Напоминание

Воспитание музыкой


Автор: Джамирзе Азида Гиссовна
Должность: учитель музыки и мхк
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им. Х.Я.Беретаря" г.Адыгейска
Населённый пункт: Республика Адыгея, г.Адыгейск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Воспитание музыкой
Раздел: полное образование





Назад





«Рассматриваю музыку не

как искусство забавлять

слух, но как одно из

величайших средств трогать

души и возбуждать чувства»

К. Глюк
В общеобразовательной школе в процессе формирования основных качеств личности учащихся, их мировоззрения, мышления, художественного вкуса, характера, приобщения молодого поколения к лучшим достижениям мировой культуры, музыкальному образованию и воспитанию принадлежит решающая роль. В комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое — ведь музыка окружает человека буквально с первых дней его жизни. Музыка, как вид искусства, обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву. Воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания — формируя отношение к окружающей действительности Долгое время работая учителем музыки в общеобразовательной школе, я часто задумывалась над тем, в чем заключается особая ценность музыкальных занятий, могут ли они действительно воздействовать на личность ребенка и если «да», то как, каким образом. Ответ на этот вопрос дало многолетнее общение с учащимися в процессе музыкально- эстетического воспитания. Я не раз убеждалась на практике в чудодейственной силе музыки, в способности пробуждать в юном сердце чуткое отношение к окружающему миру, вызывать творческую энергию, удовлетворение, радость от общения с ней. Основные усилия в своей профессионально-творческой работе я прикладываю к созданию такой научно-методической концепции, которая по своему содержанию в наибольшей мере отвечала бы прежде всего народно- музыкальной культуре адыгов. Я полностью разделяю мысль известного венгерского композитора и педагога З. Кодая о том, что родным музыкальным языком ребенка должна стать прежде всего народная музыка. В общеобразовательных школах нашей республики, на мой взгляд, именно адыгская народная музыка ( разумеется, в сочетании с музыкой других народов, особенно с русской народной ) должна занять основополагающее место в музыкальных занятиях. Важным подспорьем в изучении и реализации этой проблемы для меня, как учителя, стала музыковедческая база, созданная адыгскими музыкантами-учеными (Гиса Карович Чич, Алла Николаевна Соколова, Шабан Салихович Шу…).
В своей работе я опираюсь на адыгскую народную педагогику, где нравственно-эстетическое воспитание занимает одно из центральных мест. Песня, как зеркало народа отражала и продолжает отражать жизнь народа: его быт, обычаи, нравы, ход исторических событий.
Самобытную песенно-танцевальную культуру адыгов я сравниваю

постоянно на занятиях с музыкой других народов нашей страны, и

именно такой анализ оказывается плодотворным как для воспитания

сознательного подхода к музыке, к искусству, так и для сплочения класса

в условиях многонациональной республики.
Так, в качестве примера можно привести несколько песен: -мелодия «Хакулящ» и р.н.п. «Коробейники» - «Цызэ» и «Чижык пыжик»
- «Адыиф» и «Ах, ты, степь широкая» (ПРОПЕТЬ)
Мне кажется, что сходство можно объяснить влиянием одной музыкальной культуры на другую. Многие композиторы и музыкальные деятели России прошлого века интересовались народной музыкой Кавказа, изучали и использовали в своем творчестве (М.И.Глинка, А.А.Алябьев, М.А.Балакирев, С.И.Танеев…) Например: М.И.Глинка посетив Северный Кавказ в 1823 году под впечатлением музыки адыгов написал «Черкесский марш». Эти впечатления нашли отражение в опере «Руслан и Людмила». Раскрывая тему «Между музыкой моего народа и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ» я обращаю внимание учащихся на то, что М.А.Балакирев, трижды посетивший Северный Кавказ (1862, 1863, 1868гг) записал целый ряд адыгских народных песен и танцев, которые послужили ему материалом для фортепианных импровизаций, в частности, фортепианной фонтазий «Исламей»…
Работа учителя музыки в школе, как любого другого учителя

немыслима без творчества
. Как известно, дети любят выдумывать, сочинять сказки, создавать ситуации, которые мы, взрослые, считаем баловством. Детская любознательность неизбежно приводит учителя к поиску нового в построении урока и внеклассного мероприятия, в организации индивидуальной работы с учащимися, в подборе репертуара.
Основой моего творческого поиска является активизация творческих

качеств учащихся с учетом их умственных способностей.

