Напоминание

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ) ТЕМА УРОКА: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ ШВОВ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ


Автор: Сайфуллина Роза Миннуловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Стерлитамакский профессионально- технический колледж
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ) ТЕМА УРОКА: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ ШВОВ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ Стерлитамакский профессионально- технический колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ)

ТЕМА УРОКА: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ШВОВ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Разработала: преподаватель Сайфуллина Р.М.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3 1. Краткая характеристика урока……………………………………………….. 4 2. Ход урока……………………………………………………………………… 5 Заключение……………………………………………………………………….. 17 Список литературы……………………………………………………………… 18 Приложения……………………………………………………………………… 19 2

Введение
В современной дидактике все большое внимание уделяется разработке и внедрению в широкую педагогическую практику активных методов обучения. В отличие от традиционных методов, при которых преобладало заучивание готовых выводов и правил, применение активных методов требует развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. В результате процесс усвоения знаний, умений и навыков приобретает творческий характер, у обучающихся формируется способность самостоятельно усваивать новые знания. Целью данной методической разработки – показать методику преподавания предмета «Черчение», направленную на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала. Представленный материал помогает преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, в подборе дидактического раздаточного материала, а также знакомит с принципами, формами, методами и приемами организации учебного процесса. 3

1. Краткая характеристика урока

Тема программы:
соединение деталей машин.
Тема

урока:
изображение и чтение обозначений швов неразъемных соединений.
Аспекты урока:

образовательный:
восприятие, закрепление, совершенствование, применение и контроль знаний и умений учащихся; 
развивающий:
развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолеть трудности, развитие умений действовать самостоятельно; 
воспитательный:
воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям.
Тип урока
: комбинированный.
Вид урока:
смешанный (урок – беседа, киноурок, урок упражнений).
Формы

организации

познавательной

деятельности:
фронтальная и групповая.
Методы обучения:
 словесные (объяснения учителя, ответы учащихся);  наглядные (настенные планшеты, таблицы);  практические (работа со справочным материалом).
Педагогические технологии,
элементы которых применяются на уроке:  проблемного изучения;  уровневой дифференциации.
Межпредметные

связи:
производственное обучение; предметы «Оборудование, техника и технология сварочных работ», «Слесарные операции и подготовительно-сварочные работы», «Материаловедение».
Уровень

усвоения (

)
– воспроизведение и применение полученных знаний.
Материально-техническое обеспечение урока:
диапроектор, чертежи для упражнений; настенные планшеты; сводные таблицы; плакаты.
Место проведения:
кабинет черчения.
Структура урока:

1.
Организация начала урока 2 мин
2.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала 5 мин
3.
Изучение нового материала 15 мин
4.
Упражнения на усвоение материала 10 мин
5.
Обобщение и систематизация знаний и умений (игра – эстафеты) 5 мин
6.
Закрепление материала 5 мин
7.
Подведение итогов урока 2 мин
8.
Задание на дом 1 мин 4

