Напоминание

Формирование экологических знаний в курсе химии основной школы


Автор: Рыбникова Татьяна Борисовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Саяногорск Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологических знаний в курсе химии основной школы
Раздел: полное образование





Назад




Рыбникова Татьяна Борисовна учитель химии МОУ СОШ №6 г. Саяногорск
«Формирование экологических знаний в курсе химии основной школы»
Природа - не только среда, окружающая нас, но все- народное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе. В.А.Сухомлинский «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавлива- ющая, не может иметь иного результата, кроме уско- ренного конца». Н.Ф. Фёдоров Я учитель химии средней школы № 6 г. Саяногорска. Тема моего выступления «Фор- мирование экологических знаний в курсе химии основной школы». Цель моего выступления - раскрыть некоторые аспекты экологического воспитания и образования школьников и поде- литься опытом, как я эти знания формирую на своём предмете. Вопрос экологического воспитания и образования, однозначно, актуален. Человечества уже не раз стояло на грани уничтожения, а с нарастающим развитием научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, ухудшением состояния окружающей природной среды оно всё дальше движется от состояния экологического кризиса к экологическому бед- ствию. Не каждый человек пока ещё осознаёт, что наш «общий дом» - планета Земля – посте- пенно саморазрушается. Во второй половине XX века человечество вынуждено было ввести в обиход новое по- нятие современной экологии - «экологический кризис». Очевидно, что это понятие общегло- бальное, касающееся каждого человека, живущего на Земле. Как же решать эти проблемы? В разных странах они решаются и по-разному и на раз - ном уровне. Но однозначно одно, необходимо внедрение экологических знаний в систему вос- питания, образования подрастающего поколения в любой стране. В нашей стране экологиче - ское образование разворачивается на двух уровнях это общее экологическое образование (на всех уровнях) и подготовка профессионалов. Остановимся на школьном экологическом воспитании и образовании. Уже с самого ран- него возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное от - ношение к окружающей среде. Он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением сре - ды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды оби - тания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том чис- ле экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потре- бительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как лич- ностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природоохран- ной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природополь - зование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных. Это не голословно. По совместительству я работаю в техникуме (СТЭМИ). Преподаю экологию на первом курсе. Это наши выпускники 9-х классов. На первом уроке экологии спра - шиваю: « У кого в школе был предмет экология? Из 20 человек максимум поднимут 3 челове- ка. На второй курс приходит 11 класс. Дисциплина «Экологические основы природопользова- ния», картина та же самая. Значит, нет минимума знаний, нет преемственности. Однако цель экологического воспитания и образования школьников поставлена - это формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. Из неё вытекает две «стратегические» задачи: 1. Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды. 2. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области. Решать эти задачи не просто. И для этого нужна определенная система внедрения эколо- гических знаний на каждом предмете, факультативе, спецкурсах, внеклассных мероприятиях. А кто будет направлять эту систему, ведь учителя предметники не экологи. Тем не менее, де -
лать это должен каждый учитель. Не хватает знаний, пожайлуста - Интернет, дополнительная литература... У нас в школе принята программа «Гражданское образование школьников». Так вот в рамках этой программы разработала спецкурс интегрированного курса «Социальная эко- логия». Предложила учителям включить в свои программы экологический материал из курса. Почему бы на физике в теме радиоактивность не дать материал о радиоактивном загрязнении, на истории не рассказать об экологических кризисах… Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы. Химизация пронизала все сферы жизни. Последствия её влияния на природу глобальны и это ставит вопрос о взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до созна - ния учащихся, а именно: - продукты жизни общества должны полностью утилизироваться; - размеры годового потребления возобновимых ресурсов не должны превышать его го- довой прирост; - не возобновимое сырьё должно использоваться экономно. Таковы научный и практический аспекты химического образования. В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие поня- тия как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Необхо- димо рассмотреть источники загрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем за - грязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии. Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы совре- менного производства. При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химиче- скому эксперименту. Все они должны быть экологически чистыми, что важно осознать школь - никам. Кабинет химии в школе уже не может рассматриваться как место учебы. Это "место действия", своеобразное "химическое производство", "выбрасывающее" вредные отходы, кото- рые необходимо правильно утилизировать. Только такой подход позволит сформировать эколо- гически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической чи - стоты" любого их действия. Содержание экологического воспитания и образования, требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается на уроке. Да и методы разнообразнее: конкур- сы, конференции, диспуты, вечера, круглые столы. Заключение. Использование природоохранного материала вместе с программным мате- риалом активизирует интерес к предмету, развивает потребность общения с природой, воспи - тывает ответственность в личном поведении и различных видах деятельности, формирует на- выки по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды. Тогда мы убе - дим учащихся в необходимости охраны окружающей среды. И вооружим их, хотя бы, необхо- димым минимумом знаний в этой области. Учителям химии предлагаю использовать в своей работе отборку экологического мате- риала в некоторых разделах химии с 8 по 11кл., включая экологический эксперимент.

Экологическое воспитание и образование в содержании некоторых разделов

химии.

VIII КЛАСС

Введение.
Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных техноло- гий.
Первоначальные химические понятия.
Вещества-загрязнители и их источники. Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менде-

леева.
Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе. Распростра- ненность химических элементов в приводе, содержание в живых организмах, степень проявле - ния токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы ра- диоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения. Демонстрационный опыт «Роль биогенных элементов в жизни растений»: 1) участие углекислого газа в процессе фотосинтеза растений (биогенный элемент угле - род) и угнетающее действие соединений свинца – ядов».
Кислород.
Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддер- жания чистоты воздуха в помещениях.
Водород.
Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гид - риды металлов – источники водородного топлива для автомобилей сегодня.
Кислоты. Соли.
Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма – одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, послед- ствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества при - родной среды. Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция и соляной кис- лоты)».
Вода. Основания. Растворы.
Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкну - тому циклу. Охрана природных вод. Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей». Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, про- зрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ.
Неорганиче- ские вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ – загрязнителей биосферы. Важ- нейшие природоохранные меры.
IX КЛАСС

Электролитическая диссоциация веществ.
Применение электролитов в промышлен- ности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о бу- ферных системах и их роли в самоочищении водоемов. .
Подгруппа кислорода.
Озон – сильнейший окислитель. Сера как элемент, входящий в состав веществ – загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязните- ли природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и серово- дорода. Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных дождей».
Подгруппа азота.
Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребле- ния продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицатель- ное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере,
их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота. Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с исполь- зованием растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах фрук- тах, продуктах питания».
Подгруппа

углерода.
Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих ве- ществ. Оксиды углерода – загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедея- тельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов. Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)». Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».
Общие свойства металлов.
Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимо- сти от их концентрации. Коррозия – фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продук - тов коррозии на обитателей водоемов. Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие расте- ний», «Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений».
Металлы I-Ш групп.
Кальций, магний – макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в орга - низмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицатель- ное действие алюминии на дыхательную систему рыб.
Железо.
Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.
Металлургия.
Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получе- ния стали прямым восстановлением железа из руды – путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.
X КЛАСС

Введение.
Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения.
Предельные углеводороды.
Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны – загрязнители окружающей среды.
Непредельные углеводороды.
Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загряз- нителей природной среды.
Ароматические углеводороды.
Влияние ядохимикатов на наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.
Природные источники углеводорода.
Загрязнение биосферы продуктами сгорания при- родного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы. Демонстрационный опыт: «Действие нефти на растения».
Кислородсодержащие органические соединения.
Токсичность спиртов. Этанол – соци- альный токсин. Метанол – топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.
Альдегиды.

Карбоновые

кислоты.
Токсичность альдегидов. CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды. Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную экосистему», «Способы очистки воды от CMC».
Жиры.
Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров.
Углеводы.
Целлюлозно-бумажная промышленность Красноярского края и проблемы за- грязнения воздуха, водоемов.
Азотсодержащие органические вещества.
Понятие о биотехно- логии. Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей среды. Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на белок», «Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок».

XI КЛАСС

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менде-

леева.
Химический состав организма как отражение химического состава окружающей чело - века среды. Изменение качества среды обитания – причина экологического кризиса на планете.
Неметаллы.
Примеры соединений неметаллов – основных загрязнителей биосферы.
Металлы.
Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «ме- таллизации» окружающей среды.
Литература: 1. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 г.", Москва, 1994 г. 2. Документы 4-й Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды: "Роль образования в решении проблем окружающей среды", Тбилиси, 1977 г. 3. Н.Ф. Реймере "Охрана природы и окружающей человека среды", Москва, "Просве- щение", 1992 г. 4. "Экологическое образование и воспитание учащихся средствами предмета химии", Киров, 1990 г. 5. П.Ф. Буцкус "Химия и охрана окружающей среды", "Химия в школе" № 6, 2005 г. 6. В.Н. Назаренко "Экологизация курса химии: от темы к теме", МГУ им. В.И. Ленина, "Химия в школе", № 3, 2006 г.


В раздел образования