Автор: Дибирова Равзанат Нажмудиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ №4 Населённый пункт: Г.Хасавюрт Р.Дагестан Наименование материала: Статья Тема: "Моя педагогическая концепция" Раздел: среднее образование
Моя педагогическая концепция.
Счастье- это когда все лучшие стороны
твоей личности передаются ребенку.
Б.Окуджава
У каждого человека свое счастье, и я убеждена в том, что оно имеет свое
лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно
подражать, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах, которые
чувствуют любовь и красоту. Что такое счастье знают дети. Они умеют
смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и
удивляться. Надо больше доверять детям.
Незаметно пролетело мое детство, пришло время задуматься о профессии. Я
выбрала путь учителя. Быть учителем хотела всегда. Большую роль в
формировании моего мировозрения сыграли мои учителя –Наргиз
Нажмудиновна, Бэлла Рашидовна, Шуайнат Магомедовна, Алим
Солтанович,Татьяна Петровна, Патимат Далгатовна …….. .В моей памяти
навсегда остался их главный урок-урок постоянной помощи ученику
открывать добро и красоту, быть честным и неравнодушным к проблемам
окружающих. Жалею ли я о своем выборе сейчас? Однозначно-нет. Я не
представляю себя в другой роли. Меня часто посещают мысли о том, что
работать с детьми-это огромное счастье. Именно дети и только они умеют
бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять
уверенность. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов,
начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу,
комплементы и теплые слова. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз
еще вернется»-поется в известной песне.
Я продолжаю искать счастье вместе с учениками. Я отношусь к пониманию
счастья как особого образа жизни. В школе я испытываю радость от
самореализации, и от того, что я на своем месте. Духовность, гуманизм,
любовь к своей земле-все это воспитывает русская литература. На уроках
литературы приучаю детей не оправдывать или осуждать, а стараться понять
поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию. Приучаю
рассматривать поступки героев с двух точек зрения: современной и с точки
зрения той эпохи, в которой жил герой. Очень важно тактично и умело
подводить ребят к важным выводам. Если ученик выходит с моего урока со
словами: «Я понял», «У меня получилось»-это самая большая награда. Для
меня самая большая награда-увидеть в ребенке семена доброты и любви,
которые дали всходы. А часто ли мы смотрим в глаза своим ученикам?
Посмотрите им в глаза. Загляните им в душу, ведь глаза-это зеркало души.
Сумейте рассмотреть в них Человека, Личность. У каждого ученика есть свой
идеал, к которому он стремится. Помочь ему возвыситься до этого идеала и
вместе с ним подняться на ту же высоту-занятие, достойное учителя.
Есть еще одно чудодейственное средство воспитывать детей-разговор по
душам. Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребенок чувствовал
себя частью большой и дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он
ждал встречи с одноклассниками и учителями, и был уверен, что его здесь с
радостью ждут. Педагог должен уметь отодвинуть на задний план свои
амбиции и обиды, которые в нем накопились после урока, остаться наедине
с учеником и душевно с ним поговорить. Ведь людей природа наделила
великим и могучим средством общения-языком, речью. Великая сила
доброго слова творит чудеса! В то время, когда хочется сразу вызвать
родителей, написать докладную или поставить двойку, достаточно перевести
дыхание и с гордостью подумать : «Я-педагог». Педагог должен понимать
своих воспитанников и без остатка прощать. Педагог обязательно должен
уважать своего воспитанника, видеть в нем личность и уметь распознать в
нем положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в
общении с ребенком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих
педагогов, начинают отвечать взаимностью. И это общение доставляет мне
радость и удовольствие, потому что чувствую-я нужна им, а они нужны мне.
И в этой взаимности заключается счастье любого педагога. Мы, учителя, по
сути дела преподаем высшую педагогику, смыслом которой является емкое,
страстное и единственное слово-любовь. А как воспитать ребенка? А надо
просто любить. И я верю, что бескорыстие, самоотверженность, честность,
изначально присущие учительству, никогда не станут достоянием прошлого.
Я говорю своим ученикам сокровенные слова:
*Знаешь, а ведь ты понял то, что не многим дано понять.
*Быть добрым-твое признание.
*Без тебя сегодняшний урок не получился бы.
*Не многие дети умеют быть такими помощниками как ты.
*У тебя всегда получается как то особенно.
Моя педагогическая концепция строится на принципах толерантности.
Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в
век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития
коммуникации. Проявление толерантности, созвучно уважению прав
человека, не означает терпимого отношения к социальной
несправедливости, отказ от своих или уступке чужим убеждениям. Это
означает, что каждый способен придерживаться своих убеждений и признает
такое же право за другими. «Толерантность»-это способность услышать и
понять другого человека, наша терпимость по отношению к ближнему.
Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности
человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой
личности.
Ценности толерантности:
Уважение и признание прав другого человека.
Принятие и понимание многообразия культур нашего мира.
Равенство всех людей независимо от социальной принадлежности, пола,
национальности, вероисповедания, возраста.