Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему "Всем знакома Чародейка Матушка – Зима"
Автор: Тульская Людмила Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Глинновская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области" Населённый пункт: Белгородская Наименование материала: конспект Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему "Всем знакома Чародейка Матушка – Зима" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней
группена тему «Всем знакома Чародейка Матушка – Зима»
Цель - закрепить знания детей о времени года – зима, о зимних играх, о жизни животных зимой в
лесу. Расширить знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт снег, снег
лежит на крышах, дорогах, деревьях.) и зимних забавах. Уточнить знания о свойстве снега
(состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий.) Активизировать словарь по теме, обогащать
словарь
детей
за
счёт
новых
слов,
учить
подбирать
слова-признаки,
развивать
навыки
диалогической речи.
Задачи : образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего
периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления; учить
связной
речи,
употреблению
сложноподчиненных
предложений.
Развивать
речь,
внимание.
Воспитывать
умение
слушать
друг
друга.
Обучающие: учить
детей
составлять короткие
описательные рассказы, пополнить словарный запас-подбирать слова обозначающие действие
(глаголы). Расширить знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт снег,
снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.) и зимних забавах. Уточнить знания о свойстве снега
(состоит
из
снежинок,
холодный,
пушистый,
мягкий.).Развивать
логическое
мышление,
воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать
на вопросы, дополнять. Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к
его познанию, желание заботиться о природе.
Материал: костюм Деда Мороза; фонограмма П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы».
Картина А.С. Степанова «Зимний пейзаж»; модель снежинки; картина «Зимние забавы»; плакат с
изображением
диких
животных,
костюмы
медведя,
ежика,
белки,
зайца,
волка,
лисы,
мнемотаблица «зима». СД с записью воя вьюги и шума ветра. Магнитофон, карандаши, листы с
недорисованными снеговиками.
Предварительная работа: экскурсии
и наблюдения
в
природе, пение
песен про зиму. Д/и
«времена года» «Когда это бывает?» «Кто в домике живет? Рассматривание иллюстрации и
картины на зимнюю тему. Наблюдение за снегопадом на прогулке, рассматривание снежинок
пойманных
на
варежку,
лепка
снеговиков. Чтение
рассказов
и
стихотворений
о
зиме;
рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних
стихов, загадок. Беседа о приметах
зимнего
периода;
о
жизни
растений,
диких
животных
и
птиц
в
зимний
период;
о
видах
развлечений зимой. Беседа о правилах в зимний период; заучивание драматизации «Звери зимой»;
ТРИЗ (работа с моделями и схемами).
Индивидуальная
работа:
с
Аленой
С.,
Колей
У.–
учить
составлять
рассказ,
опираясь
на
схематический рисунок.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Организационный момент:
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» входит Дед Мороз с
мешком.
Дед Мороз: Здравствуйте гости, здравствуйте дети.
Пришёл я к вам с загадкой. Отгадаете ли вы ее?
Дед Мороз загадывает загадку о зиме.
Дел у меня не мало:
Я белым одеялом всю землю укрываю
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
Дети: Зима.
Дед Мороз : Правильно, это Зимушка – Зима. Я обхожу леса, поля, просторы, города и
села. Смотрю: везде ли порядок?
II. Основная часть.
Воспитатель: Воспитатель
(обращает
внимание
детей
на
пейзажную
картину
А.С.Степанова «Зимний пейзаж»): Ребята, расскажите дедушке Морозу, на самом ли деле
к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?
Примерные рассказы детей:
Зимой
все
ниже
солнце
движется
над
землей;
оно
светит,
но
не
греет.
Небо
часто
покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду
бывает
поземка,
метели,
вьюга,
бураны.
Воздух
становится
холодным.
Реки
и
озера
покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.
При затруднениях - беседа по наводящим вопросам. Д/И " Доскажи предложение"
Погода зимой (какая). (Холодная)
Небо зимой (какое). (Серое)
Ветер зимой (какой). (Холодный, сильный)
Деревья зимой (какие). (Голые, без листочков)
Реки зимой (что делают). (Замерзают, покрываются льдом)
Снег зимой (что делает). (Идёт, падает, кружится, летает)
Молодцы, какие красивые предложения получились.
Вспомните, из чего состоит снег? (из снежинок)
Дед Мороз,: какие молодцы все приметы Матушки-Зимы правильно назвали.
Дед Мороз Дети, у меня в мешке все времена года перепутались. Помогите найти в
моем мешке зиму.
Работа с дидактическим материалом. Д/И «Четыре сезона»
Дед Мороз: молодцы. Хорошо справились с моим заданием.
Дед Мороз : Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. Что это?
Дети: снег.
Воспитатель : дети посмотрите, на какой этих тарелок находится снег.
Исследование: снег, мука, сахар, соль.
Воспитатель : дети, как
вы определили, что
это
снег? Возьмите
его
в
руки и
расскажите, какой снег?
Дети: Снег белый, холодный, пушистый. На солнце серебристый.
Воспитатель:
-Во что превратился снег у вас на ладошке? (в капельку).
-Почему? (потому что ладошка теплая).
Дети вытирают салфетками руки.
Снег можно брать в рот? (нет) Почему? (ответ детей).
Дети снег состоит из чего? (из снежинок). Воспитатель показывает снежинку.
-Какая снежинка по цвету? (Белая)
Посмотрите, на снежинке рисунок, узор. Значит снежинка узорчатая. Повторите, какая
снежинка? Узорчатая.
Что ещё можно сказать о снежинке, какая она? Красивая, на что похожа? (на звёздочку.)
- А что умеют делать снежинки?
-Снежинка умеют летать, кружиться, падать, таять.
Снежинки летят и разговаривают друг с другом.
Поэт
В. Боков подслушал разговор
снежинок и написал очень красивое стихотворение о снежинке.
Ребенок читает отрывок стихотворения.
Снежинка пела - Я летаю!
Потом сажусь на чей-то лоб
Придёт весна и я растаю,
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Снежинка»
Дед Мороз и дети играют.
Пальчиковая гимнастика" Снежинка"
Маленькая снежинка села на ладошку.
(дети показывают снежинку)
Я её поймаю, посиди немножко.
(накрывают ладошкой)
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики)
Отпускаю полетать. (Дуют на снежинку)
Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.
Воспитатель: Много снега насыпало кругом, Снег лежит на дорожке. Где ещё лежит снег?
(на скамейке, на крыше домов, на дереве, на елке). А снег всё падает и падает. Как
называется это явление.
Это снегопад. Повторите – Снегопад
Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям.
Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз
мало снега – растения могут погибнуть.
Включить детям СД с записью воя вьюги и шума ветра.
Воспитатель:
ребята что
это, что вы слышите? (Шум ветра, вой вьюги). Ой, как
страшно!
В ветреную погоду дует сильный ветер, он поднимает с земли снег, переносит снег с
одного места на другое, не даёт ему опуститься на землю - это метель. Повторим хором
"Метель" (картинка с метелью) Ветер несёт снег, завывает - это вьюга.
Воспитатель: Ветер несет снег, не дает ему опуститься на землю. Как называется
такое природное явление? (вьюга) Как воет вьюга? У-У-У-У (дети повторяют)
Воспитатель: в народе говорят: настоящей русской зимы без метелей не бывает. «Зима
удалась на славу, с вьюгами и метелями – хорошая зима, значит и лето будет хорошее».
Дед Мороз: А знаете ли вы стихи о красоте Зимы?
Дети: да
Дети рассказывают стихи о зиме.
Дед Мороз : Нешуточный мороз в лесу лютует.
А как же звери там зимуют?
Воспитатель: А вот и те самые лесные звери (костюмированная драматизация детей):
Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.
Ежик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю, как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Белка: Я, Белочка, к зиме старалась:
Меняла шубку, запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтобы зимой тепло мне было.
Зайка : К зиме я, Зайчик, полинял,
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть белым не могу,
Меня заметят на снегу.
Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать –
Рыщу, охочусь, не устану.
Зимой мне трудно пищу добывать.
Лиса: Я хитрая Лиса-плутовка.
Мой мех пушист, красив и тепл.
Чтоб поживиться в зимний холод –
Брожу по лесу, мимо сел.
Дед Мороз : Хорошо у вас зимой, везде Зимушка постаралась, похозяйничала. Ребята, что-
то вы мне не рассказали, как у вас дела с зимними забавами и развлечениями?
Вопросы – ответы (используя картину с изображением зимних игр).
- Во что можно играть зимой? (в снежки)
- На чем можно кататься? (на лыжах, коньках, санках)
- Где можно кататься на лыжах (на горке, в лесу)
- Где можно кататься на коньках? (на катке)
- Где можно кататься на санках? (на горке)
- Можно кататься на санках с горки, которая находится у дороги? (нельзя, может сбить
машина)
- Можно играть в снежки на проезжий части дороги? (нельзя, можешь под машиной
остаться)
- Можно бросать снежки в проходящий транспорт? Почему? (нельзя, может авария
случится)
Дед Мороз . А сейчас давайте поиграем в снежки.
Физминутка. Игра в снежки под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима».
(после
игры
собирают
снежки
в
коробку,
воспитатель
предлагает
после
занятия
продолжить играть в снежки на улице)
Дед
Мороз . А что вы любите лепить из снега? (Ответы детей). Показ картинки
-
снеговик.
- Из какой геометрической фигуры состоит снеговик? (круг)
- Сколько кругов у снеговика? (3)
-дети, а круги у снеговика одинаковые?
-нет. Большой, средний и маленький.
-молодцы дети правильно.
А сейчас подойдем вместе с Дедом Морозом к столу и посмотрим, что не хватает
нашим снеговикам.
- Чего нет у твоего снеговика? спрашивает у каждого ребенка.
(нет рук, носа, рта, глаз) –
-А нарисовал снеговику что? (руки, нос, рот, глаза). Спрашивает каждого ребенка.
-Какие вы молодцы ребята. Так хорошо справились с заданием. (Говорит Дед Мороз)
Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Ребята, а знаете ли
вы правила, которые необходимо соблюдать в зимнее время и взрослым и детям?
Дети перечисляют правила:
зимой на улице не расстегивай одежду;
не снимай шапку;
не ешь снег;
не бери в рот сосульки;
не садись на снег и лед;
будь внимателен на льду (если лед тонкий – не иди на речку и пруд).
Воспитатель: Дед Мороз, наши дети вмести с родителями нарисовали рисунки и
сделали поделки на тему «Зима». Дети хотят рассказать о своем творчестве. Рассказ
детей.
А сейчас Денис расскажет нам стихотворение В. Ф. Бокова.
Все тропинки летние, снегом замело,
А сказать конкретнее - Всё кругом бело.
Белый снег покоится, на ветвях лежит
Мы не будем ссориться, будем дружно жить.
III. Заключительная часть
Дед Мороз:
Ребята!. Мне очень понравилось, как вы рассказывали о зиме, и дружно
играли в снежки. Оказывается зима - это любимое время года, его любят и взрослые, и
дети. Значит, все в порядке. Значит, я спокоен. А вам на память о нашей встрече я дарю
Снежинки с моим ликом и конфеты за хорошие ответы.А мне пора в путь к другим
детям. Да вот беда мешок та пуст. Раздарил подарки все. Может, что-то придумаете?
Воспитатель: давайте подарим наших снеговиков.
Дед Мороз . До свидания. До новых встреч на Новогоднем празднике.
Дети: До свидания.
Что уже пора прощаться.
Воспитатель: Снова за руки возьмемся,
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», ФЭМП,
«Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение худ. литературы