Автор: Гущина Виктория Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №302" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: Статья Тема: Звуковая культура речи Раздел: дошкольное образование
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в
себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее
и четкую дикцию.
В теории и методике развития речи и обучения родному языку детей
дошкольного возраста определены задачи воспитания звуковой культуры
речи :
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения,
для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики
артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно
нормам
литературного
произношения.
Орфоэпические
нормы
охватывают
фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов,
отдельных
грамматических
форм.
В
состав
орфоэпии
входит
не
только
произношение,
но
и
ударение,
т.е.
специфическое
явление
устной
речи.
Русский
язык
обладает
сложной
системой
разноместного
и
подвижного
ударения;
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой
выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено,
что
ребенок
в
повседневном
общении
владеет
е с т е с т в е н н о й
выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной
выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука
и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию
раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И.
Максаковым,
М.
Ф.
Фомичевой
и
другими
в
учебных
и
методических
пособиях.
В
звуковой
культуре
речи
выделяют
два
раздела: культуру
речепроизношения и речевой слух . Поэтому и работа должна вестись в
двух направлениях:
1.
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата,
голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование
произношения звуков, слов, четкой артикуляции ;
2.
развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха,
основными
компонентами
которого
являются
фонематический,
звуковысотный, ритмический слух) .
Звуковые
единицы
языка
различаются
по
их
роли
в
речи.
Одни,
соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один
за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной
линейной
последовательности
сочетание
звуков
становится
словом,
приобретает определенный смысл.
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные . Это ударение,
элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они
характеризуют
линейные
единицы
и
являются
обязательным
признаком
устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании
артикуляционных органов.
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение
линейных
звуковых
единиц
речи
(звуко
и
словопроизношение),
так
как
самым
трудным
для
ребенка
бывает
овладение
артикуляцией
отдельных
звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа
органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании
звуков менее изучено.
Для решения задач воспитания правильного звукопроизношения важно
знать такие понятия, как «артикуляция», «звук» и «фонема». Я обратилась к
справочнику
по
русскому
языку
Д.Э.
Розенталя
и
М.А.
Теленковой,
где
даются следующие определения.
Артикуляция ( л а т . articulatio
о т articulare
–
членораздельно
выговаривать). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков [с.
31].
Звук
речи. Элемент
произносимой
речи,
образуемый
речевыми
органами.
При
фонетическом
членении
речи
звук
–
это
часть
слога,
кратчайшая, далее неделимая единица, произнесенная за одну артикуляцию.
Гласный звук. Согласный звук [с. 124].
Фонема (греч. phonema
–
звук).
Кратчайшая
звуковая
единица,
способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных
слов и морфем [с. 580].
Таким образом, воспитание правильного звукопроизношения является
одной
из
центральных
задач
воспитания
звуковой
культуры
речи
в
дошкольном
возрасте.
Задачи
работы
относятся
к
разделу
культуры
речепроизношения и наряду с развитием фонематического слуха составляют
основное содержание работы с воспитанниками детского сада.
Список литературы
1. Справочник по русскому языку Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособ. для восп. Дет. Сада. /
Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.