Автор: Секретарева Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУСО МО "Ступинский СРЦН "Альбатрос" Населённый пункт: город Ступино Наименование материала: статья Тема: Игра - как форма и метод обучения и воспитания Раздел: дошкольное образование
Игра как форма и метод обучения и воспитания
Игра – это элемент своеобразного творчества. Уже в самых первых
мышление. Особенно сейчас, когда так велико многообразие именно
развивающих игр: например, развивающие коврики для детей до года ,
которые развивают тактильную и зрительную память.
Сегодня перед воспитателями стоит задача дальнейшего изучения игры
как формы организации жизни и деятельности детей .
Преимущества любой игры:
1. Игра необходима для решения общевоспитательных задач : таких
как формирования нравственных , общественных качеств ребенка являются
первоочередными.
2. Игра носит самостоятельный характер и все более развиваться в этом
направлении при условии правильного педагогического
руководства. Воспитателю необходимо следить за формированием у
детей положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных
отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее
проникновение в различные виды деятельности: труд и игра , учебная
деятельность и игра , повседневная бытовая деятельность, связанная с
выполнением режима и игра .
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми
в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с
предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как
личность, у него формируются те стороны психики , от которых впоследствии
будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с
людьми.
II. Основная часть. Взаимодействие на ребенка через разные виды игр.
1. Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это игра , отражающая действительность,
окружающую детей . И этой игре ребенок может овладеть намного быстрее, так как
она отражает повседневный быт.
Если мы возьмем, игру «Семья», то здесь ребенок может отразить
взаимоотношение членов семьи. И это дает возможность скорректироваться
поведение и ребенок, копируя действия родителей, их эмоции и высказывания.
Здесь ребенок может подробнее усвоить культурно – гигиенические
навыки, воспитание моральных и положительных качеств, положительное
отношение к окружающим.
Если мы возьмем любую из сюжетно – ролевых игр, то везде, прежде всего
ребенок получает навык общения, что в свою очередь развивает речь,
возможность показать свою социальную значимость и самое важное это
взаимодействие между детьми.
Именно играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок может примерить на себя
разные роли: продавца, водителя, кондуктора, кассира, мамы, папы и т. д.
Примеряя эти роли, дети углубляются более глубоко в мир профессий, и
понимают, как трудятся взрослые и воспитывается уважение к труду и к самим
взрослым.
2. Дидактические игры – форма обучения .
Дидактические игры – это самая большая категория игр, направленная на
развитие личности ребенка. С помощью этих игр ребенок открывает окружающий,
предметный, природный мир. Дидактические игры развивают у ребенка память,
зрительное внимание, логическое мышление, наглядно-образное мышление.
Каждая игра заставляет ребенка более подробно и тщательно разобраться в
любой теме. Например: если изучать с детьми тему «Деревья», то есть такие
игры как: «С какого дерева лист», «Найди дерево по описанию», «Из чего
состоит дерево». Здесь ребенок запомнит названия деревьев, форму листьев ,
строение дерева.
В качестве наглядного материала может использоваться и природный материал,
например листья деревьев, и иллюстрации, и макеты: макет осеннего дерева,
макет яблони и т. д.
Каждая игра позволяет ребенку развивать зрительные образы
и воспользоваться тактильными ощущениями.
С помощью дидактических игр также развивается культурно-гигиенические
навыки,
3. Подвижные игры.
Подвижные игры это важная часть взаимодействия воспитателя совместно с
детьми . Подвижные игры позволяют детям расслабиться, при этом дети
двигаются в определенной последовательности и направлении согласно
поставленной цели и задачи.
Так же очень много используется русских народных игр, что позволяет детям не
забывать русские народные традиции и воспитывать через игру патриотические
чувства.
Так же в подвижную игру можно игра соответственно тематике недели. Тем самым
дети совершенствуют не только умение ориентироваться в пространстве, но и
закреплять другие знания. Самым важным конечно в этих играх является то , что
с помощью их идет развитие общей моторики ребенка. После непосредственной
образовательной деятельности, когда ребенок работает умственно,
подвижная игра является как бы методом расслабления детей .
4. Словесные игры.
Словесные игры наиболее сложные для восприятия детей , так как нет образного
подтверждения хода игры. И детям необходимо развивать слуховое внимание и
память. Но самым главным преимуществом этих игр является то, что они
развивают речь ребенка, пополняют его словарный запас.
Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки,
прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр,
переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
III. Заключение
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и
эстетического воспитания дошкольников .
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением
на занятиях , с наблюдениями повседневной жизни.
Играя , дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться
ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для
выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный
выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со
сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению,
общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании
ребенка и способствуют формированию добрых чувств , благородных
стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том ,
чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать
между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому , что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в
какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей , приучает их
подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают
людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и
отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу , решение которой требует от ребенка
определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая .