ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Глазунова Татьяна Анатольевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: ГБОУ прогимназия №698 "Пансион" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Раздел: дошкольное образование
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Глазунова Татьяна Анатольевна
Инструктор по физической культуре
ГБОУ прогимназия №698 «Пансион»
Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной
ценностью.
Проведенный анализ состояния здоровья детей за последний годы показал, что
в детский сад приходят дошкольники в основном со II группой здоровья, имеющие
массу проблем в опорно-двигательном аппарате, аллергические реакции, хронические
заболевания и т.д.
Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых
лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них
бережное
отношение к своему собственному здоровью.
Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал:
«Взрослым, кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть,
они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы по машины, повыбивали бы
себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением
легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и
сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяним им, и они будут
беречься»
1
.
С 2000 года в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется
оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» В. С. Коваленко во
всех группах.
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и
формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням Здоровья,
которые проходят в последнюю пятницу каждого месяца.
Дни Здоровья в прогимназии «Пансион» - один из самых зрелищных массовых
мероприятий,
они
являются
своеобразной
формой
организации
физкультурно-
оздоровительной
деятельности
дошкольных
групп,
создают
условия
для
совершенствования
методов
педагогической
пропаганды
здорового
образа
жизни,
помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.
Этому способствует организованная совместная деятельность детей и родителей, их
1
Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.
творческое общение, обсуждение спортивной жизни группы, совместные праздники,
развлечения.
Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью,
способствуют
формированию
двигательного
опыта
детей,
укреплению
здоровья,
закаливанию организма.
Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно - игра. Во
время игры воспитанники имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.
В Дни Здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом
психофизических
возрастных
особенностей
детей
и
особенностей
климатических
условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности увеличено, а в
тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый
воздух. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий
для активного отдыха детей, в связи, с чем педагогический процесс строится таким
образом, чтобы дети проявляли себя максимально физически активными, и в то же
время приобретали определенные знания.
В планировании, организации и проведении Дня Здоровья принимают активное
участие
воспитатели,
родители,
медицинский
персонал,
руководитель
физического
воспитания и другие «узкие» специалисты ГБОУ прогимназии №698 «Пансион».
Предварительная
работа
включает
в
себя:
приглашения
на
спортивный
праздник, рекламу конкурса Дня здоровья между группами, анкеты, опросные листы,
подготовку листовок на темы: “советы от семьи”, “полезные советы”, “игры нашего
детства”, “любимые виды спорта” и др., стенгазеты “Как мы летом отдыхали и здоровье
укрепляли” и т.д.
Дни Здоровья имеют тематику:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
«Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
«Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
«Здоровое питание»;
«Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
«Нет» - вредным привычкам»;
«Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
«Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
«Мы за здоровый образ жизни»;
«Мы здоровью скажем, ДА!» и т.д.
Содержание Дня Здоровья, продумывается заранее педагогами и медицинским
персоналом и включает в себя разные виды деятельности.
Начинается День Здоровья утренним приёмом детей (например: игровой персонаж
ведёт его в форме интересного и занимательного взаимодействия).
Утренняя гимнастика связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме
(зарядка бодрости, эмоционально-стимулирующей гимнастика, аэробика, гимнастика
«Маленьких
волшебников»
с
элементами
массажа,
самомассажа
биологически
активных точек кожи и психогимнастики). На гимнастику приглашаются сказочные
персонажи, родители, работники детского сада. Режимные моменты (завтрак, обед,
умывание и т.д.) организуются с участием сказочных героев (беседы, загадки, потешки,
поговорки на темы гигиены, питания).
Программа Дня Здоровья включает разнообразные формы работы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:
-
сюжетно-ролевые игры;
-
подвижные игры и упражнения на воздухе;
-
уроки здоровья;
-
динамические и оздоровительные паузы;
-
спортивные праздники;
-
спортивные конкурсы и викторины;
-
забавы и развлечения со всеми специалистами;
-
физкультурные досуги;
-
решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
-
народные и спортивные игры;
-
упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
-
солнечные и воздушные ванны;
-
эстафеты и др.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом,
физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.
Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы чередуются с
малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию
детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Вторая половина Дня Здоровья предусматривает активное участие родителей в
совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах, викторинах,
оздоровительных часах, праздниках на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.
Организация Дней Здоровья в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» - одна из
составляющих
процесса
физического
воспитания
дошкольников,
и
является
универсальным средством решения многих важных педагогических задач, главная из
которых - растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными.