Напоминание

Психология развития творческого воображения младших школьников.


Автор: Дубняк Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: Челябинская область, г. Озёрск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Психология развития творческого воображения младших школьников.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ» Иртяшская ул. 1, г. Озёрск, Челябинской области
Исследовательская работа:
Психология развития творческого воображения младших школьников. Работу выполнил: Дубняк Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования I категории, руководитель объединения «Золотая соломка» Озёрск 2016
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед обществом встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. Актуальность исследования особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время активно ведется поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого воображения внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей различных творческих объединений на базе центра дополнительного образования в плане развития творческого воображения школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Объект исследования – процесс развития творческого воображения у младших школьников. Предмет исследования - теоретические основы и педагогические условия развития воображения детей младшего школьного возраста. Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста. 2
Теоретическая значимость исследования. На основе всестороннего изучения теоретического материала по теме исследования определены психолого-педагогические закономерности развития воображения и диагностические методики, служащие критерием уровня развития воображения у младших школьников. Обоснованы концептуальные подходы к развитию творческого воображения учащихся, заключающиеся в переосмыслении традиционных методов в контексте современных условий. Разработаны и экспериментально проверены условия развития творческого воображения у младших школьников на занятиях творческого объединения «Золотая соломка». Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов дополнительного образования и педагогов начальной школы. 3

Особенности воображения как психического процесса
Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы XX века Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Продуктом воображения могут быть:  образ конечного результата реальной предметной деятельности;  картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;  образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем». Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа, как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Творческое воображение является необходимым компонентом творческой деятельности человека.
Особенности творческого воображения детей младшего школьного

