Автор: Капустина Екатерина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря" Населённый пункт: город Анадырь, ЧАО Наименование материала: рабочая программа Тема: "Занимательная математика" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ № 1 г. Анадыря»
_________О. А. Британова
«15» сентября 2016 года
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 1-4 классов
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 34
Программу составила
Капустина Екатерина Владимировна
(учитель начальных классов)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей начальных
классов протокол № _____,
от «13» сентября 2016 года
руководитель МО_____ /И.В.Наумова/
СОГЛАСОВАННО
заместитель директора
по УВР
«15» сентября 2016 года
_______ /Н.В.Серегина/
Анадырь,
2016-2017 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации
ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее –
программа)
составлена
на
основе
авторской
программы
внеурочной
деятельности
под
редакцией
Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /
под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусмат-
ривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математиче -
ским
содержанием,
сколько
новизной
и
необычностью
математической
ситуации,
что
способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятель -
ность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразитель -
ности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способно стей учащихся, для фор-
мирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова-
нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих си-
лах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интере-
са к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, ко -
торыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и
поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не ме-
шает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема тические
игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного за-
нятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за -
нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к
другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно
использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по
классу,
работу
в
группах
и
в
парах
постоянного
и
сменного
состава.
Некоторые
ма -
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между ко -
мандами.
Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы :
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учрежде-
нии в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в
год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует
курсу
«Математика»
и
не
требует
от
учащихся
дополнительных
матема-
тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы де-
тей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математи-
ческие факты, способные дать простор воображению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в
интересе
к
ее
природе,
культуре,
истории
и
желании
участвовать
в
ее
делах
и
событиях;
осознание
и
принятие
базовых
общечеловеческих
ценностей,
сформированность
нравственных
представлений
и
этических
чувств;
культура
поведения
и
взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность
регулировать
собственную
деятельность,
направленную
на
познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном
явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать
наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:
пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое
и вариативное мышление;
владение
базовым
понятийным
аппаратом
(доступным
для
осознания
младшим
школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-
научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события
культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой
.
СОДЕРЖАНИЕ
№
Темы
Содержание
Формы орга-
низации
Виды дея-
тельности
1.
Числа.
Арифме-
тические
д ей-
ствия.
Величи-
ны.
Названия и последовательность чи-
сел от 1 до 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших куби-
ков. Числа от 1 до 100. Решение и
составление
ребусов,
содержащих
числа. Сложение и вычитание чи-
сел в пределах 100. Таблица умно-
жения однозначных чисел и соот-
ветствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение
чисел знаками действия так, чтобы
в ответе получилось заданное чис-
ло, и др. Поиск нескольких реше-
ний. Восстановление примеров: по-
иск цифры, которая скрыта. После-
довательное выполнение арифмети-
ческих действий: отгадывание за-
думанных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
(судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вы-
читание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны
(миллион
и
др.).
Числовой палиндром: число, кото-
рое
читается
одинаково
слева
направо и справа налево. Поиск и
чтение слов, связанных с математи-
кой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.).
Занимательные задания с римскими
цифрами.
Время.
Единицы
времени.
Масса.
Единицы массы. Литр.
Беседа, презен-
тация, исследо-
вание,
рассу-
ждение,
игры,
конкурс.
Игровая, ис-
следователь-
ская, познава-
тельная.
2.
М и р
з а н и м а-
тельных задач.
Задачи,
допускающие
несколько
способов решения. Задачи с недо-
статочными,
некорректными
дан-
ными,
с
избыточным
составом
условия.
Последовательность
ша-
гов (алгоритм) решения задачи. За-
дачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориен-
тировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор
необходимой
информации,
содер-
жащейся в тексте задачи, на рисун-
ке или в таблице, для ответа на за-
данные вопросы.
Беседа, презен-
тация, исследо-
вание,
рассу-
ждение,
игры,
конкурс.
Игровая, ис-
следователь-
ская, познава-
тельная.
Старинные задачи. Логические за-
дачи. Задачи на переливание. Со-
ставление аналогичных задач и за-
даний. Нестандартные задачи. Ис-
пользование
знаково-символиче-
ских
средств для моделирования ситуа-
ций, описанных в задачах. Задачи,
решаемые
способом
перебора.
«Открытые» задачи и задания. За-
дачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений
задачи, выбор верных решений. За-
дачи на доказательство, например
найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др. Обоснование выпол-
няемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач меж-
дународного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффектив-
ных способов решения.
3.
Геометрическая
мозаика.
Пространственные
представления.
Понятия
«влево»,
« в п р а в о » ,
«вверх», «вниз». Маршрут передви-
жения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указываю-
щие направление движения. Прове-
дение линии по заданному маршру-
ту
(алгоритму)
—
«путешествие
точки»
(на
листе
в
клетку).
По-
строение
собственного
маршрута
(рисунка) и его описание. Геомет-
рические узоры. Закономерности в
узорах. Симметрия. Фигуры, имею-
щие одну и несколько осей симмет-
рии. Расположение деталей фигуры
в исходной конструкции (треуголь-
ники, таны, уголки, спички). Части
фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции.
Расположение
дета-
лей. Выбор деталей в соответствии
с заданным контуром конструкции.
Поиск
нескольких
возможных
ва-
риантов
решения.
Составление
и
зарисовка фигур по собственному
замыслу. Разрезание и составление
фигур.
Деление
заданной
фигуры
на равные по площади части. По-
иск
заданных
фигур
в
фигурах
Беседа, презен-
тация, исследо-
вание,
рассу-
ждение,
игры,
конкурс,
работ
с конструктора-
ми.
Игровая, ис-
следователь-
ская, познава-
тельная.
сложной
конфигурации.
Решение
задач,
формирующих
геометриче-
скую наблюдательность. Распозна-
вание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчи-
вание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собствен-
ному замыслу). Объёмные фигуры:
цилиндр,
конус,
пирамида,
шар,
куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из раз-
вёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма тре-
угольная, куб, конус, четырёхуголь-
ная пирамида, октаэдр, параллеле-
пипед, усечённый конус, усечённая
пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр (по выбору учащихся).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Название темы (раздела), урока
Дата
Количество часов
тео-
рия
практи-
ка
всег
о
Геометрическая мозаика (5ч)
1
Математика — это интересно. Решение не-
стандартных задач.
0,5
0,5
1
2
Танграм: древняя китайская головоломка.
1
1
3
Путешествие точки.
0,5
0,5
1
4
Игры с кубиками.
1
1
5
Танграм: древняя китайская головоломка.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины
(2ч)
6
Волшебная линейка. Шкала линейки.
0,5
0,5
1
7
Праздник числа 10.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
8
Конструирование многоугольников из дета-
лей танграма.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт».
1
1
10
Игры с кубиками.
1
1
Геометрическая мозаика (3ч)
11
Конструкторы лего.
1
1
12
Сбор модели по схеме.
1
1
13
Весёлая геометрия.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
14
Математические игры.
1
1
Геометрическая мозаика (2ч)
15
«Спичечный» конструктор.
0,5
0,5
1
16
«Спичечный» конструктор. Задачки.
1
1
Мир занимательных задач (1ч)
17
Задачи-смекалки.
0,5
0,5
1
Геометрическая мозаика (1ч)
18
Прятки с фигурами.
0,5
0,5
1
Числа. Арифметические действия. Величины (6ч)
19
Математические игры.
1
1
20
Числовые головоломки.
0,5
0,5
1
21-22
Математическая карусель.
1
1
2
23
Уголки.
1
1
24
Игра в магазин.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
25
Конструирование фигур из деталей танграма.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величин (3ч)
26
Игры с кубиками.
1
1
27
Математическое
путешествие.
Сложение
и
вычитание в пределах 20.
0,5
0,5
1
28
Математические игры.
1
1
Мир занимательных задач (2ч)
29
Секреты задач.
0,5
0,5
1
30
Математическая карусель.
0,5
0,5
1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
31
Числовые головоломки.
1
1
32-33
Математические игры.
2
2
Итого:
8
25
33
2 класс
№ п/п
Название темы (раздела), урока
Дата
Количество часов
тео-
рия
практика
всего
Геометрическая мозаика (2ч)
1
«Удивительная снежинка».
0,5
0,5
1
2
Крестики-нолики.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
3
Математические игры.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
4
Прятки с фигурами.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач(1ч)
5
Секреты задач.
0,5
0,5
1
Геометрическая мозаика (3ч)
6-7
«Спичечный» конструктор.
1
1
2
8
Геометрический калейдоскоп.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
9
Числовые головоломки.
0,5
0,5
1
10
«Шаг в будущее».
0,5
0,5
1
Геометрическая мозаика (4ч)
11
Геометрия вокруг нас.
1
1
12
Путешествие точки.
1
1
13
«Шаг в будущее».
0,5
0,5
1
14
Тайны окружности. Окружность.
0,5
0,5
1
Числа. Арифметические действия. Величины (5ч)
15
Математическое путешествие.
0,5
0,5
1
16-17
«Новогодний серпантин».
1
1
2
18
Математические игры.
1
1
19
«Часы нас будят по утрам…».
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
20
Геометрический калейдоскоп.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач (2ч)
21
Головоломки.
Расшифровка
закодированных
слов.
0,5
0,5
1
22
Секреты задач.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (7ч)
23
«Что скрывает сорока?»
