Пояснительная записка
Экология - одна из важнейших проблем современного общества.
Создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем шаги к
познанию того, что находится вокруг нас, а коллективная работа в творческих делах
позволяет
понять,
зачем
нам
нужна
природа
и,
что
только
сообща
мы
можем
сохранить ее для будущего. С детства надо давать понимание ребёнку, что и он,
может оказать помощь в защите окружающей его природы, что и как он может
помочь, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты.
Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что
экология,
дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного
края, воспитывать у них любовь к растениям и животным.
Данный
проект
"Помоги
зимующим
птицам"
это
шаг
к
приобретению
обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию
практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного
отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных
особенностей. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной
команде, развивать творческие и технические способности.
Результатом проекта должно стать:
бережное отношение к природе;
самореализация детей;
умение работать сообща;
Цель :
Привлечение учащихся к проблеме охраны и бережного отношения к птицам.
Задачи:
- пробудить интерес не только детей, но и общественность к проблеме зимующих
птиц, чтобы стало традицией не только забота о пернатых на территории школы,
но и за её пределами;
- развить стремление к активной деятельности по охране окружающей среды;
- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира;
- способствовать развитию познавательных и творческих способностей;
-формирование системы знаний и представлений
о способах
приспособления
зимующих к изменениям погодных условий;
-обеспечить
в
ходе
занятий
усвоение
разновидности
птиц,
их
роль
в
природе,
развесить кормушки для зимующих птиц, раскрыть возможности каждого ребенка;
1
организовать
совместную,
познавательную,
творческую
деятельность,
развить
личностные качества ребёнка и бережное отношение к природе, к культуре труда.
Методы и приёмы :
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. экскурсии (библиотека, парк, район 38 школы);
4. классные часы, презентации
5. творческие работы (конкурс рисунков, изготовление кормушек, кормление,
оформление дневника наблюдений)
Проект проводился в несколько этапов:
Подготовительный часть.
- Документально-организационная работа.
- Оформление коридора начальной школы (Аллея «Скворечная»)
Практическая часть.
- Изготовление рисунков, листовок, плакатов;
- Изготовление кормушек;
- Выставка рисунков и листовок
- Выставка кормушек
- Сбор корма
Заключительная часть.
- Концертная программа;
- провели агитационную работу с общественностью;
- расклеивание листовок;
- развесили кормушки;
- подкормка птиц на территории школы;
- подкормка на территории парка «Парк Северный»
Мероприятия, проведённые, в рамках проекта:
1.
Размещение кормушек
Дата
Место
установки
кормушек
Количество кормушек и
материал изготовления
Кол-во
детей,
изготовивш
их кормшки
Фото
28.11.15
В
п а р к е
«Парк
Северный»
3 деревянных скворечника,
20 кормушек из ДСП и 16 из
пластиковых бутылок.
39 детей с
родителями
+
30.11.15
На
15 кормушек из пластиковых
19 детей с
+
2
территории
школы
бутылок и 3 кормушки из
ДСП и 1 скворечник.
родителями
09.01.1
6
На
территории
школы
6 орголитных кормушек
3детей с
родителями
+
План мероприятий по реализации проекта
«Помоги зимующим птицам»
Дата
Содержание
работы
Цель
Форма проведения
14.11.15г
Документально-
организационная
работа.
Выбор темы и
разработка
социального проекта;
составление плана
мероприятий по
реализации проекта
«Поможем зимующим
птицам».
Организационно-
техническая работа:
распределение
обязанностей.
Совещание учителей
начальных классов
16.11 15г.
Открытие акции
«Поможем
зимующим
птицам»
Ознакомить с
положением и
разработка плана
мероприятий.
Организационная
линейка
16.11.15г.
20.11.15г.
Неделя
сюжетного
рисунка и
листовок .
«Зимующие
птицы»,
Помоги
зимующей птице.
Дать представление
детям о зимующих
птицах в условиях
городской местности,
о приспособленности,
особенностях их
поведения и питания.
Развить стремление к
активной деятельности
по охране
окружающей среды.
Показ презентаций
по теме «Зимующие
птицы».
Викторина
«Угадай?»
Выставка рисунков и
листовок по темам:
«Зимующие птицы»,
«Помоги зимующим
птицам».
Подведение итогов
недели, награждение
участников.
16.11. 15г.
20.11.15г.
Неделя
«Мастерская
Лесовичка».
Изготовление
кормушек своими
Способствовать
развитию
познавательных и
творческих
способностей.
Презентация
«Лучший дом».
Выставка
разнообразных
кормушек.
3
руками с
помощью любого
подручного и
природного
материала.
Подведение итогов
недели, награждение
участников.
23.11. 15г.
27.11.15г.
Неделя
«Горсточка
крупы» (сбор
корма).
П р и в л е ч ь
в
совместную
деятельность
учащихся,
учителей,
родителей.
Организационная
линейка.
Сбор корма для птиц.
Подведение итогов
недели, награждение
участников.
28.11 15г.
Концертная
программа,
посвященная
акции
«Помоги
зимующим
птицам».
Праздничная
программа.
Способствовать
развитию
познавательных
и
творческих
способностей.
Призвать хабаровчан
принять участие в
заботе о зимующих
птицах.
Пригласить ДАЛЬ ТВ
ТНТ и рассказать о
проведении акции
«Помоги зимующим
птицам».
