Напоминание

Принципы нравственного воспитания на уроках физической культуры


Автор: Экстин Александр Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия п.Нижний Куранах"
Населённый пункт: п.Нижний Куранах
Наименование материала: статья
Тема: Принципы нравственного воспитания на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад





Принципы нравственного воспитания на уроках физической культуры
По роду своей работы учителя физической культуры стоят ближе к школьникам, особенно к тем, которые занимаются в спортивных секциях, входят в сборные команды, чем преподаватели других предметов. Молодёжь любит физическую культуру, ей близки люди спорта. Не случайно часть учащихся своим идеалом считают спортсмена, тренера, учителя физической культуры. Опытный учитель физической культуры обычно пользуется особым доверием и авторитетом у школьников. К его словам и поступкам относятся особенно внимательно. Воздействуя на каждого ученика в целом, сам педагог вступает в общение с коллективом как ценная личность. Именно поэтому свое воспитательное воздействие учитель осуществляет не только педагогическими приёмами обучения и воспитания, но и своими личностными качествами, своим поведением. Положительный пример учителя облегчает воспитание школьников. Чтобы воспитывать личным примером, учитель должен много знать. Он не может замыкаться в рамках своего предмета, должен быть хорошо образованным человеком, много читать, следить за специальной литературой, текущей периодикой. Практика подсказывает, что многие школьники часто бессознательно подражают внешнему виду тренера, его походке, манере разговаривать, отношению к окружающим и младшим. В частности, очень трудно добиться от школьников ношения единой спортивной формы, если сам преподаватель приходит на занятия в повседневной одежде. Не случайно лучшие учителя обычно выделяются своей подтянутостью, хорошей осанкой, аккуратной одеждой. Однако ни подтянутость, ни хорошая осанка, ни другие положительные черты педагога не будут перениматься ребятами, если он не заслужил доверия и уважения. Чтобы заслужить любовь и уважение, чтобы эффективно воспитывать своим примером, учитель физической культуры прежде всего должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта. Современный учитель обладает педагогическим тактом. Он требователен к воспитанникам. Но и в то же время внимателен, выдержан, терпелив и справедлив к ним. Хороший педагог владеет чувством меры, что всегда помогает ему найти нужный тон с детьми. Его, например, не выводят из себя шалости учащихся, их беготня, крики. Он знает, что всё это способствует детскому возрасту, присуще детям. Для воспитания настоящих коллективистов и в то же время с целью установления правильных отношений с классом очень важно с уважением относиться к детскому коллективу. Педагог собственным примером показывает, что с коллективом надо всегда считаться, что к его мнению надо прислушиваться. Успеха в воспитании можно добиться только в результате долгой и настойчивой работы. Никогда не следует заранее рассчитывать на быстрый эффект в результате применения какого – либо одного метода или приёма. Ни один приём в отрыве от других методов и приёмов воспитания не может дать положительного результата. Успеха можно добиться, правильно организовав жизнь и труд воспитанников, применяя все методы и приёмы воспитания в их тесной связи, в дилектическом взаимодействии. Ошибкой было бы и стремление буквально копировать лучших учителей, успешно применив тот или иной приём. Удача ждёт того, кто изучив передовой опыт, использует его с учётом психологической ситуации, особенностей собственного характера, индивидуальных особенностей школьников и взаимоотношений с ними. Для успешного применения приёма важно знать, кто из учеников, а, может быть, и из учителей, родителей
поддерживает объект воздействия и по какой причине, в какую из малых группировок входит ученик и его положение там, на какую поддержку товарищей можно рассчитывать в данной ситуации. В заключение, следует заметить, что не существует какой-то особой морали спортсмена. Учёбой, спортивными занятиями школьник вносит свой посильный вклад в развитие школьной жизни, в свое собственное развитие. Наиболее важно, чтобы в момент формирования ребёнка, как в личности, рядом с ними находились чуткие родители и педагоги.


В раздел образования