Патриотический проект "Енбиа дзолюкъяс" в работе педагогов методических объединений
Автор: Игнатова Оксана Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Усть-Немский детский сад" Населённый пункт: село Усть-Нем Наименование материала: Методическая разработка Тема: Патриотический проект "Енбиа дзолюкъяс" в работе педагогов методических объединений Раздел: дошкольное образование
Патриотический
проект
«Енбиа дзолюкъяс»
в работе Усть-Немского методического
объединения педагогов
Руководитель:
Игнатова Оксана
Григорьевна
2016
Каждое время, в зависимости от социальной ситуации, выдвигает свои
требования к воспитанию. Но всегда неизменным остается патриотическое
воспитание. А что такое «патриотическое воспитание»? Патриотическое
воспитание включает в себя культурно-исторические, духовно-нравственные
компоненты. С раннего детства в развитии личности ребенка социально
значимым является национальное воспитание. В нашем случае это
приобщение современных детей к сокровищам культурного наследия коми
народа, историческому прошлому родного края, к бесценным богатствам
природы Республики Коми.
С сентября 2014 года по май 2016 года наше Усть-Немское методическое
объединение педагогов работало по патриотическому проекту «Енбиа
дзолюкъяс». В методическое объединение входит 9 детских садов, из которых
5 садов – это русскоязычные. В них труднее всего идет работа по
этнокультурному направлению. Поэтому на заседании МО мы выбрали этот
проект.
Целью проекта поставилиповышение профессиональной компетентности
педагогов в области этнокультурного образования; выявление талантливых
детей в конкурсе «Енбиа дзолюкъяс».
Задачи:
Развивать интерес к изучению родного края, фольклору, к изучению
культуры народа коми;
Вызвать интерес у педагогов к творчеству народа коми; пополнять
багаж знаний о республике Коми;
Привлечь родителей к совместной деятельности, к подготовке
костюмов и атрибутов;
Активизировать фантазию и творческие способности всех участников
проекта;
Организовать мероприятия по этнокультурному направлению внутри
детских садов;
Организовать встречи участников между собой.
Перед всеми педагогами была поставлена задача продемонстрировать
лучшую режиссерскую задумку. Результаты конкурсов необходимо было
сфотографировать, снять на видео, можно было оформить в виде
презентации. Свои творческие способности, знание обрядов, традиций,
культуры и языка народа коми показали все детские сады.
Конкурсы для проведения внутри детских садов
1.
«Зарни куд»
(«Золотая шкатулка»)
Конкурс чтецов
Оценивать выразительность речи,
знание коми языка, артистичность.
2.
«Юргы коми сьылан»
(«Лейся коми песня»)
Конкурс на лучшее исполнение
коми песен (можно с привлечением
родителей)
3.
«Мича Райда»
«Пера-багатырь»
Конкурс на демонстрацию лучшего
национального костюма
4.
«Катшасинъяс»
Конкурс на лучшее
хореографическое исполнение коми
танца
5.
«Коми мортлон оланiн»
Лучшее оформление коми уголка
(мини-музея)
Для всех детских садов были выбраны темы, по которым педагоги должны
были составить сценарий, где участие принимали дети, родители и сами
педагоги.
1 мероприятие прошло в п.Тимшер по теме «Рытъя гаж» («Вечерние
гуляния»). Они показали нам как отдыхали коми люди после тяжелой
дневной работы. Это русскоязычный детский сад, но все участники старались
говорить на коми языке, синхронно переводя на русский.
2 мероприятие – с.Мыелдино, тема «Зарнибана Эжва» («Золотобокая
Вычегда»). Это село расположилось вдоль реки Вычегды на протяженности 7
километров. Педагог совместно с родителями составила сценарий, в котором
было много интересной и полезной информации о селе, о том, почему у них
вдоль берега стоят кресты.
3 мероприятие – п.Смолянка, тема «Ворса доро ветлом» («В гости к
Лешему»). Педагоги просмотрели много информации о природе коми края, о
лесных жителях, о том, что приходя в лес, наш народ обращался к хозяину
леса – Лешему – за тем, чтобы тот принял их в лесу, не пугал, показал
грибные, ягодные места.
4 мероприятие – с.Парч и с.Лебяжск, тема «Кыйсьысьяслон гаж»
(«Лесование»). В своей разработке педагоги попытались показать нам, что
лесование – это праздник народной души, характера, народных традиций,
песенной и музыкальной культуры. Главным в лесовании было соревнование
«Охотничья тропа». Там проводились такие конкурсы, как «Медведь-
батюшка», «Костер», «Стрельба из лука», «Силки и капканы» и т.д.
5 мероприятие – п.Югыдъяг, детский сад № 1 «Сказка», тема «Масленича».
Это, конечно, русский праздник, но и у нас в коми его тоже неплохо
празднуют. В этом детском садике педагоги и родители организовали
праздник очень ярко, красочно. Празднество было веселое, с играми,
плясками, конкурсами, блинами. Музыкальный руководитель подобрал коми
песни, коми музыку для танцев. Даже всех участников МО, то есть всех
присутствующих педагогов с других детских садов, пригласили участвовать в
исполнении коми плясовой с платками.
6 мероприятие - п.Югыдъяг, детский сад № 2 «Дзолюк», тема «Тувсовъя
ярманга» («Весенняя ярмарка»). Это тоже русскоязычный детский сад, но и
здесь педагоги совместно с родителями организовали яркий, веселый
праздник весны. Инсценировали продажу коровы на коми языке, что было
забавно для детей и для нас, педагогов. Мальчики купили на ярмарке
ленточки для девочек, с помощью которых те исполнили коми танец
«Круговой». Играли в игры «Кушман», «Гизь-гизь».
7 мероприятие – с.Усть-Нем, тема «Зарни кодзув» («Золотая звезда»). В этом
конкурсно-познавательном мероприятии педагоги объединили знания о коми
природе, об обычаях в лесу, у воды, вспомнили коми легенды, коми
колыбельные, плясовые.
Проведя все эти мероприятия, мы ожидали следующие результаты:
Повышение профессиональной компетентности у педагогов в области
этнокультурного образования;
Развитие интереса к творчеству народа коми в целом;
Развитие познавательного интереса, любознательности, высокой
активности;
Совершенствование личностно-волевых качеств (терпения, воли,
самоконтроля);
Проявление творческих способностей, применение полученных знаний
и умений в практической деятельности;
Итоговое мероприятие: подведение результатов по конкурсу «Енбиа
дзолюкъяс».