1
1
24
Интеллектуальная разминка.
1
1
25
Дважды два — четыре. Таблица умножения од-
нозначных чисел.
0,5
0,5
1
26
Дважды два — четыре.
1
1
27
Игры с кубиками на умножение.
1
1
28
В царстве смекалки.
1
1
29
Интеллектуальная разминка.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
30
Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач (4ч)
31
Мир занимательных задач.
0,5
0,5
1
32
Задачи, имеющие несколько решений.
0,5
0,5
1
33
Математические фокусы.
1
34
Математическая эстафета.
1
1
Итого:
14
20
34
3 класс
№
п/п
Название темы (раздела), урока
Дата
Количество часов
теория
практи-
ка
всего
Мир занимательных задач (1ч)
1
Интеллектуальная разминка.
0,5
0,5
1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
2
«Числовой» конструктор.
0,5
0,5
1
Геометрическая мозаика (1ч)
3
Геометрия вокруг нас.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач(3ч)
4
Волшебные переливания.
0,5
0,5
1
5
В царстве смекалки.
0,5
0,5
1
6
Решение
нестандартных
задач
(на
«отноше-
ния»).
1
1
Геометрическая мозаика (3ч)
7
«Шаг в будущее».
1
1
8-9
«Спичечный» конструктор.
0,5
1,5
2
Числа. Арифметические действия. Величины (17ч)
10
Числовые головоломки.
0,5
0,5
1
11-12
Интеллектуальная разминка.
0,5
1,5
2
13
Математические фокусы.
0,5
0,5
1
14
Математические игры.
1
1
15
Секреты чисел.
1
1
16
Математическая копилка.
1
1
17
Математическое путешествие.
1
1
18
Выбери маршрут.
0,5
0,5
1
19
Числовые головоломки.
0,5
0,5
1
20-21
В царстве смекалки.
1
1
2
Мир занимательных задач (1ч)
22
Мир занимательных задач.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
23
Геометрический калейдоскоп.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач (2ч)
24
Интеллектуальная разминка задачи.
0,5
0,5
1
25
Разверни листок. От секунды до столетия.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (9ч)
26
Время и его единицы: час, минута, секунда;
сутки, неделя, год, век.
1
1
27
Одна секунда в жизни класса.
1
1
28
Числовые головоломки.
0,5
0,5
1
29
Конкурс смекалки.
1
1
30
Это было в старину.
0,5
0,5
1
31
Математические фокусы.
1
1
32
Энциклопедия математических развлечений.
0,5
0,5
1
33
Составление
сборника
занимательных
зада-
ний.
1
1
34
Математический лабиринт.
1
1
Итого:
15
19
34
4 класс
№ п/п
Название темы (раздела), урока
Дата
Количество часов
теория
практи-
ка
всег
о
Мир занимательных задач (1ч)
1
Интеллектуальная разминка.
0,5
0,5
1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
2
Числа-великаны.
1
1
Мир занимательных задач (2ч)
3
Мир занимательных задач.
1
1
4
Кто что увидит?
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
5
Римские цифры.
0,5
0,5
1
6
Числовые головоломки.
1
1
Мир занимательных задач (3ч)
7
Секреты задач.
0,5
0,5
1
8
В царстве смекалки.
1
1
9
Математический марафон.
1
1
Геометрическая мозаика (2ч)
10-11
«Спичечный» конструктор.
1
1
2
Числа. Арифметические действия. Величины (3ч)
12
Выбери маршрут.
1
1
13
Интеллектуальная разминка.
1
1
14
Математические фокусы.
1
1
Геометрическая мозаика (3ч)
15
Занимательное моделирование.
1
1
16
Моделирование геометрических фигур.
1
1
17
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирами-
да, шар, куб.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (7ч)
18
Математическая копилка.
1
1
19
Какие слова спрятаны в таблице?
1
1
20
«Математика — наш друг!»
1
1
21
Решай, отгадывай, считай.
1
1
22
В царстве смекалки.
1
1
23
Числовые головоломки.
1
1
24
Решение и составление ребусов, содержащих
числа.
0,5
0,5
1
Мир занимательных задач (2ч)
25
Мир занимательных задач.
1
1
26
Задачи со многими возможными решениями.
1
1
Числа. Арифметические действия. Величины (3ч)
27
Математические фокусы.
1
1
28-29
Интеллектуальная разминка.
2
2
Мир занимательных задач (2ч)
30
Блиц-турнир по решению задач.
1
1
31
Математическая копилка.
1
1
Геометрическая мозаика (1ч)
32
Геометрические фигуры вокруг нас.
1
1
Мир занимательных задач (2ч)
33
Математический лабиринт.
1
1
34
Математический праздник.
1
1
Итого: