Автор: Глущенко Татьяна Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ Криничанская СОШ Населённый пункт: с. Криничное Россошанского района Воронежской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Математическая игра "Поле чудес" Раздел: полное образование
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать
случаев, делать его немного занимательным».
Паскаль.
Цели и задачи:
Обучающие:
Знакомство с великими математиками, историческими фактами из области
математики;
Развивающие:
Развитие мотивации к изучению математики;
Развитие творческих способностей обучающихся;
Развитие познавательного интереса, любознательности, стремления
самостоятельно приобретать знания
Повышение интереса к предмету через познавательную игру.
Воспитательные:
Воспитание культуры общения и поведения;
Воспитание культуры умственного труда;
Организация общения в группе.
Оборудование:
Компьютер, проектор
Барабан для игры
Музыкальное оборудование
Выставки книг «Занимательная математика»
ХОД ИГРЫ
1.
Ученица читает стихотворение
О, Математика земная, гордись прекрасная, собой
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
2.
Вступительное слово учителя:
Очень часто мы слышим, что математика – наука трудная и скучная. Она не
скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря великим
математиком Паскалем было сказано: «Предмет математики настолько
серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного
занимательным». Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается
в ее изучении. Математика – самая древняя из наук, она была и остается
необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно
означает «наука», «размышление». Математика необходима в любой
профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Это очень интересная и
увлекательная наука. Если вы и не станете математиками, знания пригодятся
в жизни на практике.
Итак, добро пожаловать в страну «Математика». Чтобы хорошо знать
математику, нужно изучать историю её развития.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от
дикости» (А.С. Пушкин).
И сегодня в рамках недели математики мы проводим интеллектуальную
математическую игру «Поле чудес»! (Слайд 1)
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу,
учителю, ведущему. Форма привета – песня, стих, собственная поделка. Если
участник игры отгадывает три буквы, то он имеет право выбрать одну из
шкатулок: одна пустая, во второй сладкий приз.
1 тур
Представление игроков первой тройки (победителей викторины «Вездесущая
математика)
Задание: Первобытные люди не знали счета. Но шло время, и учиться
считать требовала сама жизнь. Сначала это было: «один», «два», «много».
Потом появились еще числа.
Внимание, вопрос: – Как в древней Руси называлось число 100000?
(легион)
(Слайды 2, 3, 4)
Музыкальная пауза.
Ученик исполняет песню на мотив “Остров невезения в океане есть”:
1.Весь заставлен партами, абсолютно весь,
Кабинетик алгебры в нашей школе есть.
Кабинетик алгебры в нашей школе есть.
Плакатами завешан абсолютно весь.
2. Учатся несчастные дети до зари,
Чертят треугольники, мучаясь внутри.
Ну откуда знать им, как площадь здесь найти,
Ведь не знают дети геометрии.
3.Что они ни делают, не идут дела.
Видно, в понедельник их мама родила.
Видно, в понедельник их мама родила.
Как бы ни учили, не идут дела.
4.Графики и функции вьются по местам.
Уравнения сложные им не по зубам,
Уравнения сложные им не по зубам.
И учитель строгий не поможет нам.
5.Чтоб задачи сложные с лёту все решить,
Алгебру – науку нужно изучить,
Алгебру – науку нужно изучить.
И тогда пятёрочку сможем получить.
2 тур
Представление игроков второй тройки.
Задание: Точных сведений о его биографии не сохранилось. Возможно, это
связано с царской немилостью – согласно легенде, ученый был дерзок с
владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Когда монарх
начал изучать геометрию, у него возникли трудности. Не привыкший
встречать затруднения, царь вызвал ученого-геометра и спросил, нет ли
какого-то особого, доступного лишь царям способа усвоить это науку.
Ученый ответил: «Царской дороги в математике нет».
Вопрос: Имя этого ученого? (6 букв)
Ответ: Евклид (III век до н.э.)
(Слайды 5, 6, 7)
Рекламная пауза. Математическая пьеса «Среднее
арифметическое».
Лена: Олег, о чём ты задумался?
Олег: Знаешь, о чём я задумался. Среднее арифметическое –
гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные
друзья, всё делим пополам, хорошее и плохое. Возьмём, например,
оценки. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, оба
получили по «3». Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да
здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег: Подожди, это ещё не всё. Ты пришла в школу на 15 минут
раньше, а я на 15 минут опоздал на урок. Складываем, делим пополам,
среднее арифметическое.
Лена: Ты - гений! (В сторону): Ну я тебя проучу!
Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама
дала деньги?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин!
(Лена уходит)
Олег: Вот здорово! Теперь у меня будут новые кеды, и Римма Ивановна
меня ругать не будет.
Лена: (Входит с пакетом). Вот видишь, как я быстро вернулась.
Олег: Давай быстрее, покажи кеды. (Раскрывает пакет, достаёт один
большой кед, другой – маленький, с удивлением разглядывает). Что
это?
Лена: Это твои кеды. Один 36 размера, другой 46. Складываем, делим
пополам, получаем твой размер 41. Да здравствует среднее
арифметическое.
3 тур. Представление игроков третьей тройки
Задание: Как древние греки называли часть математики, в которой
изучаются пропорции?
Ответ: Музыка
(Слайды 6, 7)
Математический отдых.
Я буду называть числа. Если это число чётное, то все дружно хлопаем в
ладоши, а если число нечётное, то топаем ногами.
Финальный тур
Представление игроков финального тура.
Задание: На могиле этого великого математика был установлен памятник
с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет
по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? Ответ:
Архимед.
(Слайды 8, 9)
Подведение итогов игры.
Задание:
Это слово с переводе с греческого означает «натянутая тетива». Как мы
называем этот термин в геометрии?
Ответ: Гипотенуза
(слайды 10, 11)
11. Подведение итогов супер-игры. Вручение грамоты победителю.
12. Ученица исполняет песню
1. Какой предмет у нас сегодня в школе?
Кому сегодня будем отвечать?
Ведь Вас как извержение вулкана
Мы никогда не можем предсказать.
Припев.
Главней всего учитель в школе,
А всё другое суета.
Есть мы и вы, а всё, что кроме,
Легко уладить с помощью ума.
2. Решать задачи быстро и умело
Должны нас научить вы навсегда,
Но часто отвечаем мы не смело,
А от ответов не уйти нам никуда.
Припев.
3. Дай бог, всё знать, как вы учитель.
Пусть стороной обходит вас беда.
А если нет, то вы уж нас простите.
Ведь помним мы про вас всегда.
Припев.
13. Ученик:
Математика – наука
она – гимнастика ума!
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и … игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без неё никак нельзя:
Математика – повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.
14. Учитель:
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас -
Будут в вашей жизни успехи
И победы ещё не раз.
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Нужно прежде всего
Математику знать!
Спасибо за игру! До свидания, до новых встреч!
(слайд 12)
Список призов