Автор: Луканихина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №26 Населённый пункт: город Казань Наименование материала: методическая разработка Тема: Экочудеса Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26» комбинированного вида
Авиастроительного района г. Казани
Методическая разработка
по ручному труду из бросового материала «Экочудеса»
детей старшего дошкольного возраста.
(кружковая работа)
Составила воспитатель
высшей категории
Луканихина С.В.
Пояснительная записка
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым
В обиду ее никому не дадим!
Природа является колыбелью народного творчества, источником творческого вдохновения многих поколений.
Занятия по приобщению детей к природе, наблюдения, экскурсии в природу способствуют формированию у детей
чувства прекрасного, стимулирует детское творчество, занимает большое место в приобщении детей к уважению и
любви к природе.
По характеру работа творческая. По педагогическим целям- познавательная; так как предполагает не только
творческую деятельность, но и приобретение новых знаний, умений и навыков, способствующих проявлению интереса к
работе с бросовым материалом и творчеству.
Изготовление игрушек и поделок - занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого уму приятно
будет чувствовать себя настоящим творцом.
В изделии, один и тот же материал, может использоваться и в качестве основного и в качестве вспомогательного
материала в зависимости от его технологических особенностей. В работе над игрушкой возможно сочетание материалов
разных по фактуре и цвету. В процессе занятий происходит формирование всех психических процессов, связанных с
обучением,
развитие
художественно-творческих
способностей
и
положительно-эмоционального
восприятия
окружающего мира.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на традиционных принципах дидактики:
от простого к сложному. Занятия с природным материалом воспитывают у детей чувство любви, доброты, познания.
Занятия помогают им развивать глазомер, мышление, воображение, усидчивость, а также эстетический вкус и цветовое
восприятие.
Данная разработка позволяет осуществлять такие важные требования современности, как единство обучения и
воспитания, формирование всесторонней личности, единого образовательного процесса.
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к ручному труду,
посредством выполнения самоделок из различных материалов, которые мы находим в «мусорной корзине».
Задачи :
Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги, природного и бросового
материалов.
Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого
предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также
поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей интерес к творчеству.
Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Развивать навыки декоративного искусства.
Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Формы работы:
обучение индивидуально и всей подгруппой;
работа парами;
коллективная работа;
выставки, презентации.
Методы:
Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Принципы построения педагогического процесса:
От простого к сложному.
Системность работ.
Принцип тематических циклов.
Индивидуального подхода.
Этапы работы:
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Работа с педагогами :
беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.
Работа с родителями:
папки раскладушки,информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование,
родительские встречи, семинары - практикумы.
Тематический план совместной работы с родителями
Месяц
Содержание
Сентябрь
Тематическая игра «Что из этого будет?»
Октябрь
Презентация «Сделаем нашу планету чище»
Ноябрь
Праздник «День Земли»
Декабрь
Конкурс рисунков «Моя любимая планета»
Январь
Выставка поделок из бросового материала
«Чудеса из мусорной корзины»
Февраль
Викторина «Загадки от матушки природы»
Март
Фотовыставка «Первоцветы»
Апрель
Акция «Украсим Землю цветами»
Май
Выпуск стенгазеты «Земля - наш общий дом»
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
Овладеют различными приемами преобразования материалов.
Освоят обобщенные способы работы.
Сформируют познавательные, конструктивные способности.
Сформируют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
Разовьется поисковая деятельность.
Освоят умение анализировать поделку.
Сформируется положительное отношение к труду.
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Подготовится рука к письму.
Предварительная работа:
Перспективное планирование работы с детьми средней группы
Месяц
Тема
Программные задачи
Материал
Сентябрь
Заготовка бросового и
природного
Познакомить детей с разнообразием
природного, бросового материалов и
Ракушки, камушки, листья,
шишки, палочки, проволока,
материалов
использование его в изготовлении поделок
фантики, картон, баночки,
коробочки, поролон
Октябрь
(природный
материал)
Звери
Птицы
Рыбы
Познакомить детей с разнообразным
природным материалом и его свойствами
(ломается, склеивается, слоится, плавает,
намокает); познакомить с инструментами
(шило, нож-резак, ножницы) и правилами
безопасной работы с ними; учить делать
поделки, творчески мыслить
Шишки, листья, палочки,
клей
Ноябрь (ткань)
Создание коллекции
“Ткани”
Преобрази кусочек
ткани
Открытка «Цветы»
Познакомить детей с тканью и ее
свойствами (склеивается, сшивается,
стирается, линяет, режется, мокнет, рвется,
мнется); научить преобразовывать кусочек
ткани в одежду для кукол, картинку;
воспитывать трудолюбие, аккуратность
Ткань, бумага, краски,
ножницы, нитки, иголка
Декабрь (бумага)
Снежинки
Цепочки
Елочки
Игрушки-шумелки
Продолжать знакомить детей с бумагой и ее
свойствами (легко режется, впитывает воду,
склеивается, мнется, плохо разглаживается
руками, хорошо гладится утюгом); научить
детей правильно пользоваться ножницами,
вырезать из бумаги не сложные детали,
делать надрезы; воспитывать умение
доводить начатое дело до конца
Бумага, клей, ножницы
Январь
(поролон)
Снежки
Гусеница
Божья коровка
Познакомить детей с новым материалом для
изготовления поделок и его свойствами
(легкий, не тонет, впитывает воду, плавится,
красится), бывает разного цвета и толщины,
им наполняют игрушки, мебель; закрепить
умение пользоваться ножницами в
преобразовании кусочка поролона в нужную
поделку; воспитывать умение радоваться
результату своего труда
Поролон, ножницы, шнурки,
маркеры
Февраль
(бросовый
материал)
Мебель для кукол
Аппликация
“Поздравляем папу”
Собачка
Познакомить детей со свойствами картона.
Продолжать учить детей делать поделки из
разнообразного бросового материала
используя знакомые приемы работы;
развивать интерес, творчество
Цветной картон и бумага,
упаковочная бумага, клей,
ножницы, коробочки,
бутылочки
Март (лента)
Цветочек в подарок
маме
Открытка
Пуговичное дерево
Познакомить детей с новым материалом и
его свойствами (сшивается, склеивается,
стирается, тянется, гладится, красится,
плохо мнется, стрижется); развивать
интерес к работе с лентами, радоваться
полученному результату
ленточки, ножницы, нитки ,
пуговицы
Апрель
(спичечный
коробок)
Кораблики
Самолеты
Продолжить учить делать поделки из
простых материалов-спичечных коробок.
научить правильному пользованию
инструментами и безопасности при работе с
Спичечные коробки,
палочки от мороженого,
клей
Танк
ними; воспитывать умение доводить начатое
дело до конца
Май
Выставка работ
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы
Месяц
Тема
Программные задачи
Материал
Сентябрь
Заготовка бросового и
природного
материалов
Оклеивание
коробочек и баночек
для хранения
собранного материала
Продолжать знакомить детей с
разнообразием природного, бросового
материалов и использование его в
изготовлении поделок
Ракушки, камушки, листья,
шишки, палочки, проволока,
фантики, картон, баночки,
коробочки, поролон,
косточки, веточки,
сухоцветы, семена
Октябрь
(природный
материал)
Звери
птицы
Рыбы
Обогащать знания детей о разнообразии
природного материала и его использовании
в поделках; продолжать учить делать
поделки из этого материала;
способствовать коллективной
деятельности, умению планировать свою
работу; доводить начатое дело до конца
Шишки, листья, палочки,
клей, веточки, цветы, семена
Ноябрь (ткань)
Игрушки для елки
( диски)
Домики для
гномиков
Солнышко
Продолжать учить детей работать с тканью
разного вида и качества; создавать поделки
и одежду для кукол, преобразовывая ее с
помощью скрепления степлером и клеем;
умение радоваться полученному результату
Диски, бумага, клей,
картинки
Пластиковая бутылка, бумага,
ножницы, нитки, степлер
Декабрь (бумага)
Снежинки
Цепочки
Продолжать учить детей правильно
пользоваться ножницами; уметь работать
по схеме, рисунку; закреплять умения
самостоятельно складывать и вырезать из
Бумага, клей, ножницы
Елочки
бумаги, сложенной пополам и гармошкой,
срезать не нужные части, соединять;
оформлять поделку, проявляя творчество,
фантазию
Январь
(поролон)
Гусеница
Божья коровка
Снеговик
Закрепить знания детей о поролоне и его
свойствах; способствовать созданию уже
знакомых поделок, усложняя их по своему
желанию, проявляя фантазию, творчество;
желание работать в коллективе и доводить
начатое дело до конца
Поролон, ножницы, шнурки,
маркеры, клей, детали от
конструктора
Февраль
(бросовый
материал)
Аквариум для рыб
Рубашка для папы
Жираф
Обогатить знания детей о разнообразии
бросового материала и его использование
при изготовлении поделок; напомнить
правила безопасности в работе с мелкими
деталями, клеем, ножницами; развивать
фантазию; воспитывать трудолюбие,
аккуратность
Цветной картон и бумага,
упаковочная бумага, клей,
ножницы, коробочки,
пуговицы, бусинки,
проволока, ленточки
Март (лента,
нитки)
Цветок
Букет для мамы
Брошка для мамы
Учить детей делать поделки из знакомого
материала, дополняя и оформляя их
нитками, ленточками; развивать
эстетический вкус, умение проявлять
самостоятельность и творческие
способности в выборе цветовой гаммы
ножницы, нитки, бусинки,
клей, пуговицы, ленточки,
ткань
Апрель
(бросовый)
Кораблики
Самолеты
Танк
Закрепить умение детей работать с
разнообразным материалом, применяя
знакомые приемы и методы, проявлять
творчество, фантазию, инициативу,
дружеские взаимоотношения
коробки, ножницы, клей
Май
Выставка работ для родителей и детей
других групп
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы
Месяц
Тема
Программные задачи
Материал
Сентябрь
Заготовка бросового и
природного
материалов
Подставка для
карандашей
Пирамида для
мелочей
Продолжать знакомить детей с
разнообразием природного, бросового
материалов и использование его в
изготовлении поделок
Учить видеть необычное в обычном,
применяя знакомые умения и навыки
конструирования (сделать углубления,
покрасить); развивать фантазию, творчество
Закрепить умение работать молотком и
отверткой, соблюдая правила техники
безопасности с мелкими деталями; умение
работать в коллективе
Ракушки, камушки, листья,
шишки, палочки, проволока,
фантики, картон, баночки,
коробочки, поролон,
косточки, веточки,
сухоцветы, семена
Клеенка, фартуки, перчатки,
черная и красная краска в
баллончиках, платформа-
след от обуви
Баночки, досочки, палочки,
молоток, гвозди, отвертка,
саморезы
Октябрь
Кормушка для птиц
Закрепить знания детей о свойствах
пластика (режется, плавится, не тонет,
склеивается); умение преобразовывать
бросовый материал в задуманный путем
вырезывания отверстий и скрепления между
собой; радоваться результатам своего труда,
воспитывать заботу о птицах
Три пластиковые бутылки,
проволока, веревка, скотч,
ножницы, маркер
Шпагат, прутья березы, нож-
резак, ножницы
Букет из листьев
Картина из листьев
Вспомнить способы плетения из бумаги и
ниток; познакомить с плетением коврика из
прутьев и шпагата; развивать мелкую
моторику рук; умение работать в коллективе
и видеть результат своего труда
Познакомить детей со значением слова
флористика-создание поделок и картин из
природного материала; развивать
творчество, фантазию; способствовать
коллективной деятельности, речевому
общению детей
Листья, цветы, ветки,
палочки, клей
Ноябрь
Телевизор
Кольца-держатели для
салфеток в подарок
маме
Продолжать учить детей делать поделки из
разных материалов; обогащать знания детей
о разнообразии природного материала и его
использовании в поделках; развивать
инициативу, творчество
Закрепить у детей умение выполнять
поделку из бросового материала, закрепляя
их свойства; использовать в работе
полученные ранее знания, умения и навыки;
развивать творчество, фантазию
Коробка, пластмассовые
рыбки, веточки, камушки,
бусинки, клей
Проволока, ткань, ленточки,
бусинки, клей
Декабрь
Коробочки с секретом
Познакомить детей с новой техникой в
работе с бумагой-декупаж, показать
Бумага, клей, ножницы,
ткань, нитки, картон,
Чудесные
превращения картона
Смешарики
способы изготовления-оклеивание
объемных форм и украшение их по
желанию; развивать творчество, мелкую
моторику рук, художественный вкус
Познакомить детей с новым, будучи
забытым, рукоделием квилинг,
бумагокручение; способствовать новым
творческим возможностям детей в работе с
бумажными полосками и картоном
коробочки
Картон, бумага, клей,
ножницы
Январь
Совенок
Медвежонок
Мышонок
Продолжать учить детей работать с
картоном и нитками; научить детей
обматывать колечко нитками, делать узелки,
разрезы и дополнять поделку мелкими
деталями; развивать мелкую моторику рук,
дружеские взаимоотношения
Картон, нитки, цветная
бумага, ножницы, клей
Февраль
Совенок
Цветок в подарок
Пуговичное дерево
Учить создавать задуманное, пользуясь
трафаретом, добавлять к основному то, чего
не достает до воплощения замысла; учить
творчески мыслить, развивать
художественный вкус
Предоставить детям возможность
использовать бросовый материал так, чтобы
получилось задуманное, узнаваемое,
используя знакомый способ
конструирования-составление целого из
Пуговицы, клей, глазки
Пуговицы, клей, картон,
проволока, перышки
частей; продолжать развивать творческие
способности и мелкую моторику рук
Март
Ваза в подарок
Цветок из ракушек и
лент
Открытка
Продолжать учить детей использовать для
своих поделок пластиковые бутылки;
познакомить с новым способом
изготовления поделки-обкручивание
объемных форм; желание выполнять работу
до конца и радоваться полученному
результату
Закреплять умение работать с
разнообразным материалом; выполнять
поделку, радоваться результатам своего
труда, радовать других; воспитывать умение
доводить начатое до конца
Пластиковые бутылки,
гипсовый бинт, вода,
ножницы, лак
Картон, атласные ленты,
ракушки, клей
Апрель
Кораблик
Рыбка
Чудесное
Продолжать учить детей делать поделки из
разных природных материалов, используя
знакомые методы и приемы
конструирования: деление на части,
соединение, скрепление, дополнение;
способствовать развитию умения
планировать предстоящую работу; развивать
инициативу, творчество, фантазию и
мелкую моторику рук
Продолжать учить детей видеть не обычное
в обычных предметах; умение дополнять
Палочки, кора, скорлупа
грецких орехов, ткань, клей
Перчатки, нитки, ленточки,
пуговицы, мех, бусинки,
превращение перчаток
задуманное мелкими деталями, выбирать
красивые цветовые сочетания;
способствовать коллективной деятельности,
речевому и игровому общению детей;
развивать художественный вкус, замысел,
фантазию
вата, клей, ножницы
Май
Выставка для детей и родителей
Используемая литература:
1. «Творим и мастерим». Куцакова Л. В. М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
2. «Творчество детей с различными материалами» Брыкина Е.К.,2002г.
3. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Корчинова О.В. Ростов Феникс, 2002г.
4. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).
Гусакова М.А. ТЦ “Сфера”, 2000г.
5. «Поделки из бумаги» Е.А. Каминская Москава,2011г.
6. «Лепка из глины» С.Ю. Ращупкина Москва, 2011г.
7. «Мозаика из крупы и семян Москва, 2011г.
8. «Поделки из спичек» Г. Акимова Ленинградское издательство, 2009г.
9. «Оригинальные картины из цветов и листьев» А.Л Лузи «Контэнт», 2010г.
10. «Аппликация» Е.А. Румянцева Мир книги, 2009г.
11. «Аппликация из природных материалов» Н.В. Дубровская Санкт-Петербург «Сова» 2008г.
12. «Из чего сделаны предметы?» Дыбина О.В Методическое пособие. – М., 2003г.
13. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009
14. . Малышева А.Н. Струкова Т. Н. «Фигурки, игрушки, сувениры. Аппликация, бумага», Ярославль: ООО «Академия
развития», 2012г.
15. Делаем открытки, «Хобби-клуб». М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2012г.
16. «Дошкольное воспитание» - журнал 2000-2005, 2006-2008 гг.