Автор: Карамышева Светлана Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 21 "В гостях у Лунтика" Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Речь как регулятор поведения и деятельности Раздел: дошкольное образование
Речь как регулятор поведения и деятельности
Чрезвычайно важно для всего психического развития ребенка функцией речи
является регулятор деятельности и поведения. Уже в раннем возрасте
взрослый с помощью речи во многом руководит действиями малыша:
сообщает цель предстоящей деятельности (Сейчас будем кушать»),
предъявляет определенные требования (Повернись на бочок и спи»), дает
какие-либо поручения (Принеси, пожалуйста, папе тапочки»), определяет
характер и последовательность действий («Возьми полотенце и вытри руки»),
то есть дает разного рода инструкции. Однако с помощью словесной
инструкции можно регулировать только привычные для малыша действия и в
привычных для него ситуациях. В новых условиях инструкцию необходимо
сочетать с показом, образцом, а в трудных случаях выполнять действие
совместно с ребенком. К старшему дошкольному возрасту инструкции могут
не только определять поведение ребенка последовательность, простых
привычных действий, но и служит руководством в более сложных видах
деятельности, в частности продуктивных. Отсутствие у ребенка готовности
действовать строго по инструкции не является показателем проявления
творческой инициативы, оно, в первую очередь, свидетельствует о его
неумении выполнять требования инструкции. Причины здесь могут быть
самые разнообразные: в лучшем случае может оказаться, что ребенок забыл
последовательность действий; не понял, не сумел представить себе
конкретные этапы деятельности; не владеет нужными практическими
умениями, а в худшем – он вообще не приучен ориентироваться на
инструкцию как на руководство к действию. В таких случаях даже старшему
дошкольнику необходима специальная помощь.
По мере развития деятельности и речи, обогащение опыта
(коммуникативного, эмоционального, нравственного) слово становиться
способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот,
активировать деятельность, поведение ребенка. В этот период необходимо
всемирно побуждать дошкольника к словесной оценке не только своих
действий и результатов деятельности, но и других людей, особенно
сверстников. К старшему дошкольному возрасту словесная регуляция,
опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку
самостоятельно управлять своим поведением.
Развиваясь, речь постепенно становится регулятором не только поведения
ребенка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию.
Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как
неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой
деятельности, как на ее процессе, так и на результате. Конечно, ни в коем
случае нельзя подавлять эмоции ребенка, заставляя его объяснять все, что он
делает. Речь должна быть помощью, а не помехой. Ребенку нужно
ненавязчиво помогать словесно формулировать план реализации замысла. С
целью формирования словесной регуляции деятельности речь включается в
решение практических задач, сначала с помощью наглядно-действенного, а
затем и наглядно-образного мышления. При решении практических задач в
проблемной ситуации перед ребенком прежде всего возникает цель. Именно
ее нужно фиксировать в слове. Цель называется дважды – перед тем как
ребенок начнет действовать и после завершения действия, как его результат.
Такое включение речи не только не нарушает эмоционального отношения к
выполнению задания, оно, напротив, усиливает его. Решение любой
практической задачи всегда требует помимо осознания цели ориентировки в
ситуации, ее анализа. Ребенку необходимо помочь осмыслить условия задачи,
найти средство достижения цели, только после этого он сможет
воспроизвести нужное действие. Когда будет приобретен некоторый опыт
решения простых, но каждый раз новых для малыша задач, следует включать
речь во все этапы его действий, учить фиксировать их в слове. В дальнейшем
словесное планирование должно предварять разнообразные виды
деятельности ребенка.