возраста
Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя своё и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего. Воображение, имеющее исключительно важное значение, для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, само стоятельно сть, инициативность, раскованность. Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знако - символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой ребенок, или же по самим достигнутым успехам и здесь уместно выделить три условия:  Желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть).  Достигнуть результата высшего класса.  Реализовать сверхзадачу (программу - максимум) - на грани фантастики. 5
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:  вдохновенный (иногда эйфорический);  уверенный;  сомневающийся. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Поэтому эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и взрослого:  опыт меньше и отличается от опыта взрослого глубоким своеобразием;  отношение к среде у ребенка опять совсем другое;  интересы у взрослого и ребенка различны. Поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В таких случаях если ребенок своим рассказом не преследует какую-нибудь выгоду, то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста. Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение 6
активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее. Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Младшего школьника интересуют различные виды творческой деятельности. У одних детей наблюдаются склонности к рисованию, лепке, к национальным традиционным видам прикладного искусства; у других – к различным видам художественной самодеятельности (танцы, пение, художественное чтение и т. д.). Отметим, что младшему школьнику присущи слабо развитая, по сравнению с подростком, самостоятельность в работе, не всегда правильное понимание явлений вокруг, неумение выделять главное в той или иной ситуации, у него еще мало жизненного и познавательного опыта. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда учащийся не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит педагог или, что написано в учебнике. Для других детей всякая ситуация — материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на занятие, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель. Эмоциональность младшего школьника, восторг и радость от удач, хороших результатов, любование продуктом своей деятельности служит также показателем его творческой активности. У младшего школьника активность может находиться на высоком уровне, когда эмоции достигают предела и в это время происходит воплощение творческого замысла. Но здесь сказывается и импульсивность детей этого возраста, творческая активность их может быстро угаснуть, если ее не заметить и не поддержать. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении. Эту основу в обучении для ребенка, прежде всего, может создать приближение его к окружающему пространству, а именно непосредственное знакомство с природой, природным материалом. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко, указывая, что в таком, по сути реалистическом, материале заложен 7
простор для деятельности детского воображения. Знакомясь с природными материалами, дети запоминают формы, краски, свойства каждого вида материала, усваивают способы их обработки, получают представление об их функциональном назначении, сфере и условиях их применения, внешнем и внутреннем строении, их связи и отношениях с другими предметами и явлениями. Все это значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного развития их воображения. Среди разнообразных природных материалов можно назвать плоды различных деревьев и кустарников. Это могут быть шишки, желуди, ветки и кора деревьев, орехи (грецкие и лесные, фисташки), плоды каштана, шиповника, рябины и других деревьев, зерна кукурузы, семена различных растений, фасоль, рис, а также различные по форме, размерам и окраске — ракушки, камни, янтарная крошка и т. д. Вторую группу материалов, которые целесообразно использовать на занятиях, можно отнести к разряду так называемых синтетических материалов, они созданы деятельностью человека. Это: фольга, пенопласт, проволока, вата, кусочки кожи, ткани, мелкие изделия из пластмассы, стекла, железа, дерева. Данные материалы, являясь продуктами производства, в свою очередь, могут выступать в качестве исходного материала для детской деятельности (пуговицы, бусинки, кольца, скрепки, спички, фанерки, пробки, монетки, фишки, кнопки и т.д.). Кроме того, всевозможные коробки (из-под конфет, спичек, пищевых продуктов); флаконы (из-под шампуней, бальзамов, лекарств и т.д.); крышки от банок, бутылок, флаконов и т.п. также могут быть использованы на занятиеах ППО в процессе детской конструктивной деятельности. Ознакомление учащихся с разнообразными материалами позволяет, тем самым, расширить материальную базу, необходимую для деятельности воображения. В то же время нельзя ограничиваться расширением запаса представлений об окружающей действительности, основной акцент следует делать на развитии навыка свободного трансформирования представлений. Работа с разными материалами создает более оптимальные предпосылки для развития творческого воображения школьников, так как предлагаемый учащимся широкий ассортимент материалов обеспечивает возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия. В рамках этого вида деятельности обучение направлено на решение двух задач. 1) Формирование у учащихся умения изготавливать на основе одних и тех же исходных материалов (элементов реальности) самые различные изделия (объекты). Так, скорлупа грецкого ореха используется при изготовлении отдельных поделок в качестве основы: корпус лодки, горб верблюда и т.д. Та же скорлупа может выступать в качестве второстепенного элемента при создании более сложных объектов. Например: при изготовлении макета « Весна » (« Весенние игры детей ») из скорлупы можно сделать гнездо птицы на дереве, кочки под елками, проталины, зимнюю норку ежа; выполняя макет «Аэропорт», использовать ту же скорлупу для создания корпуса вертолета, самолета; в 8
сложный, развернутый контекст макета «Река и сооружения на ней» включить уже готовые лодки (из скорлупы); при помощи той же скорлупы можно выполнить декоративную отделку вазы, карандашницы. По сути дела речь идет об операции «включения», формированию которой было уделено внимание в предыдущем разделе. 2) Необходимо показать учащимся, что любой объект действительности, над которым они работают в рамках данного вида деятельности, может быть создан из самых разнообразных материалов и иметь несколько вариантов исполнения. Например, снег на макете может быть сделан из ваты, пенопласта, гофрированной бумаги, мелко нарезанной салфетки, в небольших количествах из сахара или соли (на ветках) и т. д.; лед может быть изготовлен из фольги, прозрачного или матового стекла, пластика, целлулоида и пр. Таким образом, важно ознакомить учащихся с различными способами решения поставленной задачи, сформировать у них навык вариативного выполнения любого задания, а это развивает их творческую активность.
Методика проведения занятий предметно – практического обучения
Прежде, чем перейти к изложению методики проведения занятий с позиций развития творческого воображения, рассмотрим структуру занятий предметно - практического обучения. Согласно теории поэтапного формирования умственной деятельности, в каждом человеческом действии можно различить три части: ориентировочную, исполнительную, контрольную. Ориентировочная связана с определением условий, необходимых для выполнения действия. Исполнительная — это рабочая часть действия, т.е. само действие. Контрольная направлена на слежение за ходом действия. В первой, ориентировочной, части должны быть созданы предпосылки для выполнения цели занятия. Здесь выделены следующие основные этапы занятия предметно-практического обучения:  определение темы и целей занятия; создание мотивации;  ознакомление с изделием, которое предстоит изготовить, его существенными характеристиками;  составление плана работы над изделием, выполнение в случае необходимости эскиза предстоящего изделия;  подготовка материалов и инструментов, необходимых для работы. Вторая часть — исполнительная, или операционно-познавательная Ей соответствует этап работы над изделием. Третья часть — контрольная. Здесь имеет место отчет учащихся о проделанной работе: описание процесса работы, описание готового изделия. При этом учащиеся возвращаются мысленно к ориентировочной и исполнительной частям занятия, а педагог оценивает правильность выполнения работ и корректирует свои будущие действия по дальнейшему изучению учебного материала. В этой части осуществляется окончательное подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся. 9
Начинается занятие с сообщения темы, цели занятия, ознакомления с изделием, которое предстоит изготовить, — создание мотивации. В практике предметно-практического обучения используется множество различных видов работ, с помощью которых осуществляется знакомство учащихся с объектом деятельности. Это может быть показ готового образца изделия, либо его рисунка, чертежа, схемы, фотоиллюстрации; или использован прием загадки в наглядном, словесном плане (например, догадаться об объекте деятельности по какой-либо характерной детали; отгадать простую загадку; определить объект по описанию его назначения или его составляющих частей и т.д.). Рассмотрим методику проведения занятий по аппликации из соломы. Занятие характеризуется двумя основными этапами: предварительным и исполнительным. В начале занятия несколько минут отводится организационным моментам. Педагог готовит необходимые материалы. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как работать с тем или иным материалом. Через весь цикл занятий проходит один герой. Дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, создают свою историю. В процессе рассказа-показа рождается определённый образ, который остаётся перед детьми до конца занятия. Всё, что делается с детьми на занятиях, должно быть связано с их жизнью. Выполненные аппликации из соломы желательно использовать в качестве подарков, сувениров, украшений для групповой комнаты. Ребёнка нужно учить тщательно анализировать образец будущей аппликации. В качестве образца вначале использовать аппликационную работу изготовленную заранее. В дальнейшем идет попытка использовать в качестве образца рисунок. В ходе анализа аппликации внимание ребёнка направляется на внешние характерные особенности (цвет, форма, величина) части и детали, на материал. Затем ребёнок учится анализировать процесс предстоящей работы над аппликацией. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности идёт выполнение, какие материалы используются, технические навыки работы с инструментами. Перед детьми демонстрируется весь процесс работы над аппликацией от начала до конца. Показ работы сопровождается объяснением, при этом следует помнить о том, чтобы показанные действия были точными и их могли видеть все дети. Если после этого всё же дети не могут приступить к работе, необходимо вторично объяснить и продемонстрировать на образце последовательность изготовления аппликации. Следует предусмотреть повторение работы с показом хода труда, чтобы поупражнять детей в выполнении действий в определённой последовательности. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию аппликации. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом должна быть не только созданная аппликация, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как 10
неотъемлемой стороны трудовой деятельности. Во время работы ребёнка не следует без надобности опекать, приучать выполнять задание под диктовку. Хорошие результаты достигаются при выполнении аппликационных работ, когда перед детьми ставятся условия, требующие самим подумать, как выполнить ту или иную деталь, пофантазировать. Поэтому на первых занятиях необходимо приобщать детей к анализу предстоящей работы. При этом используется показ, объяснение, вопросы к детям, ответы, которые помогают выявить или уточнить последовательность выполнения аппликации. В процессе работы детям предлагается комбинировать или подбирать другие материалы. В процессе работы над выполнением аппликации обращается внимание на оценку детских работ, так как она является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребёнка приобретают особое значение. В первое время отмечаются наиболее удавшиеся работы. Но если у ребёнка не получается работа, а он старается, то его прилежание не остаётся без внимания. Важно поддержать старание ребёнка, помочь поверить в свои силы. Постепенно к оценке результатов труда приобщаются дети. Необходимо направить внимание детей на анализ положительных результатов. Это делается с той целью, что в будущем многие из детей будут выполнять совместную работу со своими сверстниками, поэтому важно научить детей видеть в первую очередь достижения своих товарищей, их прилежание. Позаботиться о том, чтобы любая неудача у каждого ребёнка вызывала желание помочь, а не посмеяться или похвалиться своим успехом. Результатом занятий были индивидуальные и коллективные работы. Все детские работы по возможности объединяются общей идеей или в общую коллективную работу. В каждой индивидуальной работе отмечается то, что интересное, неповторимое, отличающее её от всех других и обращало внимание детей. При выполнении коллективной работы привлекается внимание детей на конечный результат своих трудов, вспоминается кто, что делал, и показывается важность вклада каждого участника. На первом занятии необходимо обратить внимание детей на специфику работы с соломой. Детям следует объяснить, что работа над аппликацией начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определённые правила, на столе должен быть порядок, аккуратно разложен материал, инструменты, к материалу нужно относиться бережно, аккуратно. Работу по изготовлению аппликации из соломы следует начинать с лёгких композиций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным композициям. Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное, а затем учить работать с соломой. В ходе занятий решаются такие задачи как: расширение кругозора детей, знакомство с таким материалом как солома, формирование любви к природе, трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь. 11
Для создания аппликации на начальном этапе использовалась только солома. В дальнейшем в работе применялись зерновые материалы. В последующих занятиях детям предлагалось самим решить, какой материал будет использован. Тогда первая часть занятия превращается в совместное обсуждение, того как решить поставленную задачу в планировании, а во второй части взрослый помогает реализовать намеченное. Такие занятия лучше проводить тогда, когда дети овладели основными способами работы с разными материалами. На первых занятиях коллективной аппликации следует вмешиваться в процесс распределения обязанностей между детьми. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, желательно включиться в совместное изготовление аппликации и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь дело. В таком случае совет взрослого не будет восприниматься как приказ, а общее дело станет непосредственнее и доверительнее. Работа по изготовлению аппликации из соломы выполняется детьми успешнее, если дети имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности, например различные семена, скорлупки орехов и др. можно использовать на занятиях по лепке. Детям нравится выполнять аппликации с использованием семян тыквы, засушенных листьев. На таких занятиях дети знакомятся с новым для них приёмом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выполняют мозаичные узоры из семян на покрытые пластилином крышечки из под пластмассовых коробочек. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество. Организуя работу по изготовлению аппликации из соломы, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированных на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, ручного труда. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети младшего школьного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства детей, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Для расширения кругозора детей большое значение имеют экскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционно - развивающее значение. Подражать или делать самому? Этот вопрос решается, безусловно, в пользу самостоятельного творчества детей. Конечно, детям, нужно научиться выполнять задание по образцу. В то же время, и это может быть гораздо важнее, детям необходимо научиться видеть и делать по- своему. Большое внимание уделяется самостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнения всех операций обдумывается и выполняется без помощи педагогов, самостоятельно оформляются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самый сложный вид работы с соломкой – инкрустацию, требующую особой точности. Ребята 12
должны уметь самостоятельно составлять эскиз будущей работы, точно подбирать соломку по цвету, тонировать ее. На занятиях творческого объединения никогда не ставится перед детьми задача сделать такую же, как у взрослого работу. Наоборот, взрослый всегда ориентирует детей на их собственное видение, на их желание. Оценивая творческие работы детей, педагог подробно выясняет вместе с детьми в каждом конкретном случае, за счет чего достигается их оригинальность, нетипичность, отмечает наиболее интересные способы воплощения учащимися их замыслов, указывая на необычность использования ими тех или иных материалов в работе, подчеркивая, что именно такие нетрадиционные действия с предметами и обеспечивают необычность, оригинальность изделий. 13
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Опытно-эксперимент а льной базой исследования я в и л с я Новогорненский филиал муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» - «Дружба». Новогорненский филиал МБУ ДО «ДТДиМ» - «Дружба» является структурным подразделением МБУ ДО «ДТДиМ» г. Озерска и осуществляет свою деятельность в соответствии с его целями и задачами. Основными задачами филиала являются;  разработка и реализация образовательных, просветительских программ, обеспечивающих последовательное, личностное самоопределение ребенка, способствующих его ранней профилизации;  создание благоприятной социокультурной среды для образовательной деятельности и формирования культуры досуга;  поиск и внедрение инновационных педагогических технологий, методов, способов и средств образовательной деятельности. В филиале создаются объединения (группы) детей с учетом возраста детей и их интересов Формы организации деятельности филиала для учащихся:  занятия в объединениях, студиях, коллективах;  организация и проведение выставок (тематических, индивидуальных, итоговых), концертных программ, конкурсов, ярмарок, конференций;  реализация социокультурных проектов;  организация и проведение мастер – классов. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (7-8 лет), занимающихся в творческом объединении «Золотая соломка». Все дети на момент обследования здоровы, регулярно посещают занятия. Участие в исследовании добровольное. В исследовании были задействованы следующие методики. Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры". Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков. 14
Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся: Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла). Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы). Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций. Всю совокупность детских рисунков можно распределить по 6 качественным уровням, описание которых приводится в Приложении А. Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово"). Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула. Материал: несколько листов, бумаги, цветные карандаши. Инструкция: "Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета". Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота. Время тестирования не ограничивается. 15

