"Профессиональная культура и корпоративная этика педагога"
Автор: Авдонина Галина Алексеевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Дельфинчик" Населённый пункт: город Озёры, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Профессиональная культура и корпоративная этика педагога" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Профессиональная культура и корпоративная этика педагога»
МБДОУ детский сад №2 «Дельфинчик»
города Озёры Московской области
воспитатель высшей квалификационной категории
Авдонина Галина Алексеевна.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время основным направлением инновационной работы в
детском
саду,
как
вы
знаете,
является
реализация
гуманистической
составляющей образования, которая обеспечивается личностью педагога. К
педагогам
сегодня
предъявляются
наряду
с
вполне
обоснованными
требованиями и много завышенных, нереалистических. Необходимо чёткое
разграничение
между
первыми
и
вторыми,
разобраться
в
этом
помогут
хорошо
продуманные
нормы
профессиональной
морали.
Завышенные
требования невольно провоцируют педагогов на минимизацию, сокращение
своих
профессиональных
обязанностей.
Увеличивается
напряженность
в
отношениях с родителями, которые разочаровываются в своих ожиданиях и
не видят в педагоге партнера по совместному воспитанию детей. Защитить
педагогов
от
преувеличенных
и
необоснованных
требований,
а
дошкольников
и
родителей
от
профессиональной
некомпетентности
и
ошибок
педагогов
смогут
выверенные
нормы
реалистической
профессиональной
морали.
Без
морали
и
нравственности
ни
одна
организация
(деятельность)
не
может
быть
эффективной.
Свод
этических
норм, способствующих достижению целей, стоящих перед детским садом в
управленческой
науке
получил
название
«корпоративная
этика».
Корпоративная этика педагога, следовательно, подразумевает определенные
требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации
образовательного учреждения, дошкольников и их родителям, а также ко
всему социальному окружению.
Кодекс чести педагога. Отношение к образовательному учреждению –
преданность,
благодарность.
Отношение
к
работе
–
усе рди е ,
ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою
работу. Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.
Отношение к дошкольникам – сотрудничество, внимание.
Педагогическая
мораль
определяет
педагогическую
целесообразность
и
необходимость
установления партнерских отношений с детьми за счет: Уважения личности
дошкольника; обращения к детям по имени (звук собственного имени для
человека
–
самая
приятная
мелодия;
услышав
его,
дошкольник
«автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком);
исключения в общении с детьми крика и оскорблений. При восприятии слов
ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь, потом усваивает смысл
сказанного.
Крик
педагога
вызывает
у
детей
реакцию
защиты
и
теряет
воздействующую силу.
Планирования
организованной
и
самостоятельной
деятельности
совместно
с
дошкольниками:
раскрытия
и
развития
индивидуальности
каждого дошкольника в организованной и самостоятельной деятельности;
выявления
и
поощрения
индивидуальных
положительных
качеств,
достижений дошкольника.
Учета
мнения
детей,
признания
собственной
вины
во
всех
возникающих
проблемах;
реализации
на
практике
права
детей
на
собственное
убеждение
и
выбор.
Требования
кодекса
профессиональной
этики по отношению к родителям дошкольников: сознание и нравственная
ответственность
перед
родителями
детей
за
результаты
обучения
и
воспитания.
Поиск
контактов
с
родителями
детей
и
осознание
своей
ответственности
за
организацию
такого
сотрудничества.
Вы
знаете,
что
родители детей и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за
воспитание
ребёнка
перед
обществом.
Педагогическая
целесообразность
этого требования основана на необходимости всесторонней информации о
ребёнке
и
учёте
её
в
работе
педагога,
а
также
на
необходимости
преодоления
разнобоя
в
требованиях
по
отношению
к
ребёнку
между
сторонами. При этом контакты педагога с родителями детей должны носить
постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты
с родителями детей могут лежать в области высокой самоуверенности в
своих
педагогических
возможностях,
равнодушии,
отсутствии
чувства
сознания и ответственности.
Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и
показать
детям
наиболее
значимые
качества
их
родителей.
Причём
педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к
важной
стороне
нравственности,
заставляет
их
задуматься,
с
какими
интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда педагогу, правда,
приходится
прибегать
к
усилиям,
дабы
преодолеть
отчуждение,
которое
могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог,
который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей,
поднимает и свой авторитет.
Недопущение
оскорбления
родительских
чувств
необоснованной
оценкой
способностей,
и
поведения
детей.
Ведь
всякая
небрежность
и
предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим
родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать детям
только объективную характеристику. Когда педагог осведомлён о семейных
устоях
и
умеет
понять
родительские
чувства,
он
говорит
о
ребёнке
уважительно
и
со
знанием
дела,
приобретая
в
родителях
союзников
в
обучении и воспитании.
Тактичное
предъявление
необходимых
требований
к
родителям
с
целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических
взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.
Это
означает,
что
родители
могут
в
чём-то
ошибаться,
совершать
непедагогические
действия,
в
чём-то
пренебрегать
воспитанием
детей,
следовать
устаревшим
воззрениям
–
и
педагог
из
соображений
сотрудничества
и
создания
благоприятных
условий
для
педагогического
процесса
должен
помочь
развивать
педагогическую
культуру
родителей,
объяснять
им
зло
педагогической
безграмотности
по
отношению
к
их
ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои
обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном
педагогическом
бессилии
и
нежелании
нести
ответственности
за
дошкольника. Анализ критических замечаний родителей дошкольников по
отношению к педагогу.
Профессиональная
мораль
требует
от
педагога
доброжелательного
отношения
к
замечаниям
родителей
в
его
адрес.
Хотя
психологически
педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания,
так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще.
Критика
от
родителей
детей
приобретает
более
конкретный
и
деловой
характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том,
что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают дети
и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса.
Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в
замечаниях
родителей
нечто
полезное.
Тем
более
что
при
отсутствии
критики
недовольство
родителей
сохраняется,
приводя
к
взаимному
непониманию
и
недоверию
к
авторитету
педагога.
В
конечном
итоге
родители должны оценивать и положительные качества педагога.
В
своей
книге
К.М.
Левитан
определял
необходимый
минимум
этических
норм
педагога,
но,
окончательно
его,
сжав,
можно
выделить
главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не
навреди себе, чтобы не навредить никому».
Профессиональная
этика
предполагает
высокий
уровень
общей
культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность
ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и
практически
реализуются
в
образовательных
процессах.
Задача
современного
детского
сада,
направленная
на
создание
условий
для
саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только
педагогам с высоким уровнем культуры.
Профессиональное
сознание,
профессиональную
культуру
педагога
возможно
формировать
только
как
культуру
специалиста
в
области
человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».Культура
общения - доброжелательность, эмпатия
- умение видеть мир глазами
других,
умение
понять
другого,
умение
управлять
своим
состоянием,
чувствами, чуткость, такт, внимание, требовательность к себе, терпимость к
другому,
оптимизм.
Внешний
облик
идеального
педагога
приятное
выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества которые
дети
больше
всего
ценят
в
педагоге:
чувство
юмора,
терпение,
доброту,
весёлый характер, чуткость, внимание, такт, требовательность к себе. Как вам
кажется,
может
ли
один
человек
обладать
всеми
этими
качествами,
соответствовать всем этим требованиям? Не торопитесь отвечать, что это
невозможно.
Послушайте сначала следующую притчу. «Это невозможно» Однажды
ученик мудреца завел с ним разговор о возможном, и невозможном. То, что
говорил мудрец, ученик не совсем понимал. Мудрец это заметил и, подойдя
к
двери
комнаты,
в
которой
они
находились,
сделал
на
двери
надпись
краской: «Это невозможно». Мудрец предложил ученику подойти к двери.
Тот подошел. Что ты видишь? – спросил мудрец. Я вижу сделанную Вами,
учитель, надпись «Это невозможно», - ответил ученик. Что ты будешь делать?
– спросил мудрец. Так как дверь предназначена для того, чтобы в нее войти
или выйти, - рассуждал ученик, - то я открою дверь и войду в нее. Открой, -
сказал мудрец, - и войди! Ученик подчинился. И как только он открыл дверь
и вошел в нее, мудрец спросил: Ты видишь то, что написано на двери? Нет.
Значит,
невозможное
возможно?!
На
современном
этапе
модернизации
образования
соблюдение
норм
корпоративной
этики
является
остро
необходимым
условием
-
условием
эффективного
существования
организации.