2. Ход урока
1. Организационный момент Построение группы, приветствие и отметка отсутствующих в журнале. 2. Мотивация Готовясь к уроку, мне попались такие строчки: Что значит сварщиком быть! Нужно ль объяснять, В чем прелесть нашей лучшей из профессий? Чтоб все достоинства назвать, Словарного запаса нам не хватит! Ты - сварщик! Значит, ты в одном лице Поэт, художник, и философ, и мечтатель, Ты - физик, химик, скульптор и творец Различных швов, соединений. Своим искусством улучшаешь мир И украшаешь прозу жизни нашей Пусть будет труд твой нужен людям! Мне вам хочется пожелать, чтобы вы гордились своей профессией и стремились овладеть ею так, чтобы вам в дальнейшем не было стыдно за свой труд. Потом знакомлю ребят с планом урока. Сначала мы вместе восхитимся вашей наблюдательностью в чтении чертежей. Потом попробуем ответить на вопрос: Как изображаются и читаются обозначения швов неразъемных соединений. Вытащим из тайников памяти кое-что ценное: сварные соединения. Затем потренируем мозги - выполним ряд упражнений на усвоение материала урока, последовательно заполняя рабочий лист (табл. 1). Таблица 1 Рабочий лист Ф.И. учащихся Чтение чертежа Повторение материала Работа на уроке Упражнения Игра-эстафета Закрепление материала Оценка за урок 1. 2. 3. … 5
Итак: мы начинаем. 3. Вывешиваю чертеж. Предлагаю учащимся рассмотреть и обнаружить недочеты в его оформлении. При этом учитываю активность учащихся (рис. 1). Молодцы! Потрудились на славу. Рис. 1. Ответ учащегося на поставленный вопрос 4. Переходим к теме урока. Будьте внимательны. Но сначала давайте определим:  Какое соединение называется неразъемным? (Такое соединение, которое может быть разобрано лишь путем разрушения);  Какие виды неразъемных соединений вы знаете? (сварные, клепаные, паяные, клеевые, сшитые). Теперь смотрим диафильм «Чертежи неразъемных соединений». Вопросы:  С какими из неразъемных соединений мы с вами знакомы? (Со сварными соединениями);  Что называется сварным соединением?  Какие типы сварных соединений относятся к числу основных?  Какая сторона шва называется лицевой? (Та сторона шва, с которой выполняют сварку);  Как на чертеже изображают швы сварных соединений? Давайте вспомним с уроков спецтехнологии:  Из каких элементов состоит структура обозначения сварного шва? Предлагаю учащимся с помощью магнитов расположить в определенной последовательности основные элементы структуры по схеме, представленной на рис. 2. 6
Рис. 2. Структура обозначения сварного шва  А кто может рассказать, как на чертежах изображаются и обозначаются заклепочные швы? Слушаем ответы учащихся. Итак, просмотрев предложенный диафильм, повторив сварные соединения и прослушав ответ про обозначения заклепочных швов, делаем вывод: 1) неразъемные соединения нашли широкое применение во многих отраслях народного хозяйства; 2) на чертежах швы неразъемных соединений изображаются условно (показать на плакате, представленном на рис. 3). 7
Рис. 3. Плакат «Условные обозначения швов неразъемных соединений» 5. Предлагаю учащимся выполнить разноуровневые задания на усвоение материала урока. На рис. 4 – 7 представлены варианты заданий  уровня, а на рис. 8 –  уровня. Для выполнения заданий на рис. 6 – 7 необходимо воспользоваться материалами приложений 1 – 6. 6. С целью обобщения и систематизации знаний предлагаю игру – эстафету. Необходимо заполнить таблицу по материалу урока. Каждому ряду выдается конверт с карточками ответов. Нужно разложить карточки в соответствующие карманы. При выставлении оценки учитывается быстрота и правильность выполнения задания. На рис. 9 представлен планшет с карманами, а на рис. 10 – эталон правильного ответа. 8
Рис. 4. Образцы карточек с тестами 9
Рис. 5. Образцы карточек с тестами 10
Рис. 6. Образцы карточек для выполнения заданий 11
Рис. 7. Образцы карточек для выполнения заданий 12
Рис. 8. Образцы карточек для выполнения заданий 13
Рис. 9. Планшет с карманами 14
Рис. 10. Эталон правильного ответа 15
7. И в завершении – прочитать чертеж на закрепление материала (рис. 11): 1) Как называется изделие? 2) Какие виды сварных соединений получены при изготовлении данного изделия? 3) Расшифруйте условные обозначения сварных швов. При этом отмечаю активность учащихся и заполняю рабочий лист. Рис. 11. Закрепление материала 8. Подведение итогов урока. Всем большое спасибо за активное участие. Хотелось бы отметить работу учащихся, получивших самый высокий балл по рабочему листу. Надеюсь на интересную встречу на следующем уроке. 9. Домашнее задание Составить самую оригинальную шпаргалку по изображению и обозначению швов неразъемных соединений. 16

Заключение
Разработанный методический материал направлен на достижение моей основной цели педагогической деятельности. Она заключается в создании в ходе учебного процесса таких условий работы, при которых учеба для учащихся становилась бы потребностью. Высокое качество обучения можно получить только при условии правильно организованного и достаточно обеспеченного необходимыми учебно-наглядными пособиями учебного кабинета, где с большой эффективностью можно проводить не только уроки теоретического обучения, но и внеклассные мероприятия. 17

Список литературы
1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования. – М.: Академия, 2002. 2. Бродский А.М. Черчение: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 3. Маслов В.И. Сварочные работы. – М.: Академия, 2002. 4. Новичихина Л.И. Справочник по техническому черчению. – Мн.: Книжный дом, 2005. 5. Сварка и резка материалов./Под ред. Ю.В.Казакова. – М.:Академия, 2004. 6. Чумаченко Г.В. Техническое черчение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 7. Чернышов Г.Г. Сварочное дело: сварка и резка металлов: Учебник для нач. проф. образования. М.: ИРПО, ПроОбрИздат, 2002. 18

Приложение 1

СТАНДАРТЫ НА ВИДЫ СВАРКИ

ГОСТ

Вид сварки и его способы
5264-80 Ручная дуговая сварка 8713-79 Сварка под флюсом (АФ, АФф, АФм, АФо, АФп, АФШ, АФк, ПФ.ПФо, ПФш, ПФк.) 11533-75 Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом (А. Ас, Апш, П, Пс, Ппш.) 11534-75 Ручная дуговая сварка 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе (ИН, ИНп, ИП, УП.) 14776-79 Дуговая сварка (Ф, УП, УПм, УПмс, УН, ИП, ИН, ПП, ППп, ППс, ИПс.) 14806-80 Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов в инертных газах (РИНп, АИНп, АИНп-3, АИП, ПИП.) 15164-78 Электрошлаковая сварка (ШЭ, ШМ, ШП.) 15878-79 Контактная сварка (Кт, Кр, КШ) 16037-80 Соединения сварных стальных трубопроводов (ЗП, ЗН, Р, Ф, Г) 16038-80 Сварка дуговая. Соединение сварных трубопроводов из меди и медно - никелевого сплава (ЗП, ЗН, Р) 16098-80 Соединения сварные из двуслойной коррозийной стали (Р, АФ, АФф, 3, Ш) 16310-80 Соединения сварные из полиэтилена, полипропилена и винилпласта (Г, Э) 19

Приложение 2

ОБОЗНАЧЕНИЕ СПОСОБОВ СВАРКИ

Обозначение

Способ сварки
А Автоматическая дуговая. Ас Автоматическая на стальной подкладке Апш Автоматическая с предварительным наложением подварочного шва АИНп Автоматическая неплавящимся электродом с присадочным металлом АИП Автоматическая плавящимся электродом АИНп-3 Автоматическая неплавящимся электродом с присадочным трехфазная АФ Автоматическая под флюсом на весу АФф Автоматическая на флюсовой подкладке АФм Автоматическая на флюсомедной подкладке АФо Автоматическая на остающейся подкладке Афп Автоматическая на медном ползуне АФш Автоматическая с предварительным наложением подварочного шва АФк Автоматическая с предварительной подкладкой корня шва Ф Под флюсом П Полуавтоматическая под флюсом ПФ Полуавтоматическая на весу ПФо Полуавтоматическая на остающейся подкладке ПФш Полуавтоматическая с предварительным наложением подварочного шва ПФк Полуавтоматическая с предварительной подваркой корня шва ПИП Полуавтоматическая плавящимся электродом Пс Полуавтоматическая под флюсом на стальной подкладке Ппш Полуавтоматическая под флюсом с предварительным наложением подварочного шва ПП Плавящимся покрытым электродом с принудительным несквозным проплавлением и формованием ППс Плавящимся покрытым электродом с принудительным сквозным проплавлением и формованием Р Ручная 3 В защитных газах Ш Электрошлаковая 20

Обозначение

Способ сварки
Г Нагретым газом с присадочным прутком Э Экструзионная ЗП В защитных газах плавящимся электродом ЗН В защитных газах неплавящимся электродом РИНп Ручная неплавящимся электродом с присадочным металлом УП В углекислом газе плавящимся электродом УПм В углекислом газе плавящимся углеродом с наложением продольного магнитного поля УПмс В углекислом газе плавящимся электродом с наложением магнитного поля, со сквозным проплавлением и формированием УН В углекислом газе неплавящимся электродом ИП В инертных газах плавящимся электродом
Приложение 3

ЗАКЛЕПКИ НОРМАЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ

Номинальный

диаметр

стержня

по ГОСТ

10299-80

по

ГОСТ

10300-80

по ГОСТ 10301-80

по

ГОСТ

10303-80

d

D

H

R

D

H

D

H

h

R

D

H

2
3,5 1,2 1,9 3,9 1 6 1,2 0,5 9,1 120  3,8 1
2.5
4,4 1,5 2,4 4,5 1,1 7 1,4 0,7 9,3 4,8 1,2
3
5,3 1,8 2,9 5,2 1,2 8 1,6 0,8 10,4 5,5 1,6
3.5
6,3 2,1 3,4 6,1 1,4 9,5 1,8 0,9 10,8 6,5 1,8
4
7,1 2,4 3,8 7,0 1,6 10,4 2 1,0 13 7,5 2
5
8,8 3 4,7 8,8 2 11 2,5 1,3 14,3 9,5 2,5
6
11 3,6 6 10,3 2,4 11 3 1,5 16,9 90  11 3
8
14 4,8 7,5 13,9 3,2 15 4 2 15,1 14 4
10
16 6 8,3 17 4,8 17 4,8 2,5 15,7 16 5 21

Приложение 4

УСЛОВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ

КЛЕПКОЙ

Вид соединения

Изображения

Условные изображения

в сечении

на виде
Заклепкой с полукруглой, плоской, скругленной головкой и с полукруглой, плоской, скругленной замыкающей головкой Заклепкой с потайной головкой и с полукруглой, плоской, скругленной замыкающей головкой Заклепкой с потайной головкой и с потайной замыкающей головкой Заклепкой с полупотайной головкой и с потайной замыкающей головкой 22

Приложение 5

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЕПОК

Параллельное расположение

заклепок

Шахматное расположение

заклепок

Приложение 6

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Условное обозначение

группы

Марка

Вид материала
00 Ст 2 01 10, 10 кп Углеродистые стали 02 Ст 3 03 15, 15 кп 10 09Г2 Легированная сталь 21 12Х18Н9Т Нержавеющая сталь 32 Л63 Латунь 33 Л63 38 М3 Медь МТ 31 АМг 5П Алюминиевые сплавы 35 Д18 37 АД1 23
В работе представлен развернутый план проведения урока по черчению. Учебный материал разработки позволяет глубже изучить конструктивные элементы основных типов швов сварных соединений, классификацию швов, их условное изображение и обозначение на чертежах. Работа составлена с учетом требований образовательных стандартов и новых ГОСТов, входящих в Единую систему конструкторской документации (ЕСКД). 24


В раздел образования