Напоминание

"М.Ю. Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива". Проблема гармонии человека и природы. "Молитва", "Ангел". Мастерство поэта в создании образов"


Автор: Рахманова Альфия Миннахматовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г.Азнакаево"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "М.Ю. Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива". Проблема гармонии человека и природы. "Молитва", "Ангел". Мастерство поэта в создании образов"
Раздел: среднее образование





Назад





«М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и

природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов»

Конспект урока по литературе в 7 классе .

Рахманова А.М, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г.Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района РТ.

Цель урока:
создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
Задачи

обучающие
: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие задачи:
создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
Воспитательные задачи:
создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
Тип урока:
урок сообщения нового материала.
Оборудование:
электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтова, портреты поэта. Ход урока.
I. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. (Вступительное слово учителя).
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души. Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному. И как не похожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры. Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете. Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта. Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели... А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова. Какой же он - ваш Лермонтов? Ответьте на этот вопрос, поразмышляв после этого урока дома.
2.
Сегодня прочитаем три его стихотворения. У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них «В минуту трудную..» написано в 1939 году. 1).
Подготовительная беседа.
Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
Молитва
— это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи Каким должно быть внутреннее состояние молящегося? (Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения. Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».) 2) Стихотворение «Ангел» посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839- 1840-х годах. Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи. 3) Послушаем его. (Стихотворение выразительно читается учителем.) 4) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова). 5) Истолкование. О чем пишет поэт? (Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту). В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу: Есть сила благодатная В созвучьях слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Объясните значение эпитета «благодатная». (благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых» Какие отметим художественные средства выразительности? (
Эпитеты, употребленные с инверсией:
«в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть» Ощущение песни создают
повторы
(«И верится, и плачется, /И так легко, легко…»). Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)
Какую молитву твердит наизусть поэт?
Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту? 6)
Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)
7)
Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Оценка.
Чем вам понравилось стихотворение? (Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие. Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)
3. Работа над стихотворением «Ангел».
1)
Подготовка к восприятию стихотворения (Слайд 22)
Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году
.
Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не
могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела» 2)
Чтение стихотворения «Ангел».
( Читает наизусть подготовленный ученик). 3)
Восприятие.

Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни). 4)
Истолкование.

О чем рассказывает стихотворение?
(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить: И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Дом.задание: выучить одно стих-е наизусть.


В раздел образования