«Игра – один из результативнейших

путей развития всех способностей через

такую форму эстетического

переживания, как пробуждение к

творчеству»

В.А.Разумный.
Проработав много лет в школе я подумала, а что если научить детей сочинять музыку и писать стихи. Со стихами проще, т.к. дети умеют писать. А музыка требует хоть в малой степени владения инструментом и нотной грамотой. При разработке тематических планов предусматриваю проведение

«Уроков самостоятельного творчества».
В отличие от традиционных уроков музыки, подготовка к таким урокам идет вместе с каждым классом отдельно, в зависимости от уровня знаний, способностей детей. В процессе подготовки к уроку провожу беседы, читаю стихи детских поэтов, классиков, организовываю наблюдения за природой, в зависимости от времени года совершаем экскурсии. После всего этого учащиеся получают конкретные задания на дом. Дети с большим желанием готовятся к таким урокам. У меня в каждом классе есть ученики, которые занимаются в музыкальной школе, и это помогает в работе. Даю задание сочинить стишок или музыку на определенную тему, например «День рождения», «Осень», Наш любимый праздник Новый год» и.т.д. В процессе импровизации дети чувствуют себя увереннее, так как над ними не довлеет «груз определенных правил». Для формирования навыков импровизации даю несложные задания: сочинить короткие попевки на отдельные слова, фразы, спеть короткие попевки, передающие разные настроения людей (радость, огорчение, испуг и.т.д.).
Ценность импровизации как методического приема в работе – в

потребности к выражению душевного состояния, впечатления
. В результате импровизации происходит, пусть робкое и наивное, но самостоятельное «взращивание» музыкальной мысли. Это вызывает у детей ощущение сделанного открытия.
На таких уроках дети становятся в роли

творца – поэта, творца – композитора, т.е. погружаются в творчество.
Главная моя цель – увлечь, дать почувствовать радость творчества, приучить решать собственными силами несложные задачи. Всегда стремлюсь к тому, чтобы ученики шли на урок с ожиданием чего-то нового, прекрасного.
Слушание музыки
предусматривает знакомство детей с музыкальными жанрами, формами, произведениями народного творчества, композиторской музыкой, расширяет музыкальный кругозор детей, формирует эмоциональные чувства. Поэтому в своей работе этому процессу я уделяю большое внимание. Работу над произведением по слушанию музыки я делю на несколько этапов: вступительное слово, анализ произведения, закрепление.
Вступительное слово
стараюсь делать интересным, живым, эмоциональным по форме, так как его качество является решающим фактором в дальнейшей работе над произведением. Основная задача, которую я ставлю перед собой – подготовить детей к тому, чтобы слушая музыку, они воспринимали ее в целом, как единый замысел композитора. После каждого прослушивания
провожу анализ произведения
в форме беседы: от характеристики произведения в целом – к определению средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан художественный образ. Наиболее эффективной формой закрепления в нашей практике является музыкальная викторина в конце каждой учебной четверти.
Вокально- хоровой работе
с учащимися уделяю большое внимание, т.к. в процессе этой работы укрепляются навыки напевного, звонкого, легкого
пения, развивается у детей высокое резонирование, расширяется диапазон… Разучивание песни – для меня один основных моментов урока, связанный с решением комплекса определённых музыкально-воспитательных задач. Эти задачи ставятся более сложно на основе учета возрастных особенностей детей. Песня учит думать, вникать в острые, актуальные вопросы, и это особенно необходимо в период становления личности. Стараюсь сделать показ песни эмоциональным, выразительным, потому что его качество имеет большое значение, иногда решающее, для дальнейшей работы. После показа обязательно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова, вместе анализируем в общих чертах характер музыки.
Методы и приемы развития певческих навыков (Дыхание)
Чтоб красиво петь всегда, купол сделайте из неба, Станьте полым как труба и начните звук со лба. Ощущайте точки две, в животе и в голове, Провалитесь на живот и пошлите звук вперед. Чтобы петь и не давиться, не забудьте удивиться Вдох короткий, как испуг, и тяните долго звук. Что такое «верх прикрыть?» Очень трудно объяснить. «А» где «О», а «О» где «У», но не в глотке, а во лбу. А со лба до живота, лишь провал и пустота. Придерживаясь этих правил мы делаем упражнения для дыхания: -«Цветочный магазин»…
(СДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЕ)
- «Свеча» (ровный, медленный вдох) - «Упрямая свеча» (интенсивный вдох) - «Погашу свечу» (интенсивный выдох)…
Выразительность исполнения зависит от ясности произношения.

Работа над дикцией.

(Чистоговорки)

Включение игры на музыкальных инструментах является

украшением любого урока.
Убежденно верю в свое, еще в первые годы работы обретенное кредо: настоящий учитель должен любить не только свой предмет, но в первую очередь – детей. Отношения «учитель – ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. Успех вдохновляет ученика, а удача ученика вдохновляет учителя. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят: руководитель; участник; советник; товарищ; наблюдатель. Годы работы в школе - Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий.
Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
Я давно практикую такие формы и методы работы, как: урок- концерт, урок-КВН, интегрированные уроки
.
У меня есть темы над которыми я упорно работаю: «Использование ИКТ как одно из средств повышения уровня
преподавания музыки», «Формирование интереса к музыке у школьников», «Воспитание музыкой».
Задачи, которые я ставлю перед собой :

использовать современные педагогические технологии;

раскрыть интеллектуальные, творческие способности

обучающихся;
 повысить качество знаний обучающихся;  учесть индивидуальные особенности обучающихся;  привлечь обучающихся к участию различного рода конкурсах;  развить у обучающихся интерес к музыке; 
привить навыки самостоятельной работы.
Считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение. Поэтому в своей работе руководствуюсь следующими принципами:
принцип индивидуальности;

принцип выбора;
принцип актуализации;
принцип творческого успеха;
принцип сотрудничества;
принцип стойкой мотивации ребенка к развитию.
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.
«Принципиальным отличием образовательных стандартов

второго поколения является их ориентации на результаты образования

как системообразующий компонент конструкции стандартов, а

значит

одно из главных требований к условиям реализации

общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно -

ориентированного урока.
Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. И в этом плане меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. На уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают
внутрипредметные и межпредметные

связи).

Работаю по технологии личностно-ориентированного обучения:

применяю методики технологии развития критического мышления,

проектную методику и т.

п.
Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных
технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути «добывания» информации и работы с ней, новые взаимоотношения «учитель - ученик», деятельностный характер обучения. На уроках систематически применяю мультимедийные средства обучения и ИКТ технологии. У меня кабинет оснащен современной техникой, что позволяет работать и достигать поставленных целей. Такие формы организации и проведение уроков нравятся детям. Они способствуют формированию у них творческого мышления, обогащают знания, расширяют кругозор, помогают понять связь музыки с жизнью. Его целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Другой прием ТРКМ, который я часто использую и детям очень нравится
Синквейн
– прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Наряду с традиционными использую и нетрадиционные уроки. Они помогают достичь цель по разному. Ведь на таких уроках можно работать как индивидуально, так и в микрогруппах. На них дети попадают в творческую лабораторию композитора, художника, идет поиск наиболее точных и выразительных средств музыкальной выразительности. Цель таких уроков – развить у детей эстетическое восприятие мира, показать детям связь музыки с различными учебными предметами, роли музыки в нашей жизни. (
С английским языком «Закрепление грамматики

», с ИЗО, с физикой).
С учителем физики Сташ.Н.Х. мы сделали проектную работу «Человек в мире звуков» и участвовали во Всероссийском конкурсе учителей применяющих современные технологии и награждены грамотой ЮНЕСКО. Ряд лет с ней же мы проводим занятия с детьми из Шовгеновского интерната по теме «Хочу все знать». Такие формы организации и проведения уроков нравятся детям. Они способствуют формированию у них активного восприятия и эстетических переживаний при осознании явлений искусства, обогащают знания, расширяют кругозор, помогают понять связь музыки с жизнью.
Являясь классным руководителем 8в класса
большое внимание уделяю индивидуальному развитию каждого ребенка в тесной связи с родителями. У меня очень активные родители, по первому зову приходят на помощь. Главное для меня – «достучаться» до души каждого из них, пробудить в них ЧЕЛОВЕКА. Провожу разнообразные по форме и глубоко- нравственные по содержанию мероприятия: беседы, диспуты, вечера, КВН, читательские конференции, посещение и обсуждение концертов.
Цель таких

