"Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ"
Автор: Емалтынова Елена Андреевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ" Раздел: дополнительное образование
Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор
развития творческого потенциала учащихся ДМШ.
Емалтынова Е.А.
МАУДО «Детская музыкальная школа №1»
Чтобы иметь основания для творчества, нужно,
чтобы сама жизнь ваша была содержательна.
Ибсен Г.
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество
не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и
продолжительного формирования личности.
Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой дея-
тельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музы-
кальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество
говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям
на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В
этом и есть истинная радость творчества.
Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и
развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является заня-
тие музыкой.
Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или
иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы эле-
ментарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту про-
жить...».
Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат.
В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей –
сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познаватель-
ной активности.
В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют
поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в ДМШ и ДШИ.
Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения
и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе
образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских
навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием
личности и раскрытием творческого потенциала.
Помимо учебных программ, которые реализуются в ДМШ и направлены
на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным
мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность.
В нашем городе есть хорошая традиция проведения различных концертов и
мероприятий для детей и их родителей. В органном зале можно послушать
классическую и народную музыку в исполнении ведущих коллективов города,
таких, как «Камерный оркестр Игоря Лермана», ансамбль «Наигрыш» и самых
известных музыкантов нашего времени как России, так и зарубежья. Концерты
Джазового оркестра «Визит» знакомят нас с джазовой музыкой. Картинная га-
лерея, различные музеи, библиотеки, театры – регулярно проводят культурные
мероприятия для школьников. Каждый вид искусства пробуждает в человеке са-
мые лучшие чувства.
Посещение
концертов
оказывает
воздействие
на
формирование
музы-
кально-эстетических вкусов, побуждает детей к занятиям музыкой, расширяет
кругозор, способствует гармоничному развитию личности.
Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого
потенциала учащихся. Воспитанники нашей школы часто выступают на концер-
тах в общеобразовательных школах, детских садах, во Дворцах культуры и на
многих других концертных площадках.
Каждый учащийся нашей школы имеет возможность почувствовать себя
исполнителем. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обу-
чения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у уча-
щихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в
юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуваже-
ние, инициативу, стремление к совершенству.
Мы с ребятами часто выходим на концертные площадки нашего города. Во
дворце культуры «Энергетик», на мероприятиях клубов «Ровесник» и «Ве-
теран» дети с удовольствием делятся своим творчеством, исполняя любимые
произведения.
В
Центральной
библиотеке
регулярно
проводят
выставки
и
встречи с известными творческими людьми. Посещая такие мероприятия, у ре-
бят есть возможность узнать много интересного и проявить себя, выступив с
концертным номером. Как правило, на такие мероприятия в качестве слуша-
телей с радостью приходят родители, их переполняет гордость за своих детей.
Это помогает почувствовать нужность занятий музыкой, расширяет кругозор и
стимулирует развитие творческого потенциала.
Наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, обще-
школьных и классных концертах для родителей, где даётся возможность высту-
пить абсолютно каждому ребёнку независимо от их музыкальных способно-
стей. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и при-
знанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия
от других, знаки уважения и признания.
Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных
форм организации работы учащихся, и, пожалуй, самая действенная мотивация
развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного твор-
чества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Кроме прочего,
этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно
и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешно-
сти педагогической деятельности.
Наблюдая за детьми, понимаешь, что они с радостью могут продемонстри-
ровать зрителям, родителям и педагогам умение играть на инструменте, с ин-
тересом пробуют себя в роли ведущего концерта, читают стихи, могут проявить
себя как вокалисты и художники. Всё это способствует оживлению учебного
процесса, росту интереса детей к обучению в музыкальной школе и, как ре-
зультат, их творческому развитию.
Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обуче-
ния, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие
качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат.
Несколько слов хочется сказать об ансамблевом музицировании.
Игра в ансамбле доставляет детям большое удовольствие и влияет на раз-
витие творческих способностей учащихся. Многие учащиеся, окончив музы-
кальную школу, продолжают заниматься в ансамбле и в оркестре. Это происхо-
дит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому му-
зицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложив-
шемся коллективе.
Внеклассная
и
концертная
деятельность
(конкурсы,
сольные
концерты,
концерты класса, посещение городских культурных мероприятий) способству-
ю т побуждению к творческой активности и зарождению интереса к занятиям
творчеством, постепенно, незаметно для учащихся, превращаются в стойкую
потребность общения с искусством.
После окончания школы многие наши выпускники не расстаются с музы-
кой. Одни продолжают музицировать, посещать концертные залы, становясь ак-
тивными слушателями классической и народной музыки. Обучаясь в ВУЗах ак-
тивно участвуют в студенческой творческой жизни. Другие – продолжают учёбу
в классе профориентации, готовясь к поступлению в ССУЗ. Третьи – продолжа-
ют учёбу в средних и высших учебных заведениях. Все эти факты ещё раз под-
тверждают, что формирование мотивации учащихся к творческой деятельности
способствует превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потреб-
ность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой ча-
стью жизни человека, одухотворяя её и наполняя глубоким смыслом.
Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать
свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет
сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству.
Известный немецкий композитор и педагог К. Орф в середине XX века со-
здал школу музыкально – творческого развития детей, доказав, что творческое
общение с музыкой активизирует весь процесс познания.
А. Шопенгауэр говорит о том, что в творчестве человек не столько откры-
вает мир, сколько создаёт его.
И. Кант считал творчество высшей формой деятельности человека.
Э. Фромм полагал, что если влечение к творчеству не получает реального
выхода, возникает тяготение к разрушению.
Современные методы обучения предполагают реализацию творческого по-
тенциала ребёнка, при котором деятельность становится: «методом приобрете-
ния и поддержания духа поиска, исследования, творчества, методом приведения
ребёнка в состояние наибольшей активности».
Доказано, что творческая активность в любом возрасте способствует фор-
мированию следующих, жизненно важных в современном мире человеческих и
профессиональных качеств:
оригинальность, необычность высказываемых идей;
умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной
ситуации;
реализация своего творческого замысла;
рост коммуникативных способностей, умение работать в коллективе,
сотрудничать с коллегами, умение сработаться, вписаться в новый коллектив;
умение понимать и бережно, разумно использовать индивидуальные
ресурсы своего организма;
способность видеть задачу под иным углом зрения, замечать новые
возможности применения.
Развитие творческой личности есть результат соотношения и взаимодей-
ствия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллек-
туальные способности и умения), эмоционального переживания процесса твор-
чества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру.
Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из
собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что
большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творче-
ских способностей и формирование потребности в общении с искусством. По-
лученные музыкальные знания наполняют жизнь ребёнка яркими впечатления-
ми и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших
музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духов-
но богатым человеком.
Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творче-
ский подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к
изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала –
приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем
быть успешным в любой области деятельности.
Список литературы
1. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория,
практика: моногр. – СПб.:2005. – С. 293.
2. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого
потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
– С. 84.
3 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и
развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42.
4.Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.:
2001. – С. 367.