Напоминание

индивидуальная программа


Автор: Белышева Катерина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ "Основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Назарово Красноярский край
Наименование материала: программа
Тема: индивидуальная программа
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с Ов №8 Бершакова Е.А.
Образовательная

деятельность реализуется через организацию различных видов

детской деятельности
(игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.)
или их интеграцию с использованием разнообразных форм и

методов работы,
выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: в раннем возрасте (1 год - 3 года) 
предметная деятельность и игры
с составными и динамическими
игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами
; 
общение

с

взрослым

и

совместные

игры

со

сверстниками

под

руководством

взрослого;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.); 
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

двигательная активность
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) 
игровая,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, 
коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), 
познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) 
восприятие художественной литературы и фольклора

самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице) 
конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) 
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) 
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Схема развития любого вида деятельности такова:
сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей –
наличие

партнерской

позиции

взрослого

и

партнерской

формы

организации
(сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
В обстановке, ориентированной на ребенка
, дети: • делают выбор; • активно играют; • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; • работают все вместе и заботятся друг о друге; • отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение.
Как продемонстрировать детям свое уважение
• Всегда называйте детей по имени. • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул. • Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это. • Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей. • Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах. • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной

партнерской деятельности взрослого и детей
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Девиз партнёрского общения:
«Мы

включены

в

деятельность,

не

связаны

обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим

делать это».

Проявление партнерской позиции воспитателя

на разных этапах образовательной деятельности

Этапы

непосредственно

образовательной

деятельности

Характеристика действий
1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. 2. В ходе процесса деятельности Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. 3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются: 1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; 2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); 3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); 4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе:
«Не хочешь сегодня

(сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело,
проблемы присоединения к нем детей просто не возникает
.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и

интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный

залог развивающего эффекта.
Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть
принцип заинтересованности
ребенка. В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего
потребностью в новых впечатлениях.

Потребность в новых впечатлениях
- это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется
в познавательную потребность
различных уровней. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Примерные формы организации

образовательной деятельности

Детская

деятельность

Примеры форм работы

Двигательная
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Изобразительная

и Конструирование
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Восприятие

художественной

литературы и

фольклора
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-

исследовательская
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Коммуникативная
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и
отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с п р а в и л а м и , театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и

элементарный

бытовой труд
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально- дидактические игры
Воспитатель

придерживается

следующих

правил.
Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты. Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Воспитатель

своим

примером

побуждает

детей

к

самостоятельному

исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на

новые,

необычные

черты

объекта,

высказывает

догадки,

обращается

к

детям

за

помощью,

нацеливает

на

экспериментирование,

рассуждение,

предположение

и

их

проверку.
Заключение На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми: - уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; - обеспечение двигательной активности детей в различных формах; - использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; - обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.); - использование цикличности и проектной организации содержания образования; - создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее; - широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; - широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций; - обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому; - формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.


В раздел образования