащиеся принимали участие в фестивалях детского творчества, конкурсах среди образовательных учреждений города, области и за пределами ее, в которых были достигнуты высокие результаты. Благотворно влияют на работу детского объединения конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов. Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских смотрах. Принимая в них участие, дети знакомятся с разнообразным песенным репертуаром, и могут почувствовать, что они занимаются значимым делом. В них укрепиляется чувство гордости за свое творчество. В процессе взаимодействия с педагогом ребенок имеет возможность достигнуть уровня творческой индивидуальной и коллективной деятельности, воспитать в себе трудолюбие, быть готовым к постоянной работе, а также привитие доброжелательности и уважения друг к другу. Особенность взаимодействия в коллективе заключается в том, что оно процесс творческий, обращенный к эмоциям, внутреннему миру. Игра – средство взаимодействия детей друг с другом. Педагог
направляет действия на решение конкретных проблем, учитывает интересы детей, пытается создать максимально благоприятную обстановку, при которой детям было бы интересно работать. В результате успешного обучения комплексной программе «Развитие музыкально – творческих способностей средствами русского фольклора» выпускник – это личность, способная оценить и воспроизвести комплекс традиций, составляющий русскую этническую культуру, музыкально – творческие способности которой могут реализоваться в применении полученных знаний и навыков, в дальнейшем обучении.


В раздел образования