Автор: Белышева Катерина Александровна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МКОУ "Основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: Назарово Красноярский край Наименование материала: программа Тема: индивидуальная программа Раздел: начальное образование
Консультация для воспитателей
«Организация образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО».
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ д/с Ов №8
Бершакова Е.А.
Образовательная
деятельность реализуется через организацию различных видов
детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно –
исследовательской
и
др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости
от
контингента
детей,
уровня
освоения
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования и решения конкретных образовательных задач.
В
ФГОС
содержится
указание
на
то,
какие
виды
деятельности
можно
считать
приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами ;
общение
с
взрослым
и
совместные
игры
со
сверстниками
под
руководством
взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.);
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
двигательная активность
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования с ними)
восприятие художественной литературы и фольклора
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
конструирование
из
разного
материала,
включая
конструкторы,
модули,
бумага,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Схема развития любого вида деятельности такова:
сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной
деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие
партнерской
позиции
взрослого
и
партнерской
формы
организации
(сотрудничество
взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
В обстановке, ориентированной на ребенка , дети:
• делают выбор;
• активно играют;
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение.
Как продемонстрировать детям свое уважение
• Всегда называйте детей по имени.
• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
• При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или
садитесь на низкий стул.
• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной
партнерской деятельности взрослого и детей
Партнерская
позиция
воспитателя
предполагает
принятие
демократического
стиля
отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Девиз
партнёрского
общения: «Мы
включены
в
деятельность,
не
связаны
обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим
делать это».
Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах образовательной деятельности
Этапы
непосредственно
образовательной
деятельности
Характеристика действий
1.
Начальный
этап
деятельности
Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте
сегодня…,
Кто
хочет,
устраивайтесь
по
удобнее…»
(или:
«Я
буду…Кто
хочет,
присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник,
предлагает возможные способы ее реализации.
2.
В
ходе
процесса
деятельности
Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и
пр.);
предлагает
свою
идею
или
свой
результат
для
детской
критики;
проявляет
заинтересованность
в
результате
детей;
включается
во
взаимную
оценку
и
интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника,
поощряет
содержательное
обращение,
провоцирует
взаимные
оценки,
обсуждение
возникающих проблем.
3.
Заключительный
этап
деятельности
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование,
работу. «Открытый конец» деятельности
Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме
партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1)
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2)
добровольное
присоединение
детей
к
деятельности
(без
психологического
и
дисциплинарного принуждения);
3)
свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной
деятельности (при соответствующей организации пространства);
4)
открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый
работает в своем темпе)
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с
детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня
(сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с
дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое
дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает .
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и
интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный
залог развивающего эффекта.
Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях
раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего
потребностью в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая
в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах
развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Данная
форма
деятельности
(как
и
традиционные
учебные
занятия)
вводятся
в
распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные
действия.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной
деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности,
обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Примерные формы организации
образовательной деятельности
Детская
деятельность
Примеры форм работы
Двигательная
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры
*Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг
*Ритмика
*Аэробика,
детский
фитнес
*Спортивные
игры
и
упражнения
*Аттракционы
*Спортивные
праздники
*Гимнастика
(утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации
по
режимным
моментам,
с
использованием
литературного
произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры
*Театрализованные игры
Изобразительная
и Конструирование
*Мастерская
по
изготовлению
продуктов
детского
творчества
*Реализация
проектов
*Создание
творческой
группы
*Детский
дизайн
*Опытно-экспериментальная
деятельность
*Выставки
*Мини-музеи
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
*Чтение
*Обсуждение
*Заучивание,
рассказывание
*Беседа
*Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная
речевая
деятельность
*Викторина
*КВН
*Вопросы
и
ответы
*Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные
праздники, досуг
Познавательно-
исследовательская
*Наблюдение
*Экскурсия
*Решение
проблемных
ситуаций
*Экспериментирование
*Коллекционирование
*Моделирование
*Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами)
*Интеллектуальные
игры
(головоломки,
викторины,
задачи-шутки,
ребусы,
кроссворды,
шарады)
*Мини-музеи
*Конструирование
*Увлечения
Коммуникативная
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и
отгадывание
загадок
*Игры
(сюжетные,
с
п р а в и л а м и ,
театрализованные)
*Игровые
ситуации
*Этюды
и
постановки
*Логоритмика
Самообслуживание и
элементарный
бытовой труд
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные
действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная
*Слушание
*Импровизация
*Исполнение
*Экспериментирование
*Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-
дидактические игры
Воспитатель
придерживается
следующих
правил.
Не
нужно
при
первых
же
затруднениях
спешить
на
помощь
ребенку,
полезнее
побуждать
его
к
самостоятельному
решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной:
лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый
опыт.
Всегда
необходимо
предоставлять
детям
возможность
самостоятельного
решения
поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи,
поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений,
вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных
действий.
Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности.
При
этом
воспитатель
использует
средства,
помогающие
дошкольникам
планомерно
и
самостоятельно
осуществлять
свой
замысел:
опорные
схемы,
наглядные
модели,
пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка,
вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы
родителям.
Воспитатель
своим
примером
побуждает
детей
к
самостоятельному
исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на
новые,
необычные
черты
объекта,
высказывает
догадки,
обращается
к
детям
за
помощью,
нацеливает
на
экспериментирование,
рассуждение,
предположение
и
их
проверку.
Заключение
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах
работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
-
использование
многообразных
форм
организации
обучения,
включающих
разные
специфически детские виды деятельности;
-
обеспечение
взаимосвязи
непосредственно
образовательной
деятельности
с
повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной,
конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание
детской деятельности и инициирующей ее;
-
широкое
использование
методов,
активизирующих
мышление,
воображение
и
поисковую деятельность детей;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых
для детей ситуаций;
-
обеспечение
ребенку
возможности
ориентироваться
на
партнера-сверстника,
взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы
общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности,
инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
-
формирование
детского
сообщества,
обеспечивающего
каждому
ребенку
чувство
комфортности и успешности.