Награждение
победителей
конкурса
рисунков,
конкурса
«Мастерская
Лесовичка».
Агитационная работа
с населением.
С декабря
2015 г
по апрель
2016 г
Экскурсия в
«Парк
Северный».
Наблюдение за
пернатыми.
Ремонт
кормушек.
Способствовать
накоплению
наблюдений у детей о
зимующих птицах.
Развитие
наблюдательности в
естественной среде
пернатых в зимнее
время.
Раздача листовок с
призывами
«Берегите природу».
Сбор корма.
Кормление птиц.
Ремонт кормушек и
очистка от снега.
Ведение птичьего
дневника.
Фотографирование
птиц.
18.01
23.01.16 г
Неделя
естественных
наук.
Проведение в
школе конкурса
фотографий
«Жизнь птиц
зимой».
Социализация детей в
обществе.
Агитационная работа с
населением.
Проведение
старшеклассниками
викторин, конкурсов
рисунков и листовок
«Крылатые соседи».
4
Подкормка птиц
на территории
«парка Север-
ный» и на
территории
школы.
Продолжаем кормить
птиц иначе они
погибнут «Ты в ответе
за тех, кого
приручил!»
Наблюдение за
пернатыми. Ремонт
кормушек.
Ведение птичьего
дневника.
25.01
31.01.16 г
«Неделя
русского языка и
литературы» .
«Синичкин кален-
дарь».
Выход в
библиотеку.
Познакомить детей с
народным праздником
- днём Зиновия
Синичника, с
народными
приметами,
пословицами.
Чтение книг о
птицах.
Инсценирование
спектакля «Чей нос
лучше» (по
произведениям
В.Бианки)
Ремонт кормушек.
Подкормка птиц.
Наблюдение за
пернатыми.
Ведение птичьего
дневника
Февраль
Подведение
итогов.
Проанализировать
работу, подвести
итоги по реализации
акции «Помоги
зимующим птицам».
Продолжаем
подкармливать птиц.
Анализ работы по
реализации акции.
Подкормка птиц.
Наблюдение за
пернатыми. Ремонт
кормушек. Ведение
птичьего дневника
Март
Праздник «День
Птиц»
Обобщение работы по
реализации акции.
Презентация итогов
акции «Помоги
зимующим птицам».
Игровая программа
в парке «Парк
Северный».
Награждение
победителей.
5
Отчет
«Кормушки Лесовичка»
Цель: научить изготавливать кормушки для разных видов птиц.
Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить,
чтобы в кормушках постоянно был корм.
Дети познакомились с разновидностями зимующих птиц в Хабаровском крае, также
ознакомились с видами кормушек и их конструкции с помощью презентации, бесед,
классных часов и 15-минуток.
Ученики
вместе
с
родителями,
изготовили
для
зимующих
птиц
кормушки.
Установили их на территории школы № 38 и парка «Северный».
Учащиеся школы призывали всех жителей города присоединиться к реализации
программы по изготовлению кормушек и подкормке птиц зимой. Птицы оказывают
огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они истребляют множество вредных
насекомых. Значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду, во
время перелетов, а зимующие виды гибнут во время сильных морозов и снегопадов
из-за
нехватки
кормов.
Им
нужна
помощь
человека
и
наш
долг
-
им
помочь.
Подкормка птиц зимой может сократить их гибель. Всех этих птиц можно спасти,
подкармливая их. Привыкнув к нашему участку зимой, где мы их подкармливаем,
они останутся весной на гнездование
Мы кормушки смастерили и столовую открыли.
В гости в первый день недели воробьи к нам прилетели.
В разные кормушечки, зернышки насыпали,
Всех пернатых пригласили в «Птичью столовую».
Из наблюдений: кормушки лучше делать самые простые – из пластиковых бутылок,
с одним отверстием. Во-первых зерно сохраняется, снег не попадает и во-вторых
птицы с удовольствием прячутся от ветра. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы
не
стать
источником
болезни.
Птицы
возле
кормушек
появляются
с
рассветом,
поэтому корма надо засыпать с вечера или рано утром. Во время морозов и метелей
это нужно делать чаще.
Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек, птицы предвестники погоды,
если выходить к ним чаще с пищей, то они начинают тебе доверять.
6
Вручали памятки прохожим
Памятка
“Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5.
Помните,
что
основные
зимние
корма:
семечки
арбуза,
дыни,
тыквы,
пшеничные
отруби,
овсяные
хлопья,
пшено,
семена
подсолнечника
(не
жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого
хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
Чем нельзя кормить?
Птиц
нельзя
кормить:
ржаным
(черным)
хлебом,
мокрыми
продуктами
(превратятся в лед на морозе), жареными семечками, горох.
О кормушках.
Самое главное кормушка, должна быть прозрачной если она с одним отверстием,
либо открыта, тогда птицы в первый же день, не побоятся и слетятся, как домой.
Для каждого вида птиц есть свой домик. Надо учитывать размеры, чтобы кормушкой
могли воспользоваться не одна, а несколько птиц.
Очень много было сделано кормушек ребятами и их родителями . Кормушки разные
и из пластиковых бутылок расписанные, и с дозатором, и мини кормушки, кормушки
смешанные пластик + природный материал, «Кафе» кормушка, «Вигвам» кормушка.