Анализ результатов исследования
1.Результаты исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры". В процессе обработки выполненного школьниками теста креативности Торренса были получены результаты по таким показателям (см рис 1):
0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

55%

60%

39%

39%

27%

55%

Диагностические результаты критериев воображения

продуктивность

гибкость

оригинальность

разработанность
Рис. 1. Результаты исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры". 1. Беглость – определяется подсчётом числа завершённых фигур. Максимальный балл равен 10. 2. Гибкость – определяется числом различных категорий ответов. 3. Оригинальность – максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Могут быть добавлены премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. 4. Разработанность – баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах её контура, так и за её пределами. Но основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается. Баллы за разработанность каждого ответа, заносились в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записывались на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записывались пропуски (отсутствие) ответов. Максимальное количество баллов – 20. Как видно из диаграммы 1 (см рис. 1) показатели продуктивности и гибкости у учащихся 1 класса ниже возрастной нормы – 7,8 фигур (норма 9). При этом продуктивность и гибкость у 60% учащихся 1 класса в пределах возрастной нормы; ниже возрастной нормы у 40% детей. 16
Оригинальность идей у учащихся 1 класса соответствует норме и составляет 40 Т-баллов, при этом у 70% исследуемых показатель соответствует возрастной норме, а у 30% ниже возрастной нормы. Разработанность идей у учащихся несколько ниже возрастной нормы и составляет 35 Т-баллов. При этом показатель разработанности в пределах возрастной нормы у 20%; несколько выше нормы у 40% исследуемых и ниже нормы у 40% детей. Сопоставим процентное распределение детей по уровням развития воображения по результатам 1-й методики (см рис.1). Итак, по данной методике дети младшего школьного возраста продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из выборки. Рис. 2. Процентное распределение детей по уровням развития воображения Большая часть испытуемых (46,7%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения. Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Треть детей младшего школьного возраста (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой- либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение. И, наконец, 20% детей исследуемой группы были отнесены к самому низкому уровню развития воображения. Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные 17
предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. 2. Результаты исследования по методике « Пиктограмма (Нарисуй слово)». Распределение детей по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения представлено на графике, наглядно отражающем уровень развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (см. рис.2) По результатам проведения 2-й методики к творческим работам можно отнести только 33,3 % работ, выполненных детьми, это так называемые креативы "художественного" типа (условные обозначения в таблице - "С" и "М"). 40% детей исследуемой группы отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3"). 26,7% детей отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения на диаграмме - "К").
тип

"

Креативы

"

конкретно-дейст.. практич. мышление

0,0%

5,0%

10,0%

15,0%

20,0%

25,0%

30,0%

Распределение детей по характеру мыслительной деятельности

А

З

С

М

К

Кол-во детей (%)
Рис. 3 Результаты исследования по методике « Пиктограмма (Нарисуй слово)». Таким образом, можно констатировать следующее: дети младшего школьного возраста обладают средним уровнем развития творческого воображения. Воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Следовательно, необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей. 18


В раздел образования