мероприятий – развитие личности ребенка
, развитие интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств. Несколько лет подряд мои семейные пары занимают первые места на городском конкурсе «Мама, папа, я- спортивная семья». Эти же цели я ставлю перед собой и в работе с вокальными группами. Много лет в школе работает вокальный кружок «Элегия». Работу с детьми во
внеурочное время согласовываю с программой по музыке для общеобразовательных школ. Но не дублирую музыкальный репертуар, который в последствии будет изучаться и исполняться на уроках, чтобы не утратить элементы новизны. Классную и внеклассную работу подчиняю одной цели, одному направлению. В моей музыкальной студии занимается более пятидесяти учащихся. Я их делю на группы, учитывая возрастные особенности детей. В нашем репертуаре много современных эстрадных, народных песен, которые дети исполняют с большим удовольствием. Мы выступаем практически на всех мероприятиях, проводимых в школе, в городе. Многие мои воспитанники являются участниками и победителями районных, республиканских конкурсов вокалистов.
С 2006 года являюсь руководителем городского методического

объединения
учителей музыки и руководителем школьного методического объединения учителей музыки, МХК и ИЗО. Всю свою работу я строю по принципу:
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ – ТРУДА – КОНЦЕРТА.

Работая много лет с детьми, я пришла к выводу:

- главное для педагога – личность ребенка;

- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное

мнение;

- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность,

личную инициативу, веру в себя;

- стать им другом, раскрыть богатство их душ.

- урок должен приносить школьникам радость, помогать им обретать

самих себя, совершенствовать свое мировоспитание;

- в содержании занятия все формы и методы должны вытекать из

специфики музыкального искусства, являться отражением личности

самого учителя, его индивидуальных, творческих возможностей;

- музыкальная культура ребенка формируется путем постижения своего

родного музыкального языка, в сопоставлении с музыкальной речью

других народов;

- приобщение к мировой музыкальной культуре;

научить детей слышать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой,

вызвать ясное понимание того, что музыка – важная часть самой жизни.
И снова звенит звонок - урок окончен… Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки. Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются
задачи
учителя. Я понимаю и принимаю это.
Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, А ещё нужно просто любить свою работу. Я полностью согласна с утверждением И.Канта, что “
Работа – лучший способ наслаждаться

жизнью
”. Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только с детьми! Об этом вся моя работа и эти поэтические строки: Успеха формулу я назову простую, Я возвращаюсь к ней все вновь и вновь: «Чтобы любой урок не проходил впустую, Должна пылать Любовь к ребенку, к школе, К профессии своей Любовь!» Я стараюсь никогда не останавливаться на достигнутом. Награждена многочисленными грамотами УО администрации МО «Город Адыгейск», министерства образования и науки РА и РФ. Внесена в энциклопедию «Лучшие люди России — 2010». Являюсь победителем городского конкурса «Учитель года Адыгейска — 2013», победителем республиканского конкурса «Учитель года Адыгеи — 96», «Учитель года Адыгеи — 2013», дипломантом Всероссийского конкурса «Учитель года России — 97», награждена грамотой Госсовета ХАСЭ РА, являюсь победителем конкурсов ПНП «Образование» на поощрение лучших учителей России 2006, 2012 и РА 2011, Отличник Просвещения России, Заслуженный работник общего образования РА, Ветеран педагогического труда.
За последние несколько лет в целях распространения опыта

работы я провела мастер-классы почти во всех районах РА, для

студентов АГУ и педколледжа, для учителей в Карачаево-Черкесии,

Абхазии, Б.Сочи, п.Лазаревское (3 раза), г.Ульяновске, Элисте и

Городовиковске Республики Калмыкия…
Мой опыт работы обобщен на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях. Имею личную страничку в Интернете - proshkoluuser/azida1963/
Воспитание музыкой - мое призвание. Девиз моей работы:

Каждый урок – открытие, творческий поиск!


В раздел образования