Ну и конечно подумали и о весне изготовили и скворечники.
Вывод: все потрудились на славу, ни кто не остался в стороне, теперь самое
главное не забывать подсыпать корм зимующим птицам и они будут нас
радовать не только своим присутствием, но и пением, и конечно
гнездованием.
7
Отчет
«Сюжетные рисунки и листовки»
С 16.11.15 и по 20.11.15 прошла неделя «Сюжетных рисунков и листовок».
Принимала участие вся начальная школа. В начале недели я организовала линейку,
посвященную неделе «Сюжетных рисунков и листовок». На ней я рассказала о
требованиях к листовкам и рисункам. Ребятам было дано задание. Проводилась
агитационная
работа
в
виде
презентаций
и
бесед
на
тему
«Зимующие
птицы
Хабаровского края». За этот период ученики нашей школы нарисовали рисунки,
листовки и плакат. В конце недели была организованна общешкольная выставка,
после которой ни один ребёнок не остался равнодушным к проблеме зимующих
птиц в городе Хабаровске.
8
Отчет
«Горсточка крупы»
Цель: сбор корма для птиц, познакомить детей с видами птиц и пищевого рациона.
С 23.11.15 и по 27.11.15 прошла неделя «Горсточка крупы».
В ней принимали участие ученики начальных классов, ни один ребёнок не остался
равнодушным к проблеме зимующих птиц в городе Хабаровске.
Поэтому уже в
первые дни было собрано почти 20 кг разнообразного корма.
Не только ученики, родители, но и учителя пополняли специальную ёмкость для
сбора зерна. С каждым днём дети радовались, что корма становится всё больше и
больше. Все с нетерпением ждали, когда настанет день, чтобы
рассыпать по
кормушкам.
Дети заботливо относятся к птицам и каждый день наблюдают за их поведением.
Следят за тем, чтобы в кормушках был корм, чистят от снега и подправляют
кормушки. Школьники крошат корм, просушивают его и насыпают в кормушки.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что пополняя их в одном и том же месте, и в
одно и тоже время, пернатые
привыкают к постоянным местам кормежки и не
покидают их.
Одними из первых наши
кормушки
посетили воробьи. Сначала они с опаской
подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно перестали бояться и
стали залетать внутрь кормушек. Со временем в нашу «Птичью столовую» стали
посещать сороки, голуби и поползни.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а сороки по 2-3, иногда поодиночке.
В ветреные дни птиц очень мало, наверное, прилетают самые голодные…
За
время
наблюдений
кормушки
посетили
4
вида
птиц.
Это
воробьи,
голуби,
поползни и сороки. Мы убедились, что нашу «Птичью столовую» посещает более 20
голубей и более 50 воробьёв, а поползней не сосчитать, а это только начало зимы.
Они как муравьишки, за ними очень интересно наблюдать!
Вывод: если
не
допускать
пустых
кормушек,
то
птицы
всегда
будут
рядом
в
ожидании, и на нашу радость можно услышать их «разговоры» и пение.
В ходе недели было, собрано 60 кг различного корма. Было решено 25- литровую
бутыль отвезти в «Парк Северный» - 28.11.2015 года... А остальное рассыпать в
кормушки на территории школы. Но на этом мы не заканчиваем сбор корма, ведь
проект только начался.
Отчет
9
о
проведении
праздничного
концерта
2 8 . 1 1 . 2 0 1 5
г о д а
состоялся
концерт,
посвященный
проекту
« П ом о г и
зимующим
птицам»,
который начался 09.11.2015г. и закончится 16.03.2016 года.
На этот концерт была приглашена организатор – педагог эколога – биологического
центра
г.
Хабаровска
Курилина
Вероника
Павловна,
которая
рассказала
о
проведении орнитологического марафона «Птицам - нашу любовь и заботу». Она
поблагодарила
за
приглашение,
похвалила
участников,
зрителей,
за
то,
что
не
остались
равнодушными
к
зимующим
птицам,
приняли
активное
участие
в
изготовлении кормушек и
в сборе корма, рисунков, агитационных листовок с
призывами к населению о помощи зимующим птицам.
В концерте принимали
участие все классы
начальной школы. Каждый класс
приготовил своё личное представление , будь это песня, стих, танец. Была показана
презентация о периоде проведения подготовительного этапа. Участникам акции
«Помоги зимующим птицам», были вручены благодарности. Ни кто, не остался в
стороне.
Праздничный концерт превратился в яркое, запоминающееся событие и ни кого не
оставил
равнодушным:
ни
участников,
ни
зрителей.
После
концерта
все
организованно
учителя,
родители,
гости,
учащиеся
нашей
школы
выехали
на
экскурсию в парк « СЕВЕРНЫЙ» где развесили кормушки и посыпали корм.
10
Таблица дежурств - птичьих патрулей на
территории школы и
парка «Северный»
Ф.И патрулей
Совместно с
кл/рук
дата
Заметки, наблюдение.
Вид корма
Воробьёв Роберт
Рольгайзер
Камила
08.12.15
МБОУ СОШ№ 38. Дети
рассказывают о своих
наблюдениях: когда мы
подсыпаем корм, птицы
нас боятся, сразу улетают
на деревья. Это воробьи
их мало. Наблюдая за
ними ягоду мороженную
они неохотно едят на
землю скидывают, а хлеб-
любят. Большие кусочки
даже хватают и уносят
куда-то. Сегодня 5
воробьёв.
Пшено,
семена
подсолнуха, хлеб.
Ягоды
с м о р о д и н ы
и
винограда
(замороженные).
Исаков Денис
Аникина Диана
11.12.15
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
на блюд е ния х:
э то
н е
птицы, а «слоны», и куда
столько вмещается.
Руководитель:
«И
правда,
Х л е б ,
с у х а р и ,
пшено.
11
где столько взять корма»?
Обратилась за помощью к
школьному
повару.
Зима
д л и н н а я ,
е д я т
н а ш и
«Слоники»
хорошо!
Ася
Борисовна-повар
очень
добрая,
а
самое
главное
т о ж е
л ю б и т
п т и ц ,
особенно
наблюдать
за
ними и подкармливать. К
кормушкам
подлетают
воробьи,
меньше
–
3
поползня, 2голубя.
Клименко
Руслан
Карохина
Лилиана
13.12.15
МБОУ СОШ № 38:
н а
у л и ц е
у ж а с ,
ч т о
твориться, птичек мало, но
есть.
Некоторые сидят в
к о р м у ш к а х ,
е д я т,
а
возможно
прячутся
от
такого снегопада.
Птицы
любят
залетать
в
бутылочные
кормушки,
там
одно
отверстие
и
не
так задувает, как в других
к о р м у ш к а х ,
ж а л к о
в о р о б ь и ш е к
в
т а к у ю
погоду.
Х л е б ,
п ш е н о ,
семена
подсолнуха.
Подгорных
Саша
Ветчинкина
Альбина
14.12.15
Парк СЕВЕРНЫЙ.
Дети
рассказывают
о
с в о и х
н а б л ю д е н и я х :
холодно. Но здесь низина,
там,
где
мы
развесили
кормушки.
Поэтому
и
теплее. Птиц больше, чем
у
нас
в
школе.
Они
красивые,
разноцветные,
и
не
боятся,
как
наши
воробьи. Я видел, как из
коры
вытаскивают
что-то
беленькое
-
это
личинки.
Кормушки пустые… Люди
бросают
корм
на
дорогу.
Мы
почистили
кормушки
от снега, разложили хлеб.
Птицы любят его, им уже
Х л е б ,
с е м е н а
подсолнуха,
попробовали дать
кашу гречневую.
-Едят…
12
н а д о е л о
к р у п а .
К
кормушкам
подлетают
синицы,
поползни,
дятел.
Некоторые
ко рм у ш к и
перевесили,
чтобы
люди
д о ш л и
д о
н и х
и
н е
бросали корм на землю.
Коломеец Илья
Басова Марьяна
20.12.15
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях: птиц мало в
основном
воробьи,
очень
х о л о д н о ,
п р я ч у т с я ,
наверное,
но
кто-то
ведь
съедает наш хлеб?
Х л е б ,
с у х а р и ,
каша пшёнка.
Попова
Ангелина
Субанов Акмал
22.12.15
«Парк СЕВЕРНЫЙ»
Дети
рассказывают
о
с в о и х
н а б л ю д е н и я х :
хлебом
точно
здесь
не
балуют.
Ждут
нас
здесь
уже,
как
будто
считают
дни.
Но
мы
взяли
чуток
сало
и
семечки,
синицы
л ю б я т.
М н о г о
п т и ц .
Щебечут
очень
весело.
Народу много мы не одни
кормим,
бабушек
много.
Только не заходят далеко, а
на
тропинку
бросают.
В
наши кормушки даже сало
набросали.
Очень
много
синиц.
А не заходят потому, что
г л у б о к о ,
м ы
с а м и
провалились много снега.
Долго
не
пробудешь
так,
как
холодно.
Чуть,
чуть
дорожку
до
кормушек
проложили.
Х л е б ,
с е м е н а
подсолнуха.
Хамракулов
Жамшид
Чинова Дарья
25.12.15
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях: сегодня есть
воробышки.
Ждут
н а
кустарниках.
С
каждым
д н е м
и х
с т а н о в и т с я
больше. Позже подлетают
Пшено, хлеб.
13
г о л у б и .
К т о
з а
к е м
наблюдает – непонятно…
Коваленко Илья
Рубец Василина
29.12.15
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
с е год ня
прилетели
здоровенные
2
сороки,
ходят
важные,
наших
воробьёв
гоняют.
Птиц
стало
больше.
Уже
можно услышать, как они
п е р е го в а р и в а ю т с я ,
а
может,
и
поют
для
нас.
Холодно очень, мы долго
не
стояли,
з а м ё р з л и .
Накормили
и
побежали
домой.
Хлеб, сыр.
Скугар Юра
Авдеева
Кристина
31.12.15
МБОУ СОШ № 38
Дети
рассказывают
о
с в о и х
н а б л ю д е н и я х :
п р и л е т е л и
г о л у б и
и
воробьи.
Птиц
кормить
надо, несмотря на Новый
год. Они ждут корма!
Мне мама дала хлеба и
кашу
какую-то,
Кристина
не пришла, я один кормил.
Мама
сказала
покорми
и
домой. Погода холодная и
н е б о л ь ш о й
в е т е р о к .
Воробьи
насупились, им
холодно.
