Толерантное воспитание детей через народное творчество
Автор: Романова Нина Идрисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: Город Ноябрьск ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы Тема: Толерантное воспитание детей через народное творчество Раздел: дошкольное образование
На дошкольном этапе развития ребенка закладываются основы
формирования
толерантного
поведения,
основы
понимания
ценности
человеческой личности, способности воспринимать, понимать другого человека
и сопереживать ему.
Человек, знающий и понимающий свою родную культуру, быт и традиции
своего народа,
способен понять
и чужую культуру и относиться к ней с
уважением и пониманием.
Говоря о сложности формирования патриотизма и этнической толерантности на
уровне дошкольного возраста мы возвращаемся к истокам нашей культуры, к
сказочно-мифологическим сказкам и присказкам –«давным-давно», в некотором
царстве-в некотором государстве», к элементам народного фольклора.
Доступными и понятными для детей с самого раннего возраста являются
колыбельные песни, потешки, сказки разных народов и национальностей, стихи
и рассказы поэтов и писателей, где героями выступают известные предметы,
явления природы,
животные: кисонька - мурысенька, солнышко-солнышко,
травка-муравка, дождик-дождик, ладушки-ладушки, сорока-белобока…
Трудно переоценить и воспитательное значение игры, ее всестороннее
влияние
на развитие личности ребенка. Игра так же является
средством
самовыражения, самым универсальным и незаменимым средством физического
воспитания детей.
Веселые подвижные игры – это наше детство! Кто не помнит неизменных
пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот
вопрос один ответ: они созданы народом, так же как и сказки, песни, пословицы
и
поговорки,
прибаутки.
Народные
игры
имеют
многовековую
историю,
существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение,
вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают
большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные
чувства, любовь и уважение к культуре
людей
разных
национальностей, с
которыми живем бок о бок, ходим в одну группу, сидим за одной партой в школе.
Будучи детьми, мы днем трудились на полях и огородах, помогали
родителям по хозяйству, а вечерами собирались на деревенской или городской
улице. за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в
горелки, салочки, в классики, в скакалки, состязались в ловкости, играя в лапту
или в вышибалы. Зимой наши развлечения носили иной характер: устраивали
катания с гор и оврагов, игры в снежки, катания на лошадях по деревенским
улицам с песнями и плясками. К сожалению, многие народные игры уходят в
историю, в прошлое. Реже стали играть в эти игры со своими детьми
и
родители, ссылаясь на нехватку времени, занятость, загруженность на работе.
Поэтому большая ответственность ложится сейчас на педагогов дошкольных
образовательных
учреждений.
Педагоги
становятся
неким
мостиком
между
прошлым и настоящим, чудесной эстафетной палочкой в передаче исторических
ценностей, народного творчества предков нашим детям. В своей педагогической
работе
я
использую
разнообразные
методы
и
приемы
по
развитию
нашего
духовного наследия: чтение сказок в вечерние часы при свечах, пропевание
потешек во время укладывания куклы в колыбель, знакомство с мифами и
легендами народов Севера, посещения выставочных залов, музеев, знакомство с
культурой не только русского народа, но и культурами народов, проживающих
рядом с нами.
Так, при посещении музейного ресурсного центра, дети познакомились с
культурой и бытом малочисленных народов Севера, традициями таких местных
народностей,
как
ненцы,
ханты,
манси.
С
большим
интересом
ребятишки
восприняли легенду о медведе, познакомились со многими видами животных из
семейства
медведей,
вспомнили
сказки
разных
народов,
в
которых
главным
героем
является
медведь.
Вернувшись
в
детский
сад,
дети
организовали
северную
народную
игру
«Косолапый
медвежонок».
На
участке
из
снега
соорудили «берлогу» медвежонку.
В обогащении знаний детей о родной природе помогают отрывки из знакомых
стихов. Так, обратив внимание на красоту русской березы, дети подмечают, что
это символ России. Поэты разных национальностей по-своему воспевают не
только красоту березы, но и любовь к Родине. Невольно вспоминаются строки
из стихотворения Сергея Есенина:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А северный поэт Р.Ругин красоту березы воспевает так:
Всех деревьев ты нарядней
В шали нежно-золотой,
Всех красивей, всех приглядней
На ветру шумишь листвой.
Сравнивая таким образом особенности природы России и Крайнего Севера,
стараемся
сформировать
у
детей
нравственно-патриотические
чувства,
проявлять неподдельный интерес к суровому краю, где родились наши дети, и,
тем не менее, мы для малочисленных народов округа являемся гостями.
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю-
Ведь это родина моя!
Живя на Севере, нельзя не знать о своей малой родине, о людях, которые
являются хозяином бескрайних снежных просторов, о тех богатствах его недр,
которые прославляют нашу Родину далеко за его пределами. Решить эти задачи
можно
путем
вовлечения
детей
в
деятельность,
позволяющую
на
своем
собственном
опыте
познакомиться
с
действием
изучаемой
закономерности.
Многокрасочный колорит природы непроизвольно привлекает взор. Полученные
знания о родном крае дети
отражают в творческой деятельности: рисовании
«Утро
на
Ямале»,
«Северные
друзья»;
аппликации
«Снегири
вы
мои
красногрудые»,
и.т.д.
На
прогулке
играют
в
игры
детей
народов
Севера,
подражают повадкам животных и птиц: «Косолапый медвежонок», «Охота на
куропаток», «Рыбаки и рыбки», «Хэйро» и другие.
Активными участниками всех проводимых мероприятий являются родители,
совместно с которыми
проводим КВН, викторины, опыты, экспериментиро-
вание, походы в природу, посадку деревьев,
оформление зимних участков,
участие в городских конкурсах по совместному изготовлению скворечников и
кормушек, их развешивание в городском парке, на территории детского сада.
В день открытых дверей в детском саду с родителями провели КВН «Люби и
знай свой северный край». Дети показали свои знания о природе родного края.
После подведения итогов КВН, всех участников и гостей угостили напитком из
свежих северных ягод.
Все участники получили заряд бодрости и здоровья.
КВН «Люби и знай свой северный край»
Цель. Обобщать знания детей о животном и растительном мире северного
края,
воспитывать
бережное
отношение
к
природе,
желание
заниматься
экологической
деятельностью,
развивать
физические
качества,
смекалку
и
сообразительность.
Оборудование. Конверты
с
заданиями,
развешанные
по
залу
на
веточках
деревьев, фонограмма «Песенка веселых друзей», «Голоса леса», дары леса –
шишки, ягоды, грибы, листья и веточки деревьев и т. д, 2 подноса, 2 корзины,
пластмассовые грибы, 2 ложечки, 2 блюдца, 2 косынки, карточки с ребусами,
набор букв на карточках, экологические плакаты.
Ход мероприятия.
Зал оформлен в виде лесной поляны, где расположена выставка совместных
работ детей и родителей «Береги природу».
Дети
делятся
на
2
команды
и
рассаживаются
на
стульчиках
по
разным
сторонам зала.
Педагог.
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Есть веселая игра,
Называется она:КВН.
Шутки, смех. Вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет — КВН.
Приглашаю
вас
на КВН
«Люби
и
знай
свой
северный
край» .В
КВН
принимают участие 2 команды.
Команда «Знайки»
Мы — команда «Знайки».
Соперникам мы шлем привет
И от души им пожелаем
Знать правильный ответ!
Команда «Умники»
Мы — «Умники», друзья.
Нам проиграть никак нельзя.
Со «Знайками» сразимся,
Так просто не сдадимся!
Педагог.
Берём с собой лукошко,
Скорее в путь дорожку…
Ритмическая гимнастика под песню « Песенка веселых друзей»
Звучит фонограмма «Голоса леса».
Педагог.
Идём тропинкой ровною,
И вот свернули в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Где сказки шепчут ели,
Берёзы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Дети
«путешествуют
по
лесу»,
на
каждой
«полянке»
находят
конверт
с
заданиями.
Педагог.
Лес со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Сегодня лес приготовил для нас много различных заданий и загадок, попытаемся
их все разгадать. За каждый правильный ответ команды будут получать по
шишке. Чья команда в конце игры наберёт большее количество очков-шишек, та
и победит.
1 задание - «Что растёт в лесу? »
На подносе разложены различные предметы, например: конфеты, сотовый
телефон, книга, карандаш, кружка, телефон и т. д., в том числе дары леса –
шишка, гроздь рябины, веточка дерева, лист дерева, гриб, мох и т. д. Дети по
одному от каждой команды поочерёдно подходят к подносу, находят то, что
растёт в лесу, показывают, называют, что это такое.
2 задание – игра «Собери грибы»
-Какие грибы можно, а какие нельзя употреблять в пищу? Почему?
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Дети делятся на 2 команды по 5 человек. На расстоянии 5-6 м от стартовой
черты расположена «грибная поляна» (грибов на 3-5 больше, чем участников
игры, съедобные грибы вперемешку с ядовитыми.). Дети поочерёдно подбегают,
берут по одному грибу, возвращаются, кладут гриб в корзину своей команды,
передавая эстафету следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока
не будут собраны все грибы. Выигрывает команда, в корзине которой окажется
большее количество собранных грибов.
3 задание – «Лес глазами детей» (домашнее задание)
Презентация
выставки
совместных
работ
детей
и
родителей.
Дети
«защищают» свои рисунки стихами и пословицами о лесе.
4 задание: Пословицы о лесе
*Лес - это богатство и краса, береги наши леса!
*Люби лес , люби природу, вечно будешь мил народу.
*Враг природы тот, кто лес не бережет.
* Береги землю родимую, как мать любимую.
*Много леса - много снега, много снега - много хлеб
* Лес - родной дом растениям и животным.
*Лес - это зеленый наряд нашей Земли, там, где лес, всегда чистый воздух.
* Лес - это наш друг: задерживая влагу; он помогает человеку выращивать
хороший урожай.
* Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
*Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!
5 задание:
«Угадай на вкус» (конкурс капитанов)
По лесной дорожке осень к нам пришла
И с собой в корзинке подарки принесла.
Вот корзиночка стоит, очень яркая на вид,
Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?
Двум
участникам
с
завязанными
глазами
предлагают
подойти
к
корзинке,
попробовать и определить на вкус: солёный гриб и варенье из лесных ягод.
6 задание – «Логические задачи для знатоков »
Выбрать из предложенных ответов правильный:
1.Лесные жители - птицы распевают где-то в чаще песни. А тут
случилась беда: под одним из кустов лежит маленький беспомощный, но
хорошенький птенчик. Как ты поступишь?
а) возьмешь его с собой, дома посадишь в клетку и будешь заботиться о нем;
б) попробуешь вернуть птенчика в родное гнездо;
в) пройдешь мимо, как ни в чем не бывало.
2.
Посмотри-ка, вон на опушке грибы, целая деревушка.Что делать?
а) вырвешь вместе с нитями грибницы все грибы;
6) аккуратно срежешь ножку, стараясь не повредить лесную подстилку;
в) так как у тебя нет ножа, то ты попробуешь «выкрутить» грибы из земли.
3.
А вот недалеко видишь гриб с яркой красной шапкой — мухомор .
Как ты поступишь, зная, что он несъедобный?
а ) пнешь гриб ногой - какой от него толк, если он ядовитый;
б) обойдешь стороной: кому он нужен?
в) если уж срезать грибы - так все, а потом ненужные выбросить можно будет.
4. Тропинка в лесу все вьется, еще долго идти нужно, а ты устал и
натер ногу. Как облегчить боль?
а) поискать лист подорожника и приложить к ранке;
б) снять обувь и идти босым.
5. Самое время подкрепиться. А полянка-то какая замечательная! В
самый раз для отдыха. А куда ты денешь остатки
еды, бумагу, банки,
пакеты полиэтиленовые? Как поступишь?
а) выкопаешь ямку и все в нее зароешь;
б) соберешь все в кучу и оставишь так;
в) заберешь все с собой.
6. Ну, вот и снова пора в путь! Наша тропинка ведет дальше. Ш-
ш! Смотри какой симпатичный ежик! И совсем один, бедняжка! Что ты
будешь делать?
а) возьмешь его домой, чтобы накормить молочком;
б) скажешь: «Пусть бежит! » и обойдешь тихонько стороной;
в) хорошенько его напугаешь, интересно ведь, как он в клубок сворачивается.
7 задание – «Загадки-шутки»
1. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (Под мокрым) .
2. Сколько на берёзе яблок, если на трёх суках по два яблока? (На берёзе яблоки
не растут).
8 задание – игра «Составь слово»
В игре участвуют 2 команды по 10 человек. Каждая команда получает по 10
карточек с буквами: Г, Р, А, Ч, С, О, В, Е, У, К. Каждой команде загадывается
загадка,
отгадав
которую,
игроки
должны
составить
слово-ответ
из
предложенных букв.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач).
Ночь, как смоль черным-черна,
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова).
Пока члены жюри подводят итоги конкурса, детям предлагают витаминный
напиток из северных дикорастущих ягод. Также угощаются гости и члены
жюри.
Подведение итогов игры
Подсчитываются очки-шишки, заработанные каждой командой. Объявляется
победитель. Участники награждаются памятными призами, дипломами.
Педагог.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем!
Полный сказок и чудес!
Завершаем наш поход,
Песня нас домой зовёт!
Под бодрую народную музыку дети проходят круг почета по залу.
Команда "Знайки"
Команда "Умники"