Напоминание

Методы развития критического мышления


Автор: Лобанова Светлана Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Мбоу лицей №3
Населённый пункт: г/о Кулебаки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы развития критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад





Методы развития критического мышления

Название

Характеристика

Применение
«Корзина» идей, понятий, имен На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. «вызов», «рефлексия» Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. «вызов», другие этапы урока, домашнее задание Учебный мозговой штурм 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. «вызов», «осмысление» Ассоциации «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? «вызов» «Дерево предсказаний» «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. «вызов», «рефлексия», домашнее задание «Карта познания» От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. «вызов», «рефлексия» «Перепутанные логические цепочки» Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. «вызов», «рефлексия» Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным «осмысление» , «рефлексия»
обращением к исходному тексту, цитированием. Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. «осмысление» , «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание Лекция с остановками После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. «осмысление» Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. «осмысление» Чтение с остановками Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) «осмысление» Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. «осмысление» Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. «осмысление» , «рефлексия» Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть «рефлексия»
происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… «рефлексия» РАФТ Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема) Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. «рефлексия» Дискуссия Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». все этапы, особая модель
«Зигзаг» 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют о п о р н ы е с х е м ы 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение Осмысление «Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление Рефлексия «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. Рефлексия
Вопросы для уточнения
 Что вы имели в виду, сказав ______?  В чем основная мысль?  Как _____ связано с _____?  Не могли бы вы выразить мысль по-другому?  Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?
 Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?  Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, вы это имели в виду?  Не могли бы вы привести пример?  Может ли _____ быть хорошим примером для этого?
Вопросы, проверяющие предположения
 Какие вы делаете допущения?  Какие предположения делает _____?  Что мы можем предположить вместо этого?  Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?  Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?  Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?  Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?
Вопросы, проверяющие факты
 Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?  Как это применимо к данной ситуации?  Есть ли причины сомневаться в этом факте?  Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?  Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?  По какой причине вы пришли к этому выводу?  Как мы можем удостовериться, что это правда?
Вопросы, проверяющие понимание перспектив
 Что вы этим предполагаете?  Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?  Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
 На что может это повлиять?  Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?  Какая альтернатива?  Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?  Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?
Вопросы, проверяющие понятность задач
 Как мы можем это обнаружить?  Что этот вопрос предполагает?  Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?  Можем вы вообще опустить этот вопрос?  Вопрос понятен? Мы поняли его?  Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?  Все ли согласны, что вопрос в этом?  На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?  Почему этот вопрос необходим?  Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?  Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?
Толстые и тонкие вопросы

?

?
• кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • как звали... • было ли... • согласны ли вы... • верно... • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если...


В раздел образования