Напоминание

"Занимательная математика"


Автор: Капустина Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря"
Населённый пункт: город Анадырь, ЧАО
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Занимательная математика"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» _________О. А. Британова «15» сентября 2016 года внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 1-4 классов Направление: общеинтеллектуальное Количество часов: 34 Программу составила Капустина Екатерина Владимировна (учитель начальных классов) РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № _____, от «13» сентября 2016 года руководитель МО_____ /И.В.Наумова/ СОГЛАСОВАННО заместитель директора по УВР «15» сентября 2016 года _______ /Н.В.Серегина/ Анадырь, 2016-2017 учебный год
ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусмат- ривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математиче - ским содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятель - ность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразитель - ности, любознательности. Программа предназначен для развития математических способно стей учащихся, для фор- мирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с
применением коллективных форм организации занятий и использова- нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность
в
своих си- лах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интере- са к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, ко - торыми они овладевают на уроках математики. «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не ме- шает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного за- нятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за - нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма - тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между ко - мандами.
Цель программы
: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы
:  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;  развитие краткости речи;  умелое использование символики;  правильное применение математической терминологии;  умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;  умение делать доступные выводы и обобщения;  обосновывать свои мысли.
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учрежде- нии в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема- тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы де- тей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математи- ческие факты, способные дать простор воображению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностными
результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:  осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;  осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;  установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными
результатами являются:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;  способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно- научных и социальных дисциплин;  умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;  умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты.
 Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.  Решать задачи на смекалку, на сообразительность.  Решать логические задачи.  Работать в коллективе и самостоятельно.  Расширить свой математический кругозор.  Пополнить свои математические знания.  Научиться работать с дополнительной литературой .
СОДЕРЖАНИЕ




Темы

Содержание

Формы орга-

низации

Виды дея-

тельности
1. Числа. Арифме- тические д ей- ствия. Величи- ны. Названия и последовательность чи- сел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших куби- ков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чи- сел в пределах 100. Таблица умно- жения однозначных чисел и соот- ветствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное чис- ло, и др. Поиск нескольких реше- ний. Восстановление примеров: по- иск цифры, которая скрыта. После- довательное выполнение арифмети- ческих действий: отгадывание за- думанных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вы- читание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото- рое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математи- кой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Беседа, презен- тация, исследо- вание, рассу- ждение, игры, конкурс. Игровая, ис- следователь- ская, познава- тельная. 2. М и р з а н и м а- тельных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо- статочными, некорректными дан- ными, с избыточным составом условия. Последовательность ша- гов (алгоритм) решения задачи. За- дачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориен- тировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер- жащейся в тексте задачи, на рисун- ке или в таблице, для ответа на за- данные вопросы. Беседа, презен- тация, исследо- вание, рассу- ждение, игры, конкурс. Игровая, ис- следователь- ская, познава- тельная.
Старинные задачи. Логические за- дачи. Задачи на переливание. Со- ставление аналогичных задач и за- даний. Нестандартные задачи. Ис- пользование знаково-символиче- ских средств для моделирования ситуа- ций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. За- дачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. За- дачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол- няемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач меж- дународного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив- ных способов решения. 3. Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», « в п р а в о » , «вверх», «вниз». Маршрут передви- жения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указываю- щие направление движения. Прове- дение линии по заданному маршру- ту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). По- строение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геомет- рические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имею- щие одну и несколько осей симмет- рии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь- ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение дета- лей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва- риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. По- иск заданных фигур в фигурах Беседа, презен- тация, исследо- вание, рассу- ждение, игры, конкурс, работ с конструктора- ми. Игровая, ис- следователь- ская, познава- тельная.
сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометриче- скую наблюдательность. Распозна- вание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчи- вание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собствен- ному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из раз- вёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма тре- угольная, куб, конус, четырёхуголь- ная пирамида, октаэдр, параллеле- пипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс




п/п

Название темы (раздела), урока

Дата

Количество часов

тео-

рия

практи-

ка

всег

о

Геометрическая мозаика (5ч)
1 Математика — это интересно. Решение не- стандартных задач. 0,5 0,5 1 2 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 1 3 Путешествие точки. 0,5 0,5 1 4 Игры с кубиками. 1 1 5 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины

(2ч)
6 Волшебная линейка. Шкала линейки. 0,5 0,5 1 7 Праздник числа 10. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
8 Конструирование многоугольников из дета- лей танграма. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
9 Игра-соревнование «Весёлый счёт». 1 1 10 Игры с кубиками. 1 1
Геометрическая мозаика (3ч)
11 Конструкторы лего. 1 1 12 Сбор модели по схеме. 1 1 13 Весёлая геометрия. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
14 Математические игры. 1 1
Геометрическая мозаика (2ч)
15 «Спичечный» конструктор. 0,5 0,5 1 16 «Спичечный» конструктор. Задачки. 1 1
Мир занимательных задач (1ч)

17 Задачи-смекалки. 0,5 0,5 1
Геометрическая мозаика (1ч)
18 Прятки с фигурами. 0,5 0,5 1
Числа. Арифметические действия. Величины (6ч)
19 Математические игры. 1 1 20 Числовые головоломки. 0,5 0,5 1 21-22 Математическая карусель. 1 1 2 23 Уголки. 1 1 24 Игра в магазин. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
25 Конструирование фигур из деталей танграма. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величин (3ч)
26 Игры с кубиками. 1 1 27 Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20. 0,5 0,5 1 28 Математические игры. 1 1
Мир занимательных задач (2ч)
29 Секреты задач. 0,5 0,5 1 30 Математическая карусель. 0,5 0,5 1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
31 Числовые головоломки. 1 1 32-33 Математические игры. 2 2
Итого:

8

25

33

2 класс
№ п/п Название темы (раздела), урока Дата Количество часов тео- рия практика всего
Геометрическая мозаика (2ч)
1 «Удивительная снежинка». 0,5 0,5 1 2 Крестики-нолики. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)

3 Математические игры. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
4 Прятки с фигурами. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач(1ч)
5 Секреты задач. 0,5 0,5 1
Геометрическая мозаика (3ч)
6-7 «Спичечный» конструктор. 1 1 2 8 Геометрический калейдоскоп. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
9 Числовые головоломки. 0,5 0,5 1 10 «Шаг в будущее». 0,5 0,5 1
Геометрическая мозаика (4ч)
11 Геометрия вокруг нас. 1 1 12 Путешествие точки. 1 1 13 «Шаг в будущее». 0,5 0,5 1 14 Тайны окружности. Окружность. 0,5 0,5 1
Числа. Арифметические действия. Величины (5ч)
15 Математическое путешествие. 0,5 0,5 1 16-17 «Новогодний серпантин». 1 1 2 18 Математические игры. 1 1 19 «Часы нас будят по утрам…». 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
20 Геометрический калейдоскоп. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач (2ч)
21 Головоломки. Расшифровка закодированных слов. 0,5 0,5 1 22 Секреты задач. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (7ч)
23 «Что скрывает сорока?» 1 1 24 Интеллектуальная разминка. 1 1 25 Дважды два — четыре. Таблица умножения од- нозначных чисел. 0,5 0,5 1 26 Дважды два — четыре. 1 1 27 Игры с кубиками на умножение. 1 1 28 В царстве смекалки. 1 1 29 Интеллектуальная разминка. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
30 Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач (4ч)
31 Мир занимательных задач. 0,5 0,5 1
32 Задачи, имеющие несколько решений. 0,5 0,5 1 33 Математические фокусы. 1 34 Математическая эстафета. 1 1
Итого:

14

20

34

3 класс
№ п/п Название темы (раздела), урока Дата Количество часов теория практи- ка всего
Мир занимательных задач (1ч)
1 Интеллектуальная разминка. 0,5 0,5 1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
2 «Числовой» конструктор. 0,5 0,5 1
Геометрическая мозаика (1ч)
3 Геометрия вокруг нас. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач(3ч)
4 Волшебные переливания. 0,5 0,5 1 5 В царстве смекалки. 0,5 0,5 1 6 Решение нестандартных задач (на «отноше- ния»). 1 1
Геометрическая мозаика (3ч)
7 «Шаг в будущее». 1 1 8-9 «Спичечный» конструктор. 0,5 1,5 2
Числа. Арифметические действия. Величины (17ч)
10 Числовые головоломки. 0,5 0,5 1 11-12 Интеллектуальная разминка. 0,5 1,5 2 13 Математические фокусы. 0,5 0,5 1 14 Математические игры. 1 1 15 Секреты чисел. 1 1 16 Математическая копилка. 1 1 17 Математическое путешествие. 1 1 18 Выбери маршрут. 0,5 0,5 1 19 Числовые головоломки. 0,5 0,5 1
20-21 В царстве смекалки. 1 1 2
Мир занимательных задач (1ч)
22 Мир занимательных задач. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
23 Геометрический калейдоскоп. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач (2ч)
24 Интеллектуальная разминка задачи. 0,5 0,5 1 25 Разверни листок. От секунды до столетия. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (9ч)
26 Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. 1 1 27 Одна секунда в жизни класса. 1 1 28 Числовые головоломки. 0,5 0,5 1 29 Конкурс смекалки. 1 1 30 Это было в старину. 0,5 0,5 1 31 Математические фокусы. 1 1 32 Энциклопедия математических развлечений. 0,5 0,5 1 33 Составление сборника занимательных зада- ний. 1 1 34 Математический лабиринт. 1 1
Итого:

15

19

34

4 класс
№ п/п Название темы (раздела), урока Дата Количество часов теория практи- ка всег о
Мир занимательных задач (1ч)
1 Интеллектуальная разминка. 0,5 0,5 1
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч)
2 Числа-великаны. 1 1

Мир занимательных задач (2ч)
3 Мир занимательных задач. 1 1 4 Кто что увидит? 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч)
5 Римские цифры. 0,5 0,5 1 6 Числовые головоломки. 1 1
Мир занимательных задач (3ч)
7 Секреты задач. 0,5 0,5 1 8 В царстве смекалки. 1 1 9 Математический марафон. 1 1
Геометрическая мозаика (2ч)
10-11 «Спичечный» конструктор. 1 1 2
Числа. Арифметические действия. Величины (3ч)
12 Выбери маршрут. 1 1 13 Интеллектуальная разминка. 1 1 14 Математические фокусы. 1 1
Геометрическая мозаика (3ч)
15 Занимательное моделирование. 1 1 16 Моделирование геометрических фигур. 1 1 17 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирами- да, шар, куб. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (7ч)
18 Математическая копилка. 1 1 19 Какие слова спрятаны в таблице? 1 1 20 «Математика — наш друг!» 1 1 21 Решай, отгадывай, считай. 1 1 22 В царстве смекалки. 1 1
23 Числовые головоломки. 1 1 24 Решение и составление ребусов, содержащих числа. 0,5 0,5 1
Мир занимательных задач (2ч)
25 Мир занимательных задач. 1 1 26 Задачи со многими возможными решениями. 1 1
Числа. Арифметические действия. Величины (3ч)
27 Математические фокусы. 1 1 28-29 Интеллектуальная разминка. 2 2
Мир занимательных задач (2ч)
30 Блиц-турнир по решению задач. 1 1 31 Математическая копилка. 1 1
Геометрическая мозаика (1ч)
32 Геометрические фигуры вокруг нас. 1 1
Мир занимательных задач (2ч)
33 Математический лабиринт. 1 1 34 Математический праздник. 1 1
Итого:

6

28

34


В раздел образования