Я расчистил кормушки от
с н е г а ,
К р и с т и н а
подсыпала
корма
и
мы
побежали домой.
Х л е б ,
к а ш а
гречневая.
Кочетков Марк
Скулина Саша
05.01.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
надо
чаще
птиц кормить, и больше…
Сегодня прилетела стайка
воробьёв, набросились на
корм. Еще надо кормушки
сделать
места
мало
им.
Они дерутся. Друг у друга
Хлеб.
14
с клюва утаскивают хлеб.
Скулина Света
Завьялов Саша
07.01.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
8
голубей
г о н я ю т
в о р о б ь ё в ,
чувствуют себя хозяевами,
но воробьи их не боятся
потому, что их больше.
Хлеб, пшено.
Воробьёв Роберт
Рольгайзер
Камила
09.01.16
Парк
Северный:
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
синицы
к л ю в а с т ы е
т а к и е ,
постоянно
в
работе,
что-
н и б у д ь
и з
к о р ы
д а
в ы т а щ а т.
С т а й ко й
в
кормушки
не
залетают.
Ждут
друг
друга.
Очень
л ю б я т
с е м е н а
подсолнечника. Стучал по
дереву,
хотел
увидеть
дятла, не удалось.
Семена,
ягоды
смородины.
Клименко
Руслан
Карохина
Лилиана
13.01.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
птиц
мало,
воробьишки
только,
это
у ж е
с в о и !
С и д я т
нахохлившись, от мороза
спасаются.
Мы
ещё
не
успели хлеба положить в
кормушки,
а
они
уже
з а л е т а ю т,
в о т
к а к и е
голодные.
Хлебушек,
каша
гречневая.
Попова
Ангелина
Субанов Акмал
19.01.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях: несмотря на
морозы
к нам прилетела
стайка
воробьёв
и
3
г о л у б я .
В о р о б ь и
в
кормушках,
а
го л у б и
ходят
хлеб
собирают
на
снегу.
Хлеб
Хамракулов
Жамшид
Чинова Дарья
24.01.16
« П а р к
С Е В Е Р Н Ы Й » .
Сегодня
чуть
тепло
в
парке как всегда
много
с и н и ч е к ,
п о п о л з н е й .
Хлеб ,
с е м е н а ,
пшено, сало.
15
Горожане
не
забывают,
кормят
птиц.
Так,
что
листовки наши действуют.
Спасибо
горожанам!
Мы
ведь только по выходным
приезжаем,
но
зато
как
навезём им корма… Так и
стоит
песенный
гул
в о к р у г .
К р а с о т а !
З а с л у ш а е ш ь с я !
П т и ц
сосчитать не возможно т к
перелетают
с
места
на
место.
Коваленко Илья
Рубец Василина
25.01.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
го в о р я т :
м н о го
п т и ц
сегодня, тепло. Они берут
хлеб
и
летят
на
кроны
д е р е в ь е в .
В о р о б ь и
и
поползни.
Мы
за
ними
наблюдали из окна. Они
бегают по стволу вверх и
вниз с хлебом. Какие они
забавные!
Х л е б ,
п ш е н о ,
яйцо варёное.
Скугар Юра
Авдеева Кристя
28.01.16
МБОУ СОШ № 38
С
утра
очень
холодно,
ветрено,
наши
кормушки
ветром за ночь унесло. Мы
их нашли поодаль.
Птиц
ещё невидно,
неслышно.
Ну, что… За работу, пока
гости
не
налетели.
По
птицам
можно
прогноз
погоды
уст анавливать.
Нет птиц с утра, холодно
будет.
И
правда
холодно!
Есть птицы, и они поют,
будет тепло.
Хлеб, пшено.
Кочетков Марк
Скулина Саша
31.01.16
Парк СЕВЕРНЫЙ: Очень
морозно
и
ветер
ужасно
холодный. Спасибо людям
не
забывают
ко рм ит ь
птичек.
Не смот ря
н а
погоду – прилетело много
синиц.
И
пение
такое…
Что
не
вериться,
ч то
С а л о ,
с е м е н а
подсолнуха, хлеб,
пшено.
16
сейчас зима. Сало быстро
р а с ход и т с я .
С т р а н н о
птицы,
а
любят
сало?
Синицы хватают семечки,
любимое своё лакомство.
Скулина Света
Завьялов Саша
01.02.16
МБОУ СОШ № 38
Очень
холодно,
птичек
мало, но сидят маленькие
ждут.
Знают,
что
мягкий
х л е б у ш е к
в ы н о с и м .
П о э т о м у
с р а з у
и
п о д л е т а ю т ,
ч т о б ы
замерзнуть не успел. А мы
ещё
и
яйцо
накрошили.
Праздник живота у птиц.
Хлеб, сыр, яйцо
Воробьёв Роберт
Рольгайзер
Камила
04.02.16
МБОУ СОШ № 38
Сегодня тепло очень много
птиц -
стайки воробьёв,
голуби, сороки, поползни.
За ними очень интересно
н а б л юд а т ь
и з
о к н а .
Возьмут хлебушек, и
по
стволу
к кроне. Думают
их никто не видит, а нет
мы
всё
видим.
Сегодня
очень весело – поют…
Х л е б ,
с у х а р и ,
яйца.
Исаков Денис
Аникина Диана
07.02.16
«Парк СЕВЕРНЫЙ»:
Дети
рассказывают
о
своих
наблюдениях:
Шёл
снег.
Но
погода
была
тёплая.
В
парке
очень
красиво.
Много
людей.
К о р м у ш к и
п о л н ы е ,
сохранились
листовки
с
п р и з ы в о м
о
п о м о щ и
птицам.
Синиц
много.
О ч е нь
прия т но
б ы л и
у д и в л е н ы
п о л н ы м
кормушкам.
Люди
н е
т о л ь ко
ко рм я т,
н о
и
ф о т о г р а ф и р у ю т с я
с
н а ш и м и
р а с п и с н ы м и
кормушками.
Слышно
б ы л о
у д и в л е н и е
и
Х л е б ,
п ш е н о ,
семена
подсолнечника,
мороженный
виноград, калина.
17
во схищение
о
р а б от е
нашей
школы.
Нам
было
приятно.
Воробьёв Роберт
Рольгайзер
Камила
08.02.16
МБОУ СОШ № 38
Прошел
снег.
Засыпаны
к о р м у ш к и .
В а х т ё р
рассказывает, что к нашим
кормушкам
прибегают
полакомиться даже собаки.
Они
подпрыги-вают
и
лапами
сбивают
корм
на
землю.
Мы
рады,
что
не
только
птиц кормим, но и братьев
наших
меньших
-
собак.
Сегодня
мы
насчитали,
рядом с кормушками - 52
воробья,
6
голубей
и
2
сороки.
Хлеб, сыр, яйцо.
Исаков Денис
Аникина Диана
12.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают:
весенняя
п о г о д а .
М о р е
п т и ц .
Воробьи щебечут. Погода,
к а к
в е с н о й .
П т и ц ы
прилетают, голуби
ходят
по снегу, и не боятся нас.
Хлеб, сухари.
Клименко
Руслан
Карохина
Лилиана
15.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
р а с с ка з ы в а ют :
о ч е н ь
холодно, морозно, и ветер.
Птиц мало, это из-за ветра.
Сегодня были воробьи. Но
их
ма ло.
Р а с ч и с т и л и
кормушки, насыпали корм.
И
вдруг
…не
у с п е л и
отойти,
а
к
кормушкам
прилетели 3 воробья.
Хлеб, пшено.
Подгорных
Саша
Ветчинкина
Альбина
17.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают:
с
у т р а
очень холодно. Птицы ещё
спят.
Понаблюдаем
в
течение
дня.
Солнышко
п р о с н у л о с ь .
Д е н ь
д о л ь ш е …
П т и ц ы
прилетают с солнышком к
нам
на
завтрак.
Из
–за
Рассыпали пшено
около
килограм-
ма и хлеб сухой.
18
мороза их мало.
Коломеец Илья
Басова Марьяна
22.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают:
сегодня
очень холодно и морозно,
птиц
мало.
Насыпали
корм. Сразу налетают, не
боятся. Много прячутся от
ветра
в
кроне
деревьев
,некоторые туда же тащат
хлеб.
Там
наверное
им
теплее.
Свежий
мягкий
хлебушек.
Попова
Ангелина
Субанов Акмал
23.02.16
«Парк СЕВЕРНЫЙ»
Дети рассказывают: Акмал
не
приехал.
Мы
были
с
бабушкой. Очень холодно.
Ужасно холодно! Как они
выживают в такой мороз и
пронизывающий
ветер.
Хорошо, что сало взяли –
согреют ся.
Н а с ы п а л и
к ру п ы ,
н о
ко р м у ш к и
полные.
Люди
приходят,
подкармливают.
С а л о ,
к р у п а
пшенка.
Хамракулов
Жамшид
Чинова Дарья
24.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
р а с с ка з ы в а ют :
о ч е н ь
холодно. Птиц нет, ветер,
морозно,
птиц
п оч т и
невидно.
Понаблюдаем
в
течение дня. Несмотря на
солнышко,
птиц
мало.
Вот,
что
значит
холодно!
Пусть знают, мы о них не
забываем.
Свежий
мягкий
хлебушек,
сухари, пшено.
Коваленко Илья
Рубец Василина
26.02.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают:
наконец-то
потеплело.
Это
с р а зу
заметно…
Птичек
т ак
м н о г о
…
,
г л а з а
разбегаются.
Покормили
птиц.
Булочки, пшено.
Скугар Юра
Авдеева Кристя
28.02.16
«Парк СЕВЕРНЫЙ» Дети
рассказывают:
п о год а
с то ит
з а м е ч а т е л ь н а я .
П т и ц ы
с л е т е л и с ь
к
к о р м у ш к а м ,
л юд и
с
С а л о ,
с е м е н а
подсолнуха,
мороженная
ягода.
19
интересом
останавлива-
лись и наблюдали за ними.
Нам
понравилось
пение
п т и ц ,
ка к
буд то
о н и
рассказывали
о
приходе
весны.
Неужели
скоро
весна?
Покормили птиц.
Кочетков Марк
Скулина Саша
01.03.16
МБОУ СОШ № 38» Дети
рассказывают:
п о год а
тёплая,
с
крыш
капали
сосульки… Мы наблюдали
за воробьями и голубями
на
прогулке.
Они
как
у
с е бя
д ома .
Щ е б е ч у т,
п е р е го ва р и ва ют с я
н а
п т и ч ь и м
я з ы ке
и
н е
улетают.
Лишь,
когд а
п р о е з ж а ю т
т я ж ё л ы е
машины,
перелетают
с
кормушек на кустарники.
Семена
подсолнуха,
семена
растений,
хлеб.
Скулина Света
Завьялов Саша
03.03.16
МБОУ
СОШ
№
38
Дети
рассказывают:
на
улице
о ч е н ь
т е п л о ,
м ы
насчитали 77 воробьишек,
2
сороки,
17
голубей.
Когда
разложили
корм
подлетели воробьи и вдруг
о т к уд а
н и
в о з ь м и с ь
появились две сороки, они
с
криком
налетали
на
в о р о б ь е в
и
г о л у б е й
пытались
отогнать
от
к о р м а
н о
в о р о б ь и
разлетелись
в
разн ые
с т о р о н ы
к
к о р м у
подлетели
сороки.
Мы
стали
наблюдать
дальше,
не
смело
слетели
два
воробья
с
ветки
и
стали
подходить к кормушкам, а
сороки стали набегать на
этих
воробьёв.
Воробьи
конечно
улетели,
но
с
Семена
подсолнуха,
семена
растений,
хлеб.
20
д р у г о й
с т о р о н ы
к
кормушкам
п од л е т е л и
голуби.
Вывод:
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни - ты их приручил,
Ты за них в ответе!
За время акции учащиеся показали свой интерес и свою наблюдательность, но
конечно
были
самые
активные,
те
которые
несмотря
на
холод,
заботились,
подкармливали, привлекали своих родителей, в свободное время раздавали листовки
в трамваях с призывом « Помоги зимующим птицам». В целом оказалась нелегкой
проведенная
работа.
Но
мы
справились.
Теперь
то,
конечно
можно
оглянуться
потому, что всё заработало как часы. Главное в проекте – корм, и с этим у нас
проблем нет. Повару - Гасиленко Асе Борисовне, большое спасибо за остатки хлеба
в столовой. Огромное спасибо учителям и детям, которые не остались в стороне.
Наиболее
отличившиеся учащиеся отмечены благодарностью, с занесением в их
портфолио.
В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:
В нашем городе зимуют
приспособленные к выживанию в суровых погодных
условиях оседлые и кочующие птицы.
Еда согревает птицу.
Главное правило : не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром.
Если во время не пополнить кормушки, это может вызвать гибель привыкших к
подкормке
пернатых.
Привыкнув
к
местам
подкормки
птиц,
возможно,
они
останутся весной на гнездование.
В
начале
акции
была
организована
линейка,
оформили
аллею
«Скворечная»
развесили
фонарики
«Скворечники»
сделанные
руками
детей.
Подготовили,
провели классные часы с презентациями по теме «Помоги зимующим птицам, 15-
минутки, посетили районную библиотеку». Учащиеся с огромным удовольствием
рисовали,
расписывали
листовки.
Принимали
участие
в
оформлении
плаката.
Делились своими впечатлениями. Дети узнали много о жизни пернатых в городе, об
их
жилье
и
рационе.
Научились
изготавливать
не
только
кормушки,
но
и
скворечники. Правильно оформлять листовки, проводить агитационную работу с
населением. Было приятно принимать от людей слова благодарности.
21
В концерте принимали
участие все классы
начальной школы. Каждый класс
приготовил своё личное представление , будь это песня, стих, танец…
Была
показана презентация о периоде проведения подготовительного этапа. Участникам
акции «Помоги зимующим птицам», были вручены благодарности.
Ни кто,
не
остался в стороне. Праздничный концерт превратился в яркое, запоминающееся
событие и ни кого не оставил равнодушным: ни участников, ни зрителей. После
концерта
все
организованно
учителя,
родители,
гости,
учащиеся
нашей
школы
выехали
на
экскурсию
в
парк
«СЕВЕРНЫЙ»
.
Главное,
что
дети
не
уставая
продолжают заботиться и наблюдать за птицами.
За время проведения акции разработаны методические разработки.
Этот проект только раскрыл наши возможности.
Выезд в парк «Северный»
Подкормка птиц на территории МБОУ СОШ № 38
Я очень довольна, проделанной работой считаю,
что
у нас в этом году всё
получилось.
Цель реализована: привлекли внимание к проблеме охраны и бережного отношения
к птицам не только район школы и парка, но и общественность нашего города через
СМИ.
Задачи решены…
Но рано ещё руки опускать, ведь впереди весна. А мы знаем, что это самое голодное
время для птиц.
22
Конечно в парке «СЕВЕРНЫЙ», птиц прилетает больше и разные виды, но и на
территории нашей школы мы каждый день слышим пение птиц, вот так благодарят
они нас, не только своим присутствием, но и пением весенним.
Всем огромное спасибо!
Приложение 1
Сценарий концерта
«Помоги зимующим птицам»
Ведущий:
Здравствуйте ребята и гости нашей школы. Каждый год с наступлением зимы,
наша школа уделяет огромное внимание нашим братьям меньшим. В нашем крае
обитают разные виды птиц, которые приносят огромную пользу, как природе,
так и нам человечеству.
Но приходит время, когда нашим пернатым нужна помощь. И наш долг им
помочь. Ребята мы многое сделали за эти три недели, хорошо потрудились,
выпустили листовки, изготовили кормушек, но самое главное собрали массу
различного корма.
Ребята вот и подошел к концу подготовительный этап акции «Помоги зимующим
птицам», У нас с вами все готово для открытия акции и мы начинаем с
праздничного концерта!
Ведущий: « Открывает наш концерт учащиеся 1 «А» классов»
1 учащийся: «Бедный, бедный воробей»
Бедный, бедный воробей,
Да мальчишка злой
Он сидит и плачет,
Потому, что вора бей
Имя его значит.
Он совсем не виноват
Что немного вороват.
Эти дворники и кошки,
Не дают склевать ни крошки
Воробьишке
Ни одной!
Кто-то кормит голубей –
Не теряйся, воробей!
2 учащийся: «К нам в окно стучится птичка»
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
23
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.
Ведущий : ученики 4 «А» класса исполнят песню: «Осень милая шуршит»
Далее выступает ученица 4 «А» класса: Здравствуйте, здравствуйте!
Ведущий : А вы кто?
Ученица: Я, почтовый голубь. Я прилетела поздравить ребят, но прежде прочитаю
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Далее: поздравляем ребят
Ученица: Ребята у меня есть тоже для вас подарок «Танец птиц»
Ведущий: ученики1 «Б» прочитают стихи.
1 ученик: «Родился снегирь».
Родился снегирь
С красным брюшком.
Снег
24
Одарил снегиря
Кожушком.
Свиренку дала
Ветла,
А песня
Сама пришла.
2 ученик: «Лишь утро в саду настаёт».
Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
На ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.
Купается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Как будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком!
Ведущий ученики 2 «А» исполняют песню: «Тучи в небе кружатся»
1.Тучи в небе кружатся
Что ни шаг, то лужица,
Что ни шаг, что ни шаг
Что ни шаг, то лужица.
2. День осенний хмурится,
Листопад на улице,
Листопад, листопад,
Листопад на улице.
3. По дороге стелется
Желтая метелица,
Желтая, желтая,
Желтая метелица
Ведущий: продолжают читать стихи ученики 1 «Б» .
3 ученик: «Доктор дятел сел на сук».
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
— Вот что, дерево-рябина, —
Доктор Дятел говорит, —
Вы больны, у вас ангина,
Потому — и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!
25
Ведущий:
Ребята но, кроме городских птиц, есть и лесные и об одной вы сейчас
услышите.
Исполняют ученики 4 «Б» класса песню : « У дороги чибис»
У дороги чибис,
У дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы,
Ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда? "
Не кричи, крылатый,
не тревожься зря ты,
Не войдём мы в твой зелёный сад.
Видишь, мы, ребята,
мы - друзья пернатых
И твоих, твоих не тронем чибисят.
Небо голубое,
луг шумит травою,
Ты тропу любую выбирай.
Это - нам с тобою,
всем нам дорогое,
Это наш, родной, родной, любимый край.
И когда цветёт он,
и когда зовёт он,
Мы уходим в дальние пути.
По степным широтам,
через речку бродом
Всю страну, страну нам хочется пройти
Ведущий: Ребята
очень
насыщенно
прошла
неделя
«Мастерская
Лесничка»
-
изготовление
кормушек.
Где
вы
хорошо
постарались,
потрудились,
тем
самым
позаботились о наших пернатых. Пернатые и природа в целом вам очень благодарна.
Спасибо вам.
И мы вручаем благодарность (сладкий приз).
Ведущий : продолжаем наш концерт!
Учащиеся 1 «Б» класса продолжают читать стихи.
4 ученик «Несмотря»
Несмотря
На холод-стужу,
Воробей
Улёгся в лужу.
Он купается, дрожа, -
Превращается в моржа.
26
5 ученик «Белая голубка»
Белая голубка,
Голyбая юбка,
По воде ходила,
Юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
- Ах, ты, лyжа вредная!
А голубке говорит:
-Ах, ты, моя бедная!
Ведущий: не всегда люди относятся бережно к природе, а ведь
«небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море,
И земля без зверей — не земля,
Не земля,
Не земля».
Песню исполняют ученики 3 «Б» класса «Раненная птица»
Раненная птица ученики
Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море,
И земля без зверей — не земля,
Не земля,
Не земля.
Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно,
И должно быть сердце,
Сердце человечье.
27
Припев:
Люди-человеке,
Страны и народы,
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица.
Ведущий:
поздравляем
всех
с
открытием
«Помоги
зимующим
птицам»
всем
БОЛЬШОЕ СПАСИБО» и в заключении группа «Подсолнушки» исполнят для вас
частушки о наших пернатых.
Ох ты, скворушка - скворец…!
Молодой весны гонец.
Прилетай к нам, не робей,
Спой нам песенку скорей.
Сидит птица на суку
И поёт одну строку:
Чик - чирикни, на-на-на...
Приходи скорей, весна!
Средь серёжек и листов,
На берёзе стройной
Птицы вывели птенцов,
У вороны - тройня!
После завтрака в саду
Крошки все я соберу.
Жду я птичек у кормушки
От души всех накормлю!
Люди, надо птиц беречь,
Птицы – лучшие друзья.
Помогают лес стеречь
От вредителей всегда!
Через горы и моря
Птицы возвращаются
Мы скворечники не зря
28
Строить им стараемся!
29